Крымская война, это очень особый случай. Она по своей сути очень похожа на австро-прусскую войну того же периода. Воевали скорее не за то, чтобы знатно набить друг другу морду, но чтобы сменить политическую ориентацию побеждаемого. Особенность кардинальной эпохи - крайний цинизм в достижении своих целей всеми участниками.
Англичане в тот раз хотели разрушить военную машину России, так как на суше все было - очень непросто. Несмотря на то, что происходило вокруг Севастополя, Россия постоянно угрожала вторжением в английские Бремен с Ганновером. А англичане вели войну на истощение русской казны, так как все понимали, что рецепт пополнения казны в тот момент был лишь один. Нужно было освобождать крестьян от крепостной зависимости. Однако хитрость ситуации заключалась именно в том, что крепостное право было фактически единственным способом материальной поддержки основной массы русского офицерского корпуса. По сути своей - офицеры жили со своих имений, а жалованье их было вещью формальной. Мало того, - в основных и лучших полках бытовая жизнь была обустроена лучше именно потому, что целые полки порой содержались из кармана командиров и начальников штаба полка. Казна это только приветствовала. Именно эта особенность русской военной жизни была главным препятствием для комитета по крепостному праву, во главе которого с 1826 года состоял тот же граф Бенкендорф. При том, что само по себе крепостное право было крайне обременительно для развития самой Империи - в тот миг не было иных способов сохранения столь обширного офицерского корпуса Российской Империи. Мало того, согласно памятным запискам Бенкендорфа, подчеркивалось, что в случае отмены крепостного права - самые дельные офицеры уйдут на гражданские должности, так как им нужно будет кормить теперь свои семьи, а это - невозможно на службе по казенному департаменту. Таким образом по прогнозам Третьего Тайного Управления - отмена крепостного права - рано, или поздно должна была привести к деградации русской армии в целом, так как самые дельные молодые люди - предпочли бы гражданскую стезю - военной. Данное рассуждение весьма понравилось Императору Николаю и он в конце жизни очень любил на него ссылаться в качестве наиболее важной контры отмене крепости. Что любопытно, - предсказание Бенкендорфа и здесь оправдалось, - деградация офицерского корпуса к концу 19-го века по сравнению с его началом была разительной. Именно это и было главной целью Британии, которая не желала терпеть против себя столь огромную русскую армию на континенте. И как мы видим этой цели они добились. Добились и прослезились, ибо к моменту собирания урожая Россия оказалась уже союзником, но армия у нас расползалась по швам (именно так как британцы все и планировали!) и пришлось им самим долбиться при Марне и Сомме... Бойтесь своих желаний, они могут исполниться
.
У Франции в той войне была задача - добиться союза с Российской Империей. Немного странно звучит, особенно когда для достижения данной цели требуется воевать, но не забудьте, что точно такую же цель ставил перед Пруссией Бисмарк, начиная войну с Австрией и по итогам войны победительная Германия вошла в союз с побежденной Австрией, равно как по итогам Крымской войны победительная Франция немедля вступила в союз с формально побежденной Россией. Кардинальная эпоха - циническая. Только в ней возможны немедленные союзы со вчерашним противником, или войны с потенциальным союзником - с целью получения искомого союза...
У Австрии, которая в войне не участвовала, тоже была цель - не допустить Россию к балканским делам, а так же ослабить наше давление на их Галицию. Все ж таки по договору 1795 года - Галиция отходила к России, а то что мы по факту туда не пришли из-за восстания Костюшко, а потом - из-за благоглупостей Императора Павла, - ничего не меняло. Переговоры по поводу Галиции повторялись у нас с австрийцами с завидной регулярностью, шли на повышенных тонах и так далее. Именно поэтому перед войной австрияки нас банально подставили.
У Пруссии, которая хотела стать Германией, - тоже были свои цели. Им нужен был младший партнер. Россия не подходила, так как во всем вела себя как партнер старший и примерно с 1830-ых годов пруссаки начинают зондировать почву насчет возможного альянса с Австрией. При этом им было выгодно, чтобы австрийцы в чем-то заляпались, так как им нужна была СЛАБАЯ Австрия. Австрия в ссоре с огромной Россией это как раз то, о чем давно мечтала прусская дипломатия. После Крымской войны, - прусско-австрийская война с навешиванием люлей Австрии - стала неизбежной формальностью. Так что Пруссия не участвовала, но всячески гадила Австрии, для того чтобы сделать её союзницей...
У Турции была цель - просто и тупо - ВЫЖИТЬ.
У России ситуация была самая замысловатая. Я уже писал здесь о том, что задолго до войны - сразу по восшествии на престол Николая, - был проведен анализ отношений по возможной войне с Англией. Было выявлено, что - война неизбежна, победа в войне возможна, но по дальним последствиям подобная победа окажется более разгромной чем поражение. Таким образом - за четверть века до Крымской войны мы уже знали, что данная война случится, эта война будет проиграна - по экономическим обстоятельствам и стало быть - главная наша цель это - минимизация возможного ущерба от подобного поражения. Главной же целью в достижении чего-либо, - ставилась задача ухода от прямой конфронтации с Великобританией.
Вы будете смеяться, но все цели были достигнута. Ущерб от поражения в Крымской войне был минимален. На протяжении всего периода мы бережно вскармливали страну, которая должна ыла принять главный удар\гнев англичан, - Пруссию. С этой целью - сразу по воцарении Николая - мы ввели режимы наибольшего благоприятства в торговле с Пруссией, а так же - фактически восстановили с нуля прусскую армию. Цель была в том, чтобы Великобритания в будущем стыкивалась именно с Пруссией, а не с нами - грешными. Так что - когда такие звезды как супер-агрессивная Германия посреди Европы в середине 19 века зажигают - это - кому-нибудь нужно. В общем - кардинальная эпоха, - до предела циничная, до предела практичная и до предела - "Реал-Политик".
Так что Крымская это очень плохой пример. Война была мягко говоря, - более чем неожиданная - и скорее с кучей тайных целей, нежели - явных. Все чего-то очень хотели, но не могли/желали это всем прямо высказать.
Сейчас началась точно такая же кардинальная эпоха, - до предела циническая и до предела практическая. Все чего-то очень друг от друга хотят, только не желают сказать - зачем, для чего и как, - так как многих в такую пору используют вместо гондонов, или прокладок. Причем, - в темную. И многое на деле совсем не так, как оно выглядит.
Вот так - как-то...