© Royal Photographic Society | Бюст Юлия Цезаря из коллекции Британского музея. Фотография Роджера Фентона, сделанная по заказу Британского музея. Ориентировочно 1856 год.
Что пишут по этому поводу на сайте самого музея?
Скрепя сердце, музейные специалисты признаются - портрет
новодельный, вероятно восемнадцатого века, но очень, очень похож на настоящий:
ЦитатаModern marble head of Julius Caesar, the head is slightly thrust forwards and facing to its left with a keen expression, the pupils of the eyes are strongly marked; his hair is combed to the front, a device according to Suetonius that was used when his baldness became ridiculed. Although the bust probably dates to the 18th century it closely resembles portraits which are believed to give a fairly accurate idea of Caesar's appearance.
ссылкаЭто как понимать?
Ниже подробно объясняют, что бюст поступил в музей в 1818 году и до 1961 года считался чудесной античной скульптурой, пока его не изучили снова и не определили, что поверхность мрамора состарена искуственно..скорее всего, кто-то прошелся по ней дощечкой, утыканной гвоздиками..
А что у нас с другими античными портретами великого Цезаря?
Послушаем традисторика
...
Цитата1824 г. Э. Кв. Висконти и А. Монгес впервые затронули вопрос о портретах Цезаря в своей книге Iconographie Romaine. В 1882 г. Бернулли провел первое крупное исследование всех сохранившихся портретов Цезаря в книге Römische Ikonographie, где насчитал шестьдесят изображений Цезаря. В течение сотни лет, прошедших с момента публикации этой работы, добавилось еще семьдесят портретов Цезаря. В некоторых случаях они датируются эпохой Возрождения, и несколько портретов действительно было вырезано в то время. Другие являются работами XVII, XVIII или XIX веков; многие — современные подделки, но некоторые — подлинные, античные головы, хотя и не изображения Цезаря. На художественном рынке все еще появляются портреты Цезаря, или, по крайней мере, портреты, которые так идентифицированы любителями принимать желаемое за действительное. Несмотря на такое множество, на сегодняшний день имеется лишь около двадцати портретов, которые определенно можно идентифицировать как Юлия Цезаря...
ссылка"Определенно можно идентифицировать"....а по каким признакам???
Рис. 1a. Ватикан, Зал бюстов (ранее в Музее Кьярамонти, 107).
ЦитатаСамый важный из сохранившихся портретов Юлия Цезаря — это мраморный бюст в Ватикане, Зал бюстов, ранее в Музее Кьярамонти 107 (рис. 1a—b)1. Его общая высота 52 см, высота одной головы 26 см. Бюст изготовлен из белого мрамора. Нос, шея, грудь и подбородок современные. Поверхность лица была очищена, а рот переработан. В правом ухе просверлено глубокое отверстие. Голова является копией, вероятно, выполненной во времена Августа с бронзового оригинала, который можно датировать правлением Августа. Что касается идентификации, то не может быть сомнений в том, что это портрет Цезаря, так как голова очень сходна с изображением Цезаря на денарии, отчеканенном Марком Меттием в 44 г. до н. э.
Я правильно понял, эту скульптуру идентифицировали по изображению на монете?
А так можно?
ЦитатаС портретом из галереи Кьярамонти связано три портрета, которые следует считать репликами этого же типа. Первый — это портрет из Вены, Новый дворец, коллекция Эсте (рис. 3a—b)3. Бюст и нижняя часть шеи, нос и уши современные. Общая высота 31 см, высота одной головы 17 см.Бюст изготовлен из белого мрамора. Второй портрет, также из белого мрамора, находится в Турине, в Музее древностей (рис. 4a—b)4. Верхняя часть головы отсутствует, поверхность среза чистая, отсутствующая часть в античности могла быть изготовлена из мрамора или гипса. Общая высота 32 см; высота одной головы 21 см. Третья реплика типа Кьярамонти — портрет из Национального музея древностей во дворце Фарнезе в Парме (рис. 5a—b)5. Это маленький портрет, всего 11 см в высоту, из белого мрамора. Бюст и половина носа современные. Пармская голова была обнаружена в 1812 г. в ходе раскопок Старой виллы Веллея, возле Пьяченцы.
Долгое время считалось, что портретный тип Кьярамонти существует всего в четырех репликах и что этот тип отличен от группы портретов, следующих за портретом в Кампосанто в Пизе (рис. 6a—b)6. Голова из Кампосанто изготовлена из белого мрамора и составляет 29,5 см в высоту, лицо имеет высоту 17 см. В 1979 г. Хельга фон Хайнце высказала мнение, что портрет из Кампосанто является современной копией, «ein üblisches Villen-Dekorations Stück»[1]7. Если очистить портрет и удалить результаты современной реставрации, то можно было бы установить, какая часть его античная. Однако исследование ясно показывает, что портрет из Кампосанто — это античная реплика типа Кьярамонти. Следовательно, портреты, ранее считавшиеся репликами портрета из Кампосанто, скорее следует считать репликами портрета из галереи Кьярмонти
ЦитатаЦезарь в Ватикане, Зал бюстов, 272, сегодня, вероятно, самый узнаваемый портрет Цезаря в мире (рис. 29a—b)37. Однако это современная работа XVII или XVIII века.
Знаменитый "Зеленый Цезарь" из Берлинского Античного Собрания
ссылкаЦитатаЗнаменитый портрет Цезаря из темно-зеленого сланца в Государственном музее в Восточном Берлине поступил в Берлин из коллекции Жюльенна38 (рис. 30a—b) вместе с современным портретом Августа. В каталоге Карл Блюмель сообщает, что вся поверхность не очищалась, и на задней части головы действительно имеется слой, похожий на мел39. В музеях всего мира мало портретов, которые так трудно оценить: является ли он работой XVIII в.? Может ли он быть египетской работой римского периода, I в. до н. э., которая была переработана, в особенности нос и рот? Связан ли он как-либо с так называемым Марком Антонием в коллекции Бэнкса из Кингстон Лэси в Уимборне (рис. 31a—b)40? Мёбиус41 идентифицировал портрет из Кингстон Лэси как Цезаря, но с ним те же проблемы, что и с Цезарем из Берлина: является ли портрет античным? Если да, то можно ли считать его Цезарем? На сегодняшний день эта длинная череда вопросов остается без ответа.
Ну, уже ж бы пора было о чем-то догадаться, нет?
ЦитатаВ 1933 г. Эрих Берингер написал целую книгу, чтобы опубликовать портрет, который он назвал Цезарем. Это мраморный портрет в библиотеке Зелантея в Ачиреале на Сицилии (рис. 32)42. Портрет был обнаружен в 1676 г. возле Ачиреале вместе с вазами, монетами и куском мрамора с надписью C. IVL. CAESAR. Надпись пропала, но бюст является античным, вероятно, египетской работы; однако это не Цезарь, а безымянный портрет середины первого века до н. э.
ЦитатаВ 1965 г. на художественном рынке Мюнхена появился портрет под названием Цезарь, который был приобретен частным коллекционером из Швейцарии и теперь находится в Женеве (рис. 36)48. Это портрет в натуральную величину, почти полностью сохранившийся. Хотя может показаться, что он того же качества, что и портрет из Кьярамонти, 107, — это подделка. К сожалению, он копирует даже современные части портрета из Кьярамонти: нос, шею, подбородок и рот...
ЦитатаВ 1900 г. копенгагенская глиптотека приобрела портрет из Венеции, который происходит из Дворца Джустиниани-Реканати (рис. 23a—b)29. Эта фрагментарная статуя является независимым портретным типом Цезаря, созданным в начале правления Юлиев-Клавдиев. Она изготовлена из греческого мрамора и, вероятно, в Греции, поскольку около 1600 г. принадлежала Федерико Контарини, прокуратору Сан-Марко30. Она имеет большое сходство с портретом в Спарте, во лбу которого просверлены отверстия, вероятно, для крепления венка (рис. 24a—b)31.
ЗЫ. Если можно создать античный шедевр, то, вероятно, можно сочинить и родословную для этого сюжета...
Интересно, а по дырке можно посмотреть, каким сверлом ее просверлили?
А то тут такое клевещут:
ЦитатаПервые, очень примитивные сверла, представлявшие собой просто остро заточенный конус, получили широкое распространение в XIV веке. Как раз тогда, когда началось массовое внедрение мануфактурного производства и соответствующего перехода от ручного труда к машинному. Но лишь в XVIII веке, после того как Бенджамин Хантсмен создал высококачественную тигельную сталь, производство инструмента выделилось в отдельную отрасль. И в 1822 году сверло обрело современный вид – оно стало спиральным.
ссылкаЗЫ. Я читал, что в итальянском Риме даже сохранилось название улицы "виа делле ботеге оскуре" - "Улица темных мастерских"..и в конце 19 века там нашли гору не пошедших в серию мраморных заготовок..