Прошло несколько лет, и вопрос “ответственности за тех, кого мы приручили” сменился вопросом: “КОГО мы приручили?”. Не секрет, что Европа все больше разочаровывается в Украине. А разочаровываясь, урезает нам финансирование. Тем более что за четыре года в страну в общей сложности закачали около 16 млрд. евро. Из них 12 млрд. евро – в первые годы после революции гидности.
Теперь нам дают суммы скромнее: в прошлом году – 1,8 млрд. евро на год, в этом – 1 млрд. евро на два года. Причем по пррошлой программе макрофинансовой помощи мы получили только два транша на общую сумму 1,2 млрд. евро, а третий в размере 600 млн. евро, ожидавшийся в декабре 2017-го, нам так и не дали “из-за невыполнения четырех обязательств, связанных с программой”.
Первый транш из новой программы, по словам главы Представительства ЕС в Украине Хьюга Мингарелли, Украина получит в течение лета. Дополнительно Львову дали 35 млрд. евро на мусор или, как сказано в кредитном соглашении, – на “реализацию проекта по утилизации твердых бытовых отходов”.
Большую часть этой суммы – 20 млн. евро львовские власти получат в виде кредита от ЕБРР на 13 лет, 10 млн. евро – это подарок (инвестиционный грант от Восточноевропейского фонда энергоэффективности и окружающей среды), еще 5 млн. евро – льготный кредит от Фонда чистых технологий. Ну, «Львів – це Європа», как минимум исторически. Остальным территориям новые кредиты дают, но не столь охотно и не в таких объемах.
Многие кредитные линии заморожены в ожидании возобновления сотрудничества с МВФ. А здесь дела обстоят совсем плохо. Текущая программа Украины и МВФ объемом $17,5 млрд. выполнена лишь наполовину – $8,7 млрд. Более того, программа заканчивается весной 2019 года, как раз накануне выборов президента. В октябре предстоят выборы парламента.
А, как проговорился новый глава Нацбанка Яков Смолий, в год выборов Международный валютный фонд не рассматривает новые программы сотрудничества с партнерами. То есть если мы не получим деньги этим летом и осенью, и последний шанс – зимой 2019 года, то будем сидеть “без копья в кармане” до весны 2020 года. В лучшем случае. А то и до лета.
Министр финансов Александр Данилюк, которого Гройсман снова пытается уволить, уверен, что Украина получит очередной транш от МВФ в размере $2 млрд. летом 2018 года. Если в июне будет принят закон об Антикоррупционном суде.
заимствования будут не только дорогими для бюджета Украины, но и более доступными для иностранных инвесторов. Незаметно для широкой публики в середине мая Верховная Рада Украины приняла во втором чтении законопроект №6141 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия привлечению иностранных инвестиций".
За пространным названием скрывается весьма неординарный смысл: по сути, иностранцам разрешили покупать евробонды и ОВГЗ дистанционно через иностранного номинального держателя.
Как пишет ресурс FinClub, “таким образом, закон открыл нерезидентам путь к покупке активов в Украине через свои счета в ценных бумагах в иностранных банках – глобальных кастодианах. Такие международные банки, как ВNP Paribas, BNY Mellon, Citibank, Deutsche Bank, HSBC и JP Morgan, смогут стать депозитариями – номинальными держателями украинских бумаг”.
Теперь иностранные инвесторы не должны открывать счета в украинском депозитарии, проходить процедуру верификации и идентификация собственника. Им не надо приезжать и “показывать личико”. Покупать сможет кто угодно и сколько угодно – были бы деньги. Если окажется, что под личиной иностранного инвестора скрывается российский олигарх или наш украинский коррупционер, так и будет. Деньги нужны, будем считать, что они не пахнут, или, как минимум, не станем к ним принюхиваться.
FinClub сообщает, что чиновники через номинальных держателей надеются на приток 100 млрд. грн. инвестиций, но в реальности суммы будут меньше: максимум, десятки миллионов долларов.
P.S. Понятно, что такими мерами правительство пытается подтвердить свой запасной вариант – возможность заимствовать на мировых рынках без программы МВФ и успокоить кредиторов. Которых в свою очередь пугает МВФ, недавно заявивший, что дефицит финансирования Украины в 2018-2019 годах составит $4,5 млрд., а это превышает выделенную до настоящего времени поддержку международных партнеров.
ссылка

