5 марта 2014 года Европейская комиссия обнародовала подробности пакета финансовой помощи Украине на общую сумму 11 млрд. евро. Первый миллиард евро Украина получила мгновенно. По иронии его принимал и.о. министра финансов Юрий Колобов, которого мы потом неудачно пытались выловить с помощью Интерпола, но Испания надежно спрятала “чиновника диктаторского режима” от украинской тюрьмы.
Именно Колобов, на которого еще не успели навесить обвинение по ч. 2 ст. 367 УК «служебная халатность» за подписание в присутствии президентов двух стран кредитного соглашения Украины с Россией на $3 млрд в декабре 2013 года, назвал астрономическую цифру – в $35 млрд. Якобы такой объем макрофинансовой помощи для Украины может выделить Запад в течение 2014-2015 годов.
Возможно, что на переговорах, которые вели представители переходного правительства с послами ЕС, США, западных стран и финансовыми организациями, и звучала ориентировочная цифра в $35 млрд. Однако чрезвычайный саммит лидеров 28 стран ЕС урезал ее до 20 млрд. евро. Это, как сказал тогда глава комитета по иностранным делам Европейского парламента Эльмар Брок, находясь в Киеве, максимум, который Евросоюз готов “положить на стол на проведение реформ и предотвращение дефолта".
ЕС можно понять: помимо помощи Украине деньгами, европейцы помогали нам антироссийскими санкциями за Крым. Даже самые рьяные сторонники введения санкций говорили, что этот шаг обойдется им в миллиардную “копеечку”. Но, как люди “ответственные за тех, кого приручили”, европейцы были готовы страдать финансово ради европейского будущего Украины.
Прошло несколько лет, и вопрос “ответственности за тех, кого мы приручили” сменился вопросом: “КОГО мы приручили?”. Не секрет, что Европа все больше разочаровывается в Украине. А разочаровываясь, урезает нам финансирование. Тем более что за четыре года в страну в общей сложности закачали около 16 млрд. евро. Из них 12 млрд. евро – в первые годы после революции гидности.
Теперь нам дают суммы скромнее: в прошлом году – 1,8 млрд. евро на год, в этом – 1 млрд. евро на два года. Причем по пррошлой программе макрофинансовой помощи мы получили только два транша на общую сумму 1,2 млрд. евро, а третий в размере 600 млн. евро, ожидавшийся в декабре 2017-го, нам так и не дали “из-за невыполнения четырех обязательств, связанных с программой”.
Первый транш из новой программы, по словам главы Представительства ЕС в Украине Хьюга Мингарелли, Украина получит в течение лета. Дополнительно Львову дали 35 млрд. евро на мусор или, как сказано в кредитном соглашении, – на “реализацию проекта по утилизации твердых бытовых отходов”.
Большую часть этой суммы – 20 млн. евро львовские власти получат в виде кредита от ЕБРР на 13 лет, 10 млн. евро – это подарок (инвестиционный грант от Восточноевропейского фонда энергоэффективности и окружающей среды), еще 5 млн. евро – льготный кредит от Фонда чистых технологий. Ну, «Львів – це Європа», как минимум исторически. Остальным территориям новые кредиты дают, но не столь охотно и не в таких объемах.
Многие кредитные линии заморожены в ожидании возобновления сотрудничества с МВФ. А здесь дела обстоят совсем плохо. Текущая программа Украины и МВФ объемом $17,5 млрд. выполнена лишь наполовину – $8,7 млрд. Более того, программа заканчивается весной 2019 года, как раз накануне выборов президента. В октябре предстоят выборы парламента.
А, как проговорился новый глава Нацбанка Яков Смолий, в год выборов Международный валютный фонд не рассматривает новые программы сотрудничества с партнерами. То есть если мы не получим деньги этим летом и осенью, и последний шанс – зимой 2019 года, то будем сидеть “без копья в кармане” до весны 2020 года. В лучшем случае. А то и до лета.
Министр финансов Александр Данилюк, которого Гройсман снова пытается уволить, уверен, что Украина получит очередной транш от МВФ в размере $2 млрд. летом 2018 года. Если в июне будет принят закон об Антикоррупционном суде.
заимствования будут не только дорогими для бюджета Украины, но и более доступными для иностранных инвесторов. Незаметно для широкой публики в середине мая Верховная Рада Украины приняла во втором чтении законопроект №6141 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия привлечению иностранных инвестиций".
За пространным названием скрывается весьма неординарный смысл: по сути, иностранцам разрешили покупать евробонды и ОВГЗ дистанционно через иностранного номинального держателя.
Как пишет ресурс FinClub, “таким образом, закон открыл нерезидентам путь к покупке активов в Украине через свои счета в ценных бумагах в иностранных банках – глобальных кастодианах. Такие международные банки, как ВNP Paribas, BNY Mellon, Citibank, Deutsche Bank, HSBC и JP Morgan, смогут стать депозитариями – номинальными держателями украинских бумаг”.
Теперь иностранные инвесторы не должны открывать счета в украинском депозитарии, проходить процедуру верификации и идентификация собственника. Им не надо приезжать и “показывать личико”. Покупать сможет кто угодно и сколько угодно – были бы деньги. Если окажется, что под личиной иностранного инвестора скрывается российский олигарх или наш украинский коррупционер, так и будет. Деньги нужны, будем считать, что они не пахнут, или, как минимум, не станем к ним принюхиваться.
FinClub сообщает, что чиновники через номинальных держателей надеются на приток 100 млрд. грн. инвестиций, но в реальности суммы будут меньше: максимум, десятки миллионов долларов.
P.S. Понятно, что такими мерами правительство пытается подтвердить свой запасной вариант – возможность заимствовать на мировых рынках без программы МВФ и успокоить кредиторов. Которых в свою очередь пугает МВФ, недавно заявивший, что дефицит финансирования Украины в 2018-2019 годах составит $4,5 млрд., а это превышает выделенную до настоящего времени поддержку международных партнеров.
ссылка
Чем ближе к моменту голосования по Антикоррупционному суду, тем сильнее накаляется атмосфера в Раде.
Поспособствовало этому заявление Государственного департамента США, обнародованное во вторник, 5 июня.
Вашингтон
прямо потребовал согласиться с требованиями МВФ, остановившись на "центральной роли совета международных экспертов, которые обеспечат выборы квалифицированных судей".
Только после оценки фонда можно будет говорить о продолжении сотрудничества с ним. Упомянуто в заявлении и коррупция, "которая продолжает угрожать национальной безопасности Украины, процветанию и демократическому развитию".
Прямота вызвала негодование у собеседников в провластных фракциях. "
Мы же не Босния, чтобы разговаривать с нами в таком тоне. Мы страна с огромным населением. Суд в том формате, что они требуют будет означать переход к прямому внешнему управлению. ......." - возмущенно говорит мажоритарщик из БПП.
Неофициально депутаты говорят о беспрецедентном давлении, которое идет на все фракции и депутатские группы со стороны Запада с целью все-таки провести результативное голосование за нужный США и ЕС вариант отбора судей. Но нардепы не уверены, что даже это поможет.
"Идет обработка спонсоров партий, олигархов, - сказал "Стране" один из депутатов. - Но не факт, что это сработает.
Думаю, завтра будет наш ответ вашингтонскому обкому: и по суду, и по аудитору НАБУ .......".
"Давление идет очень сильное, но голосов за поправки, которые требует Запад, может не хватить. Ситуация 50 на 50", - сказал "Стране" другой нардеп.
https://strana.ua/articles/ana…-suda.html