Особый шарм ситуации придает сама история о. Змеиный.
Скрытый текст
Напомним, что Змеиный до конца XVIII века принадлежал Османский империи. После победы России в российско-турецкой войне в 1828-1829, остров отошел Российской империи.
В последующем, в результате поражения российской стороны в Крымской войне, Змеиный оказался во владении Турции, а уже в 1878 году он перешел под юрисдикцию Румынии, владевшей им до 1944 года.
После поражения Румынии во Второй мировой войне, до 1946 года на Змеином находились советские и румынские военнослужащие. В 1947 состоялась Парижская конференция, на которой было закреплено территориальное разграничение в Европе и заключен мирный договор, в соответствии с которым в 1948 году Румыния и СССР подписали протокол об уточнении линии советско-румынского границы, согласно которой, остров окончательно вошел в состав СССР.
Данные положения протокола были подтверждены в советско-румынском договоре о государственной границе от 1949 года и договоре о режиме государственной границы от 1961 года.
В 1975 Румыния поставила свою подпись под заключительным актом Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, который окончательно зафиксировал принадлежность острова УССР как составляющей СССР.
В 80-тих годах прошлого века, на шельфе вокруг острова были обнаружены месторождения газа и нефти. С 1991 года после распада Советского Союза остров находится в составе независимой Украины.
В конце 90-тих перед Румынией появился вопрос вступления в НАТО и ЕС, но неурегулированный спор с Украиной, вокруг линии морской границы, мешал интеграции.
Румынская сторона уговорила Киев подписать украинско-румынский договор об отношениях добрососедства и сотрудничества, который был заключен 2 июня 1997 года в Констанци.
Согласно настоящему договору, Румыния признала существующую государственную границу и государственно-правовую принадлежность острова Змеиный Украине. Вместе с тем, в результате недальновидности украинской дипломатии, Румынии удалось протянуть пункт, в соответствии с которым, каждая из сторон имеет право обратиться в Международный суд, если в вопросе о делимитации границы не будет достигнут компромисс.
Проблема вокруг морского шельфа так и оставалась нерешенной, поскольку Румыния умышленно затягивала время. Зато Бухарест резко выступил против попыток Украины возобновить судоходство в дельте реки Дунай.
Украинский канал в устье Прорва был создан еще в конце 50-тих лет и функционировал до 1994, обладая пропускной мощностью до 4 тысяч судов в год. Однако из-за инженерных недостатков, канал постоянно заиливало, что вынуждало вести непрерывные работы по его очистке.
С распадом СССР и войной в бывшей Югославии, объемы перевозок резко сократились, все работы по очистке канала были остановлены, что привело к окончательному заилению устья Прорва. В результате украинские перевозчики практически были вытеснены из этого региона, а главные грузопотоки начали осуществляться через румынский Сулинский канал, что превратило Румынию в судоходного монополиста в дельте Дуная.
Поэтому перед Украиной возникла неотложная потребность возобновления собственного судового хода в устье Быстрое. Впрочем, румынская сторона выступила с резкими протестами против строительства канала, отмечая то, что это приведет к поднятию уровня воды и нанесет вред экологии Дунайского бассейна, и заявила о намерении обратиться в Международный суд в Гааге, одновременно развернув в дельте Дуная строительство дамбы, которая отводила около трети водопотока на румынскую территорию.
Реакция Румынии полностью понятна и предопределена тем, что введение в эксплуатацию канала Дунай-Черное море в устье Быстрое создавало альтернативу румынским каналам для речных перевозок и составляло значительную конкуренцию, ведь стоимость прохождения по территории украинского транспортного пути ниже румынской на 40%.
К тому же, прохождение судов по каналу в устье Быстрое является круглосуточным, двусторонним и регулируемым, тогда как движение через румынские каналы является односторонним и осуществляется лишь в дневное время суток.
Конфликт между двумя странами скрыть не удалось, что поставило под вопрос вступление Румынии в НАТО, поскольку членами Альянса могут стать лишь те государства, которые не имеют нерешенных территориальных споров с соседними странами. Хотя, например, Греция и Турция уже не одно десятилетие враждуют из-за Северного Кипра, а Испания и Великобритания никак не могут разделить Гибралтар, тем не менее, это не мешает им быть членами НАТО.
3 февраля 2009 года в Гааге было объявлено решение Международного суда в деле спора Украины и Румынии о распределении Черноморского шельфа.
Вопрос статуса Змеиного был решен положительно для Украины, однако относительно прибрежной зоны суд стал на сторону Румынии, выделив Украине лишь 12-мильное территориальное море вокруг острова, тем самым фактически наделив Змеиный статусом скалы.
Лишь в юго-западной части от острова суд выделил Украине участок спорной зоны площадью 2,3 тысяч кв. км напротив Каркинитского залива, который приравняли к внутреннему водоему. В результате Румыния получила 79,34% спорных территорий Черноморского шельфа, а вместе с ними и огромные запасы нефти и газа.
МРК России охраняют нефтедобычу на морском шельфе.
Интересно , признала ли Россия решение Гаагского суда как правопреемник СССР?