Гибель катамарана на Волге
новая дискуссия
Дискуссия
409
Даже не знаю, где надо высказываться по этому поводу.
Есть Международные Правила Предупреждения Столкновения Судов. Когда уже 30 лет тому назад получал корки рулевого 2-го класса, то учил и на экзамене был вполне заковыристый вопрос. Справился. Когда получал корки капитанские, то экзамен был сильно проще — у тебя уже есть репутация. Правила в-общем естественные — это квинтэссенция здравого смысла и того, что называется хорошей морской практикой.
Теперь пример такой "хорошей морской практики". На пути на Московское море или Угличское водохранилище (Рыбинка место дурное) уйма шлюзов на канале Москва-Волга и затем на Большой Волге. Яхту одну никогда не шлюзовали. Стандарт: круизный теплоход, за ним Волго-Балт, и для тебя прямо под кормой Волго-Балта остался последний рым. И при выходе из шлюза неизменно Волго-Балт дает на десяток секунд полный ход, и мы с детворой изо всех сил цепляемся за рым и отталкиваемся от стенки — а из нее местами и арматура в тебя целится — чтобы нашу скорлупу о стенку шлюза не разбило. Этих десятка секунд хватает, чтобы набрать Волго-Балту допустимый в шлюзовой камере ход, но этого же он достиг бы и за тридцать без издевательства над нами...
В 1985 на детский яхтклуб, которым занимался на пару с его основателем, я уронил с неба четвертьтонник "Конрад-25" (такое было возможно только при социализме, детали фантастические, расписывать их долго). В Москве тогда спускали на воду около 40 лодок, и наша была единственной, которая была во владении детворы. Где-то в разгар первого сезона на воду в яхтклубе "Труд", где мы базировались, я получил нагоняй:
"Тут на такой же четвертьтонник как у тебя приезжает солидный начальник с ящиками спиртного и закусками и парой бабцов. Капитан лодку из клуба оттягивает к какому-то тихому берегу, и начальник приступает к процессу. И в это время мимо него несется ваша шаланда с дикими воплями подростков. Естественно, что начальник некстати вздрагивает и процесс может закончиться фиаско. Блюди тишину и не подходи к лодкам на якоре!"
Это было нормой, нормой пока и осталось, только масштабы выросли.
В целом именно в парусном сообществе дисциплина на неплохом уровне. А вот владельцев больших моторных катеров и катмаранов можно без зазрения совести топить через одного.
Кто в ответе за эти 11 трупов? По сути никто, кроме прямого владельца и капитана. Я в нынешнее законодательство по маломерным судам не заглядывал, но боюсь, что клуб, где держали этот катамаран, не только не проверяет наличие спасжилетов и состояние плавсредства, но даже и регистрации выхода на воду нет.
С 98-го весь мой опыт только с чартерами. Лодку я беру с бережно хранимыми советскими правами на русском языке. Моя подпись на акте приемки (акт приемки и судовая роль остаются у чартера, копия у меня) перекладывает всю юридическую ответственность на воде на меня как капитана. И только на меня. И небо в клеточку только мое. Последние 15 лет беру лодку у одного и того же чартера, меня там знают как облупленного. Репутация наша на высшем уровне. Но всю процедуру приемки — а это часа полтора-два — прохожу скрупулезно, не опуская ничего. Последнее время приемку передоверяю сыну, кого часто пишем капитаном — он сегодня круче меня, и тогда я на лодке примерный матрос, так как единоначалие беспрекословное. Чартер в ответе за оснащение всеми спассредствами и техническое состояние лодки. Если чего ломается, то если недалеко от порта с рембазой, то оповещаешь чартера и спокойно приступаешь к ремонту — чартер все оплатит. Это если вина не твоя. Система отлаженная.
В 2003 случилось так, что слетались в Афины сын с внуком из Москвы, а я из командировки в Штатах. Я на всякий случай из Нью-ЙФорка позвонил и узнал, что нам не в Афинах, а в Лаврионе дадут другую лодку, так как арендованную мной немцы разбили. Разбили о подводную скалу в бухте Науса на о. Парос, о которой я знал наизусть, и которая на всех картах указана. Эти идиоты или трезвые, или еще не опохмелившиеся врезались в неё под мотором — т.е., карты они не открывали. Чартер сказал, что это случай не страховой, и что с капитана с десяток-другой тысяч без вопросов.
В нынешней России на воде до дисциплины и верховенства закона еще ох как далеко — это как на шоссе в 90-х
Отредактировано: Dobryаk - 13 июн 2018 18:52:40