Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,112,294 7,876
 

  Gnomes ( Слушатель )
28 июл 2009 16:08:27

Тред №131740

новая дискуссия Дискуссия  261

ЕГЭ как система воспроизводства элит.
Не так давно, сидел, как водится, на кухне, и яростно спорил с молодым поколением (20-21год) о плюсах и минусах ЕГЭ как системы.
И в процессе спора пришел к мысли, что ЕГЭ в идеале - отличный инструмент для воспроизводства элиты. С отсевом на базовом уровне - на уровне образования. Причем дает возможность собирать в ряды не только столичных жителей (как столичного региона так и жителей региональных столиц) но и "обычных" людей из провинции.
Текущие проблемы страны во многом происходят из текущего состояния элит, это должен понимать и понимает любой правитель достойный быть таковым.
В нашем случае:
1) деградация рабочих элит.
В силу разрушения системы профтехобразования и снижения общественного престижа - рабочие специальности не "котируются" у молодежи. Банально нет массы из которой выходит элита. В силу этого происходит стремительное старение класса (по другому и не скажешь). Думаю необходимость существования такого класса и воспитания элиты в его рамках доказывать никому не надо?
2) Деградация элиты научной.
В силу полуразвала системы высшего и научного образования.  Опять же нет престижа у профессии ученого (а это профессия).
3) из-за первого и второго постепенно деградирует образование.

Для государства вопрос воспроизводства элиты, построение системы такого воспроизводства - наиважнейший вопрос. Именно на элитах лежат задачи по развитию государства и общества. Именно элиты выбирают пути такого развития.

Почему я считаю ЕГЭ попыткой построения такой системы?
1) жесткий обезличенный отсев поступающих в Вузы по уровню знаний.  Выпускник не набравший определенного %  в Вуз на бюджетное место просто не пройдет. Чем лучше ВУЗ тем выше %.
2) По результатам отсева в вузы проходят наиболее знающие (так в идеале), остальные либо на платные места, либо в профтехучилища. В результате кол-во молодежи получающей образование по рабочим специальностям вырастает. Это хорошо, государству нужны рабочие, а не огромное количество безработных менеджеров, бухгалтеров и юристов с высшим образованием, работающих продавцами на рынках.

Т.е. фактически создается система в которой выбор дальнейшего образовательного (а значит и жизненного) пути зависит от самого индивидуума, от его уровня знаний и качества подготовки, а не от социального уровня его родителей. (так в идеале, естественно более обеспеченные родители способны дать возможность отпрыску получить более качественное образование, но результат теперь больше зависит от него самого). Выбор остается но рамки его сужаются.
Сейчас идет много разговоров о сокращении числа ВУЗов. Насколько я понял, государство уже делает шаги в этом направлении. В сочетании с ЕГЭ этот шаг должен дать улучшение качества высшего образования. Просто за счет снижения кол-ва ВУЗов увеличтся ценз необходимый для поступления в оные. В результате средний уровень прошедших отбор в ВУЗ будет выше.
Вузы - кузница научной и интеллектуальной элиты. Выпускники ВУЗов будут управлять этой страной ее промышленностью, экономикой, политикой и т.д.  И обезличенный набор молодежи в эти кузницы кадров должен дать эффект нивелирующий значений династий и кастовости в кругах элиты. Чтобы быть "одним из" недостаточно просто родиться в нужной семье. Нужно будет потом и кровью вырывать свое место у таких же молодых волков, которым не так повезло с рождением но повезло с уровнем интеллекта и образованностью. Это должно дать положительный эффект повышающий качество элиты, ее гибкость и выживаемость, а значит и выживаемость государства.

Рост числа получающих образование в профтехучилищах (и их аналогах), должен дать тот же эффект. Средний уровень знаний поступающих должен вырасти. В силу сокращения числа ВУЗов и увеличения "образовательного ценза" для поступления в ВУЗ, те кто раньше в вузы проходили по нижним границам и близко к ним, теперь туда не попадут. Им прямая дорога в ПТУ.
Для улучшения качества образования государство введет элемент конкуренции не только среди ВУЗов но и среди ПТУ это неизбежно. Об этом уже заходит речь, если внимательно прислушаться к высказываниям высших лиц и некоторых чиновников и от минобразования.
Доля бюджетного финансирования будет напрямую зависеть от успехов выпускников ВУЗов и ПТУ.  Это в свою очередь будет вести к повышению "образовательного ценза" не только в Вузы но и в лучшие ПТУ. что так же положительно скажется на уровне выпускников и качестве образования. Вузы и ПТУ будут биться за финансирование, а значит и за уровень выпускников.

ЕГЭ пока еще таковой системой не стал. Но, если государство не прекратит свою работу в этом направлении, а все пока говорит о решимости вести реформу образования именно в этом ключе, то ЕГЭ станет ключевым элементом системы воспроизводства элиты.


Немного сумбурно, но в целом свою мысль по этому поводу я изложил, какие будут мнения?

P.S. это мнение о том чем система ЕГЭ является в долгосрочной перспективе. При выходе на нормальную работу, с минимальным уровням коррупции в структурах ответственных за проведение ЕГЭ.  Нельзя не признать, что советская система образования умерла. Мы сейчас живем на ее руинах. В текущих условия практически тотальной коррупции на всех уровнях, восстановить ее нереально. Единственным выходом в это ситуации может стать система максимально защищенная от коррупции хотя бы и обезличиванием.  Внедрение такой системы неизбежно столкнется с сопротивлением как коррупционеров всех уровней так и идеологических противников. К сожалению в текущих условиях, с нашей экономической ситуацией, с тем что коррупция не является исключительным событием, других вариантов хоть как-то спасти то что осталось и создать на его основе новое - нет.  Да это потребует от государства жесткости и непопулярных мер. (Сам ЕГЭ мера непопулярная кстати говоря) В том числе и с помощью репрессивного аппарата.  Государство (во всяком случает похоже на то) начинает осознавать (не на уровне лозунгов а реально), что система образования важнейшая часть в государственном строительстве. Скорее всего, в ближайшее время, последуют шаги правительства серьезно ограничивающие автономность регионов образовательной сфере, если не полностью ее сворачивающие. Это неизбежно исходя из логики развития нашего государства. Естественно процесс внедрения ЕГЭ сопровождается и будет сопровождаться усилением антикоррупционных мероприятий. Если, повторяю, если государство не спасует перед ответной волной порождаемой сопротивлением нововведению и доведет до логического конца внедрение ЕГЭ, то у него (гос-ва) есть все шансы заполучить именно то, о чем я писал.
  • +0.08 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
28 июл 2009 16:19:48

Все это парируется приведенными ранее статьями, но раз лень читать приведу два абзаца:
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как стало известно, Рособрнадзор провел проверку экзаменационных работ всех выпускников, набравших 100 баллов из 100 возможных на ЕГЭ, и его глава Любовь Глебова раскрыла общественности секрет Полишинеля о том, что четверть работ (!), т. е. 25%, в действительности не соответствует столь высоким баллам. Проще говоря, эти результаты были подтасованы.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
И еще. Буквально на днях один из разработчиков и идеологов реформы системы образования и введения ЕГЭ Владимир Филиппов (экс-министр образования России (1998-2004), а сейчас – ректор Российского университета дружбы народов) по сути дезавуировал самый главный аргумент, который выдвигали авторы ЕГЭ при его введении. Цитируем дословно: «Когда мы разрабатывали и вводили ЕГЭ, поднимался вопрос о том, что ЕГЭ будет еще и серьезным элементом борьбы с коррупцией. Но эта цель не была главной никогда. Борьба с коррупцией – это попутный эффект, потому что какой механизм ни вводи, где-то могут возникнуть точки коррупции. Вопрос борьбы с коррупцией – это вопрос к силовым структурам. Другое дело, что мы вместе должны продумать механизмы наказания людей, которые будут пойманы на коррупции». Значит, все-таки коррупцию с помощью ЕГЭ не победишь. Зато интеллектуальный потенциал нации, «образованной» на разгадывании тестовых кроссвордов, подорвать очень легко
.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
После этого все остальные слова не имеют смысла.
Можно добавить только, основная проблемма образования в РФ, это нехватка квалифицированных преподавательских кадров вызванная низким уровнем финансирования в образование и тем что реальная политика государства, вплоть до последних лет говорила о непрестижности этой сферы жизни.
  • -0.08 / 1
  • АУ