Тред №131740
новая дискуссия
Дискуссия
282
ЕГЭ как система воспроизводства элит.
Не так давно, сидел, как водится, на кухне, и яростно спорил с молодым поколением (20-21год) о плюсах и минусах ЕГЭ как системы.
И в процессе спора пришел к мысли, что ЕГЭ в идеале - отличный инструмент для воспроизводства элиты. С отсевом на базовом уровне - на уровне образования. Причем дает возможность собирать в ряды не только столичных жителей (как столичного региона так и жителей региональных столиц) но и "обычных" людей из провинции.
Текущие проблемы страны во многом происходят из текущего состояния элит, это должен понимать и понимает любой правитель достойный быть таковым.
В нашем случае:
1) деградация рабочих элит.
В силу разрушения системы профтехобразования и снижения общественного престижа - рабочие специальности не "котируются" у молодежи. Банально нет массы из которой выходит элита. В силу этого происходит стремительное старение класса (по другому и не скажешь). Думаю необходимость существования такого класса и воспитания элиты в его рамках доказывать никому не надо?
2) Деградация элиты научной.
В силу полуразвала системы высшего и научного образования. Опять же нет престижа у профессии ученого (а это профессия).
3) из-за первого и второго постепенно деградирует образование.
Для государства вопрос воспроизводства элиты, построение системы такого воспроизводства - наиважнейший вопрос. Именно на элитах лежат задачи по развитию государства и общества. Именно элиты выбирают пути такого развития.
Почему я считаю ЕГЭ попыткой построения такой системы?
1) жесткий обезличенный отсев поступающих в Вузы по уровню знаний. Выпускник не набравший определенного % в Вуз на бюджетное место просто не пройдет. Чем лучше ВУЗ тем выше %.
2) По результатам отсева в вузы проходят наиболее знающие (так в идеале), остальные либо на платные места, либо в профтехучилища. В результате кол-во молодежи получающей образование по рабочим специальностям вырастает. Это хорошо, государству нужны рабочие, а не огромное количество безработных менеджеров, бухгалтеров и юристов с высшим образованием, работающих продавцами на рынках.
Т.е. фактически создается система в которой выбор дальнейшего образовательного (а значит и жизненного) пути зависит от самого индивидуума, от его уровня знаний и качества подготовки, а не от социального уровня его родителей. (так в идеале, естественно более обеспеченные родители способны дать возможность отпрыску получить более качественное образование, но результат теперь больше зависит от него самого). Выбор остается но рамки его сужаются.
Сейчас идет много разговоров о сокращении числа ВУЗов. Насколько я понял, государство уже делает шаги в этом направлении. В сочетании с ЕГЭ этот шаг должен дать улучшение качества высшего образования. Просто за счет снижения кол-ва ВУЗов увеличтся ценз необходимый для поступления в оные. В результате средний уровень прошедших отбор в ВУЗ будет выше.
Вузы - кузница научной и интеллектуальной элиты. Выпускники ВУЗов будут управлять этой страной ее промышленностью, экономикой, политикой и т.д. И обезличенный набор молодежи в эти кузницы кадров должен дать эффект нивелирующий значений династий и кастовости в кругах элиты. Чтобы быть "одним из" недостаточно просто родиться в нужной семье. Нужно будет потом и кровью вырывать свое место у таких же молодых волков, которым не так повезло с рождением но повезло с уровнем интеллекта и образованностью. Это должно дать положительный эффект повышающий качество элиты, ее гибкость и выживаемость, а значит и выживаемость государства.
Рост числа получающих образование в профтехучилищах (и их аналогах), должен дать тот же эффект. Средний уровень знаний поступающих должен вырасти. В силу сокращения числа ВУЗов и увеличения "образовательного ценза" для поступления в ВУЗ, те кто раньше в вузы проходили по нижним границам и близко к ним, теперь туда не попадут. Им прямая дорога в ПТУ.
Для улучшения качества образования государство введет элемент конкуренции не только среди ВУЗов но и среди ПТУ это неизбежно. Об этом уже заходит речь, если внимательно прислушаться к высказываниям высших лиц и некоторых чиновников и от минобразования.
Доля бюджетного финансирования будет напрямую зависеть от успехов выпускников ВУЗов и ПТУ. Это в свою очередь будет вести к повышению "образовательного ценза" не только в Вузы но и в лучшие ПТУ. что так же положительно скажется на уровне выпускников и качестве образования. Вузы и ПТУ будут биться за финансирование, а значит и за уровень выпускников.
ЕГЭ пока еще таковой системой не стал. Но, если государство не прекратит свою работу в этом направлении, а все пока говорит о решимости вести реформу образования именно в этом ключе, то ЕГЭ станет ключевым элементом системы воспроизводства элиты.
Немного сумбурно, но в целом свою мысль по этому поводу я изложил, какие будут мнения?
P.S. это мнение о том чем система ЕГЭ является в долгосрочной перспективе. При выходе на нормальную работу, с минимальным уровням коррупции в структурах ответственных за проведение ЕГЭ. Нельзя не признать, что советская система образования умерла. Мы сейчас живем на ее руинах. В текущих условия практически тотальной коррупции на всех уровнях, восстановить ее нереально. Единственным выходом в это ситуации может стать система максимально защищенная от коррупции хотя бы и обезличиванием. Внедрение такой системы неизбежно столкнется с сопротивлением как коррупционеров всех уровней так и идеологических противников. К сожалению в текущих условиях, с нашей экономической ситуацией, с тем что коррупция не является исключительным событием, других вариантов хоть как-то спасти то что осталось и создать на его основе новое - нет. Да это потребует от государства жесткости и непопулярных мер. (Сам ЕГЭ мера непопулярная кстати говоря) В том числе и с помощью репрессивного аппарата. Государство (во всяком случает похоже на то) начинает осознавать (не на уровне лозунгов а реально), что система образования важнейшая часть в государственном строительстве. Скорее всего, в ближайшее время, последуют шаги правительства серьезно ограничивающие автономность регионов образовательной сфере, если не полностью ее сворачивающие. Это неизбежно исходя из логики развития нашего государства. Естественно процесс внедрения ЕГЭ сопровождается и будет сопровождаться усилением антикоррупционных мероприятий. Если, повторяю, если государство не спасует перед ответной волной порождаемой сопротивлением нововведению и доведет до логического конца внедрение ЕГЭ, то у него (гос-ва) есть все шансы заполучить именно то, о чем я писал.