Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,449,487 102,134
 

  Удаленный пользователь
03 июл 2018 00:10:02

Как госсектор будут спасать от дефолта

новая дискуссия Дискуссия  208

Платежеспособность госпредприятий, которые накопили крупные долги, оставляет желать лучшего. Нацбанк оценил кредитную задолженность, которую госсектор «с высокой степени вероятности» не сможет самостоятельно погасить, в 14% ВВП. Чтобы дело не дошло до дефолта, власти начали искать решение этой проблемы.
лавная угроза финансовой стабильности
«Это непростая работа», — сказал на минувшей неделе министр финансов Владимир Амарин, отвечая на вопрос БелаПАН о путях решения долговой проблемы. Глава Минфина уточнил, что сейчас этим вопросом занимается несколько рабочих групп, однако пока нет даже предварительных результатов их анализа.
Как удалось выяснить БелаПАН, проектом «Формирование рынка проблемных активов» (такое у него официальное название) занимается 105 (!) человек. Именно такое количество участников входит и курирует работу семи рабочих групп, о которых упомянул глава Минфина. К концу года им поручено внести в правительство комплексный документ о создании рынка проблемных долгов.
На решение проблемы плохих долгов брошено много топ-чиновников, в том числе руководящие работники Минфина, Минэкономики, Нацбанка, а также представители крупнейших банков страны. Впрочем, ничего удивительного в этом нет.
Из июньского отчета Нацбанка о финансовой стабильности стало известно, что в стране накоплен огромный пласт потенциально проблемных долгов.
«По результатам текущих оценок доля всех обязательств государственных предприятий — крупнейших кредитных заемщиков, которые с высокой степенью вероятности не смогут рассчитываться по ним самостоятельно, составила 14% по отношению к ВВП», — сообщил в июньском отчете Нацбанк.
Кстати, на минувшей неделе выяснилось, что государство продолжает выделять большие деньги на поддержку госсектора.
«В реальный сектор экономики по-прежнему продолжают вливаться значительные объемы бюджетных средств. Так, в 2017 году 2210 предприятиям реального сектора экономики из республиканского и местного бюджетов направлено более 4,5 млрд рублей. По сравнению с 2016 годом количество субъектов, получивших господдержку и иные преференции, незначительно сократилось», — сообщил заместитель председателя Комитета госконтроля Александр Курлыпо, выступая на прошлой неделе в парламенте.
Белорусские аналитики уверены в том, что положение госсектора напрямую влияет на финансовую стабильность в стране, и если госпредприятия не смогут платить по накопленным долгам, последствия этого (через банковскую систему) почувствует вся страна.
Кстати, по данным Нацбанка, на начало этого года 58% проблемных активов банков приходилось на госсектор.
«В том случае, если госпредприятия не смогут самостоятельно рассчитываться по кредитам, их долги могут перекладываться на бюджет. Проблема большая, и риск для финансовой стабильности здесь очевиден», — отмечает финансовый консультант форекс-компании «ТелетрейдБел» Жанна Кулакова.
При этом эксперт пока не видит качественных изменений, которые бы позволили заметно повысить эффективность и платежеспособность госсектора.
«Давно известно, что госпредприятия выполняют социальную функцию, обеспечивая всеобщую занятость. Это зачастую является основной причиной низкой эффективности сектора госпредприятий. Правительство едва ли сейчас станет решать эту проблему радикальным образом», — считает Жанна Кулакова.
 
Пора готовить антикризисные планы
Участники рабочих групп, которым поручено подготовить нормативную базу для создания рынка проблемных долгов, в частных беседах отмечают, что экономические власти очень хотят решить возникшую долговую проблему. Это позволило бы снизить давление на казну со стороны корпоративного сектора.
«До последнего времени долговая проблема предприятий решалась директивно за счет перекладывания проблемных долгов на бюджет. Сейчас задача стоит создать рыночный механизм решения этого вопроса, чтобы проблемные долги продавались и покупались на коммерческих условиях с учетом справедливой стоимости таких долгов», — рассказал БелаПАН собеседник в финансовых кругах, который принимает участие в заседании рабочих групп по проблемным долгам.

Чтобы вовлечь проблемные активы предприятий в коммерческий оборот, обсуждаются разные варианты. В частности, власти планируют создать аукционные площадки, на которых могли бы продаваться проблемные активы.
«Должны быть и государственные, и частные аукционные площадки по продаже проблемных активов. В России для работы с активами банкротов создано 35 электронных площадок, и только две из них государственные. В нашей стране также должны быть и государственные, и частные аукционные площадки, чтобы долговой рынок активно развивался», — считает Михаил Андреев, директор компании «Белреализация», которая специализируется на продаже проблемных активов (залогового и арестованного имущества).
При этом Андреев подчеркивает, что долговой рынок заработает лишь в том случае, если суды будут удовлетворять требования кредиторов по взысканию проблемной задолженности у госпредприятий.
«До тех пор, пока требования кредиторов по взысканию проблемной задолженности у госпредприятий в суде удовлетворяться не будут, рынок проблемных активов создать не получится. Никто не будет покупать проблемную задолженность, если не увидит возможностей ее взыскать», — подчеркивает Андреев.
Эксперты считают, что параллельно с созданием долгового рынка государству необходимо организовать подготовку антикризисных планов на проблемных предприятиях, которым тяжело самостоятельно платить по долгам. Это нужно, чтобы предприятия, которые накапливали проблемные долги, могли повысить свою эффективность.
«Плохие долги — зачастую это следствие структурных проблем на предприятиях (высоких затрат, неэффективного использования ресурсов). Поэтому в Беларуси на уровне предприятий, которые являются должниками, необходимо разрабатывать антикризисные планы. В тех случаях, когда реализациях таких планов приведет к повышению эффективности, банки с высокой вероятностью согласятся пролонгировать долги», — считает управляющий партнер международной консалтинговой компании Civitta по СНГ Даниэль Крутцинна.
В тех случаях, продолжает эксперт, когда госпредприятия не смогут за счет реализации антикризисного плана повысить эффективность и рассчитаться по накопленным долгам, возможны два пути — приватизация или банкротство.
«Самый первый шаг, который нужно делать уже сейчас для решения долговой проблемы — развязать руки руководителям госпредприятий, чтобы они могли принимать управленческие решения по сокращению затрат и повышению своей эффективности», — говорит Даниэль Крутцинна.
Перечисленные меры необходимы для повышения платежеспособности госпредприятий. Однако решиться на эти шаги властям сложно, поскольку снижения затрат на госпредприятиях во многих случаях потребует сокращение численности занятых.
Но и откладывать непопулярные меры уже тяжело. Долговая проблема, которую Нацбанк оценил в 14% ВВП, слишком велика, чтобы игнорировать ее влияние на финансовую стабильность.
ссылка
Отредактировано: Alximik - 01 янв 1970
  • +0.16 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!