Цитата: Коллекционер мыслей от 09.07.2018 15:28:5659
60


Сокровища Золотых ворот: легенда или реальность?
Одним из непревзойденных чудес зодчества Древней Руси были Владимирские Золотые ворота. Сегодня о них остались лишь скупые сведения в летописях, так как они бесследно исчезли еще во время нашествия монголо-татар в 1238 году. Что же стало с воротами? И были ли они на самом деле золотыми?Владимирские Золотые ворота сегодня внесены в реестр утраченных ценностей человечества, так как они представляют собой не только материальную, но и огромную культурную ценность. Уже довольно давно культурологи и историки оставили какие бы то ни было надежды найти сокровища Древней Руси. Но вот интересный факт: в 1972 году правительство Японии обратилось с официальном предложением к властям СССР – японцы берутся очистить реку Клязьму и даже не против расширить ее русло. Взамен они предлагали следующее: «Мы заберем с собой все, что найдем на дне реки». Такой подход к делу не устраивал Москву, наоборот, заставил руководство насторожиться.

Тут-то и заговорили вновь об утраченных в начале 13 века бесценных Золотых воротах. Япония получила отказ, а советские археологи получили указание готовится к изучению дна реки. Но, прежде всего, необходимо было точно определить, что именно предстоит искать в водах Клязьмы.
Татьяна Тимофеева, историк, рассказывает: «Золотые ворота в городе Владимире – памятник удивительной древности и ценности, потому что это один из очень немногих сохранившихся памятников древнерусской фортификации. Летопись указывает нам дату закладки Золотых ворот, одновременную с закладкой Успенского собора – 1158 год. Это начало правления князя Андрея Боголюбского городом Владимиром».
Интересен тот факт, что Золотые ворота существовали не только во Владимире. Так назывались многие врата при въезде в города христианского мира. А связано это было, прежде всего, с тем, что именно через Золотые ворота въехал Иисус Христос в Иерусалим. Константинополь, Киев, а только затем – Владимир. Ну, а так как все Золотые ворота имели общее назначение, не могли ли они повторяться в деталях?

Здесь особое внимание следовало уделить письменным источником, так как только из них возможно получить хоть какое-то описание древнего сооружения. К тому же, принимая факт схожести ворот, они могли иметь и некие подобия в оформлении. Но, как оказалось, сравнивать-то было не с чем. Ни в Иерусалиме, ни в Константинополе, ни в Киеве Золотые ворота не сохранились. Это означает одно – ворота Владимира уникальны.
Однако их описания все же удалось разыскать. Ипатьевская летопись 12 века повествует: «Ворота князь золотом учинил. Тяжелые дубовые полотнища ворот украшали кованые листы из аравийской меди. Эти листы были с узорами, писанными золотом, с различными изображениями сказочных птиц и зверей, переплетенных ветвями неведанных растений. Такие же разукрашенные золотом медные пластины были вделаны и в стены».
У ученых не оставалось сомнения: ворота на самом деле существовали. Оставалось только гадать, куда же они исчезли. Большинство исследователей считают, что пластины были сняты, так как Русь находилась под владычеством монголо-татар, а к Владимиру приближались их войска. Ученые предположили, что японцы, возможно, обнаружили какие-то рукописи, в которых есть прямые указания на то, что пластины затоплены в Клязьме.

Однако точечное исследование дна реки не дало никаких ответов на бесчисленные вопросы, да и пластины найти не удалось. Но возникла и другая версия. Золотые ворота Владимира были построены по принципу Триумфальной арки – через них проходили вернувшиеся с победой войска. Вот и Батый мечтал войти в город через главные ворота, с триумфом. Но задуманного у него не получилось. В течение недели хан со своим многочисленным войском осаждал город, а затем, без почета, он прорвался через разбитые стены. Не могли ли зодчие, выстроившие столь мощное укрепление и так богато его украсившие, предусмотреть и место для хранения золотых пластин? Однако, исследовав внутреннюю часть укрепления, ученые не обнаружили там пустот, а значит, эта версия отпадала.
Зная о том, что к городу приближается войско Батыя, горожане, несомненно, принялись готовиться к обороне. Однако у монголо-татар существовал и второй отряд – разведывательный. Русские об этом знали. Поэтому вывоз пластин за городскую черту грозил тем, что враг мог перехватить драгоценную реликвию. Так рисковать было нельзя. Оставалась единственный выход – спрятать пластины в пределах города.
В то время укрепления представляли собой мощные стены, окруженные валом. Но, как удалось выяснить, на Руси, в частности во Владимире, существовало и еще одна, характерная для всего городища, постройка – рвы. Как оказалось, через некоторые из них и сегодня можно попасть под землю.

Исследователям удалось проникнуть в систему старинных подвалов, один из которых находился совсем рядом с Золотыми воротами. По некоторым данным, они относятся приблизительно к 16 веку. Однако, приборы показали: под этой системой располагается еще одна – глубинная. Но вскрыть перекрытия исследователям не позволили. Поэтому подтвердить и эту версию стало невозможно.
Сегодня у исследователей остаются только надежды и версии о том, где именно можно продолжить поиски утраченной реликвии. А исчезнувшие золотые пластины продолжают ждать своего часа. Кто знает, возможно, в скором времени они, наконец, будут найдены.
В год 1175. Убит был великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия, внук Владимира Мономаха июня месяца в 28-й день, в канун праздника святых апостолов. И была тогда суббота. Создал же он себе городок каменный, под названием Боголюбово, столь же далеко Боголюбово от Владимира, как и Вышгород от Киева. Благоверный и христолюбивый князь Андрей с юных лет Христа возлюбил и пречистую его мать; суетное знанье же отринув и рассужденья, и, как хоромы чудесные, душу украсив всеми благими желаньями, уподобился царю Соломону, когда, храм господу богу и церковь преславную Рождества святой богородицы посреди Боголюбова в камне создав, разукрасил ее больше всех церквей: подобна она той Святая Святых, которую царь Соломон премудрый создал; так и этот князь, благоверный Андрей, создал церковь такую на память о себе, и украсил ее драгоценными иконами, золотом и дорогими каменьями, и жемчугом крупным бесценным, и снабдил украшеньями разными, и украсил плитами из яшмы, и всяким узорным литьем, — блеском осыпав ее так, что больно смотреть, ибо вся она в золоте стала. И украсил ее, и осыпал утварью золотой, драгоценной, всем входящим на удивленье, так, что всякий, видевший это, не может выразить словом невероятной ее красоты; золотом и эмалью, и всякими драгоценностями, и церковным имуществом украшенной, и всякой церковной утварью — золотая дарохранительница с дорогими каменьями, с опахалами ценными и кадилами разными, и снаружи от верха до пола по стенам и столбам тоже золотом крыто, и двери, и своды у церкви также золотом крыты, и купол златом украшен от верха до Деисуса, и разным церковным добром переполнена, украшена всяким художеством!
Князь Андрей и город Владимир неприступным сделал, к нему он ворота золотые соорудил, а другие — серебром отделал, и создал соборную каменную церковь в честь святой Богородицы, прекрасную очень, и разными украшеньями осыпал ее из золота и серебра, и пять куполов ее вызолотил, а все три церковные двери золотом выложил и дорогими каменьями, и жемчугом украсил ее драгоценным, и всяким узорным литьем расцветил, и обильем светильников золотых и серебряных ее осветил, и амвон из золота и серебра поставил, а служебные сосуды и опахала и другие украшения церковные — все золотом и драгоценным каменьем, и жемчугом крупным в обилье осыпал. Три же дарохранительницы, очень большие, из чистого золота, из камней драгоценных поставил: и видом своим, и работой до удивленья подобны они Святая Святых Соломона. И в Боголюбове, и в городе Владимире купола золотые поставил, и своды позолотил, и стены внутри каменьем по злату осыпал, столбы позлатил, и снаружи ее и по сводам птиц золотых, и кубки, и паруса, из золота литые, поставил по церкви по всей и по сводам кругом.
Но, кроме того, и другие он многие церкви поставил различные в камне, и монастыри он создал, почему на весь церковный чин и на церковников всех и обратил бог свой взор; и не отягчил своей памяти пьянством, и кормильцем был для монахов и монахинь, и нищих, и всякого звания людям он был как любимый отец, — но больше всего он милостив был подаяньем, слыша голос господень: «Все, что творите вы малым сим, то мне вы творите». А также Давид говорит: «Блажен помогающий нищим, дающий всегда — от господа он не отступится», сила и разум в нем жили, и верная правда ходила с ним рядом. И прочих достоинств много в нем было, и все привычки его были достойны: ночами входил он в церковь и свечи запаливал сам, и, видя образ божий, па иконах написанный, вглядывался как в самого творца, и изображенья святых на иконах встречая, смирялся духом, сокрушенный сердцем, испуская вздохи из глубины и слезы из глаз испуская, в раскаянье Давиду подражал, оплакивая множество грехов своих, возлюбив бессмертное выше тленного и небесное более, чем кратковременное, и жизнь со святыми у вседержителя бога больше этого царства земного, он всяким достоинством, точно мудрый второй Соломон, был украшен.
И такое достоинство имел: велел каждый день возить по городу еду и питье различное, больным и нищим на
пользу, и, видя всякого нищего, к нему приходящего с просьбой, подавал им по прошению их, так говоря, будто «это Христос, пришедший проверить меня», — и так принимал он любого, к нему приходящего, как Христос завещал, сказавший: «Если малым сим сотворите –– то мне вы сотворите!»