Обсуждение космических программ
9,218,820 41,464
 

  Slav Rus ( Слушатель )
17 июл 2018 07:51:40

1975 ГОД – «РУКОПОЖАТИЕ В КОСМОСЕ»

новая дискуссия Дискуссия  726




17 июля 1975 года произошло знаменательное событие - «рукопожатие в космосе» - совместный экспериментальный пилотируемый полёт советского «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон». Именно в этот день произошла памятная стыковка двух кораблей.

 

Исторический запуск кораблей «Союз-19» и «Аполлон» состоялся 15 июля 1975 года. В экипаж «Союза-19» входили Алексей ЛЕОНОВ и Валерий КУБАСОВ, на «Аполлоне» летели Томас СТАФФОРД, Вэнс БРАНД и Дональд СЛЕЙТОН. 17 июля корабли успешно состыковались, космонавты приветствовали друг друга на двух языках, а ЛЕОНОВ со СТАФФОРДОМ пожали друг другу руки в шлюзовом отсеке — знаменитое «рукопожатие в космосе». Космонавты побывали в обоих кораблях, обменялись флагами и сувенирами, проводили научные эксперименты, а позже побеседовали напрямую с президентом США Джеральдом ФОРДОМ.

«Рукопожатие в космосе» стал первым серьезным проектом международного сотрудничества, которое нашло свое отражение не только в отношениях между людьми - космонавтами и астронавтами, но и в технологических процедурах двух стран. Для согласования технических требований по обеспечению совместимости существующих на тот момент советского и американского кораблей — «Союза» и «Аполлона» были образованы рабочие группы. 26-27 октября 1970 года в Москве состоялась первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей.
 

Реализация стала возможна после подписания 24 мая 1972 года в Москве председателем Совета министров СССР Алексеем КОСЫГИНЫМ и президентом США Ричардом НИКСОНОМ «Соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Статьёй №3 соглашения предусматривалось проведение экспериментального полета кораблей двух стран со стыковкой и взаимным переходом космонавтов в 1975 году.

 

Для программы ЭПАС обеими сторонами были разработаны специальные модификации космических кораблей серий «Союз» и «Аполлон». В то время как корабль серии «Союз» подвергся внешне незначительным изменениям (за исключением того, что он стал двухместным, появились панели солнечных батарей, изменились его грузоподъёмность и двигательные установки), он был снабжен участвующим в стыковке андрогинно-периферийным стыковочным узлом АПАС-75.

 

Оставшийся без изменений корабль «Аполлон» околоземной версии (без лунного модуля) был дополнен специальным стыковочно-шлюзовым переходным отсеком, который в свою очередь содержал разработанный и произведённый в США стыковочный узел, совместимый с АПАС-75. Подобные отсеки использовались во всех последующих совместных программах.

 

При совместном полёте «Союза-19» и «Аполлона» были проведены несколько научных и технических экспериментов:

  • Искусственное солнечное затмение — изучение с «Союза» солнечной короны при затмении Солнца «Аполлоном»;

  • Ультрафиолетовое поглощение — измерение концентрации атомарного азота и кислорода в космосе;

  • Зонообразующие грибки — изучение влияния невесомости, перегрузок и космического излучения на основные биологические ритмы;

  • Микробный обмен — исследование обмена микроорганизмами в условиях космического полёта между членами экипажей;

  • Универсальная печь — изучение влияния невесомости на некоторые кристаллохимические и металлургические процессы в полупроводниковых и металлических материалах.

  • Этот совместный полет стал последним и для программы «Аполлон» — американцы начали готовиться к запуску шаттлов, а в космическом сотрудничестве СССР и США наступила пауза, которая в итоге продлилась 20 лет.



https://www.roscosmos.ru/25223/
Отредактировано: Slav Rus - 17 июл 2018 08:03:20
  • +0.10 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (5)
 
 
  normalized_ ( Слушатель )
17 июл 2018 11:45:36


Док фильмы и хроника, c почти поминутным описанием видео:



"Apollo-Soyuz Test Project Facts, Part C (1975)"
Открытие люков с 26 минуты
  • +0.13 / 9
  • АУ
 
  grizzly ( Слушатель )
17 июл 2018 19:25:16

Я еще помню статью в "Науке и жизни" тех времен, там говорилось, что этот стыковочный узел имеет ряд преимуществ по сравнению с использовавшимися тогда.
Интересно, почему он в дальнейшем не использовался?
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
17 июл 2018 19:31:15

Потому что это был просто переходник, типа как, например  с советской вилки на евро (или истчо с какого-либо стандарта на какой-либо другой).
Вроде такого:
  Веселый
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
  slavae ( Слушатель )
17 июл 2018 20:01:17

Честно, не хочу начинать, но может быть потому же, почему нет непрерывных роликов американских астронавтов в том полёте, дОльших, чем полёт в невесомости в самолёте?
  • -0.05 / 4
  • АУ
 
 
  Slav Rus ( Слушатель )
17 июл 2018 22:25:10

Использовался и используется.
http://ru-wiki.org/w…т_стыковки
А вообще, история данного вопроса щекотливая, если бы американцы со своим Аполлоном согласились бы, быть "мамой",т.к. Союз по отношению с станциям Салют был традиционно "папой", то и не было бы проблем, и не было бы никакого АПАС-75 и последующих.:)
https://life.ru/t/на…dit_budiet
  • +0.07 / 4
  • АУ