Напряженность на Корейском полуострове
806,892 4,670
 

  Vediki977 ( Слушатель )
18 июл 2018 15:08:11

Анастас Микоян и «сентябрьские события» 1956 г. в Северной Корее

новая дискуссия Статья  203


А.И. Микоян. Официальный портрет, 1956 г.

Личность одного из самых незаурядных политических деятелей советской эпохи А.И. Микояна до сих пор оценивается неоднозначно как историками, так и общественным мнением. Одни видят в нём верного ученика Сталина и его подручного в осуществлении неблаговидных дел, другие – прагматичного реформатора, для которого государственные экономические интересы всегда стояли выше идеологических догм. С Микояном, более трёх десятков лет входившим в состав высших партийных и государственных органов, связывают важные вехи истории не только внутренней, но и внешней политики СССР, особенно после ХХ съезда КПСС.

Одним из малоисследованных сюжетов истории участия Микояна в проведении внешнеполитического курса СССР являются его контакты с руководителями материкового Китая и Северной Кореи весной–осенью 1956 г. Этот вопрос ранее затрагивался в ряде работ отечественных и зарубежных авторов[1]. Общая оценка деятельности Микояна дана и в мемуарах бывшего первого секретаря ЦК компартии Узбекистана, впоследствии дипломата Н.А. Мухитдинова – единственного из участников тех событий, оставившего письменные воспоминания[2].

Следует отметить, что к настоящему времени сформирована достаточно широкая источниковая и историографическая база, позволяющая рассмотреть данную тему не как частный эпизод в истории отношений Москвы, Пекина и Пхеньяна, а как характерное явление исторической обстановки того времени.

Часть документов по проблемам истории социалистического лагеря после смерти Сталина (в том числе роста оппозиционных настроений в КНДР в 1956 г.) содержится в публикациях Центра Вудро Вильсона в Вашингтоне. Они представляют собой в основном переведённые на английский язык материалы из фондов Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ)[3]. Важным дополнением к этим документам являются рассекреченные материалы из личного секретариата Микояна в Совете министров СССР, ныне хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ). Следует отметить, что ранее они не вводились в научный оборот, что до сих пор во многом определяет неполноту раскрытия историками ряда важных вопросов истории международных отношений на Дальнем Востоке, непосредственно относящихся к эпохе ХХ съезда КПСС.

Режим социалистического («народно-демократического») типа в северной части Корейского полуострова стал создаваться практически сразу после её оккупации войсками Красной Армии в августе 1945 г. Советские должностные лица в поисках лидера нового образования остановили свой выбор на капитане Красной Армии Ким Ир Сене[4], командовавшем батальоном в 88-й интернациональной бригаде, расквартированной под Хабаровском. Этот малообразованный, но достаточно способный и исполнительный командир представлялся советским руководителям послушным проводником их воли в регионе. Всерьёз его в Москве не воспринимали, поэтому направили на поддержку советской оккупационной администрации несколько сотен этнических корейцев, постоянно проживавших на территории СССР. Некоторые из них вскоре заняли ведущие позиции в северокорейской партийно-государственной элите.

В сентябре 1948 г. в северной части страны была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Правящую артию и правительство возглавил Ким Ир Сен. В марте 1949 г. он впервые посетил Москву, где имел беседы с руководством СССР (в советской печати и официальных документах его именовали «господином»[5]). Интересно, что встречал его не кто иной как А.И. Микоян, который также участвовал и в советско-северокорейских переговорах в Кремле, в частности определял размеры и характер экономической поддержки КНДР....

Ссылка на полную статью
  • +0.55 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!