Наиболее пострадавшими от «финансового оздоровления» сельхозпредприятий могут оказаться самые уязвимые белорусы — обычные бюджетники и работники госпредприятий. Разбираемся, как мы дошли до жизни такой и что ждать в будущем.
Власти Беларуси задумали и не на шутку раскручивают новый этап так называемого финансового оздоровления предприятий сельского хозяйства. В чем заключается специфика очередного окончательного решения аграрного вопроса?
Для жителей белорусских регионов ответ звучит так: долг, долг и еще раз долг. Полуживые предприятия, которые даже на чиновоязе названы «неэффективными», предлагается сбросить в ведение кредиторов. При этом кредиторы при конвертации задолженности сельхозников в акции получат право передачи их в доверительное управление в райисполком или в коммунальную собственность. Также правительство допускает новую эмиссию облигаций областных и райисполкомов для перевода задолженности на местные власти или передачи
Агентству по управлению активами. Идея еще одной волны облигаций местных властей выглядит довольно пугающе. banki24.by уже писали, что предыдущая массовая эмиссия привела к довольно неприятным последствиям. Минфин Беларуси ранее сообщал, что все облисполкомы (кроме Брестского) стали нарушителями Бюджетного кодекса в части лимитов своего долга.
Согласно Бюджетному кодексу размер лимитов долга органов местного управления и самоуправления и гарантий местных властей суммарно не может превышать 80% доходов местного бюджета без учета субвенций. При превышении лимита в 80% размещение ценных бумаг и предоставление гарантий местными властями не допускаются.
Так вот, еще в начале 2018 года долги по 5 областям превысили 100% их собственных доходов. Как же будет решена эта правовая коллизия? Есть два магистральных пути. Первый — временно отменить лимиты указом президента. Второй — опустить все бремя финансового оздоровления сельского хозяйства на уровень районных бюджетов.
Благо, большинство из них свои лимиты пока не выбрали. В таком случае нагрузка сельхоздолгами распределится по трем основным уровням бюджетной системы — республиканскому, областному и районному. Вот только у простых решений имеются огромные негативные последствия. Для местных бюджетов это большие риски резкого роста расходов на обслуживание долга аграриев и вытеснение этими расходами трат на социальную сферу. Напомним, что именно из местных бюджетов финансируется до 80% расходов на социалку. Обязательства сельхозников сильнейшим образом долларизованы.
Поэтому скачки валютных курсов будут больно бить по способности местных властей погашать эти долги. Но местные бюджеты не резиновые и в основной массе дотационные. В таком случае многим исполкомам придется выбирать, на что тратить деньги — на продление агонии неэффективных хозяйств или на ритмичную выплату зарплат и пособий в госсекторе. Хотелось бы, чтобы до такого печального момента дела в регионах не дошли. Однако история показывает, что экономические кризисы почти всегда застают чиновников в самом неожиданном месте.
ссылка