Правительство РФ выделило из федерального бюджета 1,9 млрд руб. на достройку участка железной дороги Беркакит – Томмот до Нижнего Бестяха. Железнодорожная линия важна для выхода в перспективе с Байкало-Амурской магистрали (БАМ) через Лену к Северному морскому пути.Временно исполняющий обязанности главы Якутии Айсен Николаев заявил, что достройка железной дороги до посёлка Нижний Бестях долгие годы затягивалась, но благодаря поддержке федерального правительства сейчас генеральный подрядчик – акционерная компания «Железные дороги Якутии» (ЖДЯ) – приступил к работам.
«Грузовое и пассажирское движение будет полностью открыто к концу текущего года», – подчеркнул Айсен Николаев.
Сейчас железная дорога работает в режиме временной эксплуатации. С 1 января введён единый сквозной тариф ОАО «РЖД» до станции Томмот. За I квартал 2018 года объём перевозок грузов по железной дороге Беркакит – Томмот составил порядка 1 млн тонн. Ввод первой очереди увеличит провозную способность в четыре раза и позволит открыть пассажирское сообщение.
Напомним, президент России Владимир Путин поручил правительству и органам исполнительной власти республики завершить проект на заседании президиума Госсовета в сентябре 2017 года, установив срок исполнения до 1 марта текущего года. В апреле Железные дороги Якутии выиграли тендер на строительство пускового комплекса «Томмот – Якутск (Нижний Бестях)» на железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск, тендер подразумевал выделение из федерального бюджета 1,9 млрд руб. на реализацию проекта.
Впрочем, свою лепту в проект вносят и местные власти. Под государственную гарантию республики на финансирование отдельных объектов железной дороги с 2015 по 2018 год привлечён кредит в ПАО «Сбербанк России» 2,5 млрд руб. В этом году из бюджета Республики Саха (Якутия) будет внесено в уставный капитал ЖДЯ 455,1 млн руб. на погашение основного долга и процентов.
Как пояснил «Гудку» генеральный директор ЖДЯ Василий Шимохин, грузовое движение до Нижнего Бестяха планируется открыть в первых числах января 2019 года, в постоянную эксплуатацию введут 430 км пути. Для грузов также будет применяться общероссийский тариф по Прейскуранту 10-01. Пассажирское движение откроют чуть позже, так как здесь действуют более жёсткие требования. В частности, предстоит согласовать график движения поездов, вопросы по компенсации выпадающих доходов, подключиться к системам ЭТРАН и продаж электронных билетов ОАО «РЖД», а также решить другие технические вопросы.
Сейчас пассажирское движение есть только до Томмота. По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства Якутии, в первом квартале текущего года железной дорогой воспользовались 19,1 тыс. пассажиров.
В рамках завершения строительства линии до конца года ЖДЯ предстоит достроить станционный комплекс «Нижний Бестях», который занимает площадь 100 га. Его главным объектом станет пассажирский вокзал с пропускной способностью 100 человек в час.
«Он имеет значение и для грузового движения. Это не просто зал ожидания, на вокзале будут расположены пост электрической централизации, вагонное депо для технического обслуживания подвижного состава, пожарные депо, в целом 120 объектов различного назначения. Сейчас уже построены 28 км станционных путей и 70 стрелочных переводов», – говорит Василий Шимохин.
По его словам, прогнозные объёмы перевозки по итогам года составят порядка 5 млн тонн грузов. Теоретически могло быть и больше, но угольная компания «Колмар» в I квартале неожиданно предъявила к перевозке 630 тыс. тонн вместо запланированных 945 тыс. тонн. Поэтому ЖДЯ ориентируются на гарантированные объёмы, которые обеспечивает в том числе северный завоз продовольствия и нефтепродуктов на север республики. С вводом в постоянную эксплуатацию линии до Нижнего Бестяха объём грузоперевозок увеличится как минимум на 20%, говорит Василий Шимохин.
http://www.gudok.ru/…ID=1428523