Часть 1.4Январь 2016 - визит в Москву шейха Тамим. С этого момента начался кардинальный поворот во взаимоотношениях России и Катара. Август - покупка Катаром 10% акций «Алросы» . Сентябрь - подписан договор военном сотрудничестве с Катаром. Декабрь - покупка катарским суверенным фондом акции «Роснефти». 5 июня 2017 - начало блокады Катара со стороны ЛАГ и США. Автор задается вопросом - почему США сейчас не идут на "добивание" Катара? Опять поднята мысль о вероятном закрытии Суэцкого Канала для газовозов Катара.Встреча шейха и президента
В январе 2016 шейх Тамим прибыл с официальным визитом в Москву, и тезисы его выступления перед прессой по окончании встречи с Владимиром Путиным зазвучали совсем иначе:
"Роль России является сегодня основной в том, что касается стабильности в мире. И мы очень хотим развивать отношения с Россией и найти решение проблем, в том, что касается стабильности стран нашего региона".
Перевод с дипломатического, да еще и арабского, тем не менее, понятен:
"Похоже, что мы переоценили свои возможности в Сирии, готовы обсуждать ваши варианты развития событий".
Ответ Путина напоминал четкую, недвусмысленную инструкцию:
"У нас есть необходимость поговорить о взаимодействии и согласовании позиций в энергетике, поговорив об инвестиционном сотрудничестве".
Шейх Тамим возражений не имел:
"Нам есть, что обсудить, у нас общие интересы в сфере энергетики. Очень важным является также инвестиционное сотрудничество".
Но, как и положено на встречах такого уровня, эмир выдвинул и встречные пожелания:
"Стороны подчеркнули необходимость дальнейшего укрепления сотрудничества в торговле сжиженным природным газом, необходимо повышать долю СПГ в торговле".
Эти тексты тоже перевести не сложно:
"Мы готовы вкладываться в инвестиционные проекты, но просим не чинить препятствий на рынке СПГ".
Собственно, конструктивная часть переговоров была закончена официально-обтекаемым сообщением:
"Главы России и Катара подтвердили свое стремление добиваться тех целей, ради которых был создан Форум стран-экспортеров газа".
Что касается политической и военной составляющих этих переговоров, то и здесь уместно привести слова эмира:
"Руководители двух стран договорились о том, что необходимо искать политическое решение в Сирии. Поэтому лидеры договорились интенсифицировать усилия для того, чтобы положить конец боевым действиям, убийствам и голоду среди мирного населения".
Перевести?
"Да, мы прекращаем или сокращаем финансирование бандформирований на территории Сирии, поскольку смогли нащупать точки соприкосновения с Россией в газовых и нефтяных вопросах".
Вывод ВКС с территории Сирии и "приручение" Катара
В марте 2016-го Катар приветствовал решение России о выводе основной группировки ВКС с территории Сирии, и в тот же день официально пригласил Россию поучаствовать в предстоявшей встрече министров стран ОПЕК, намеченную в апреле в Дохе. Россия приглашение приняла, а в мае глава МИД Катара заявил о надежде его государства на … успех России в сохранении политического процесса в Сирии. Не на коалицию во главе с США, не на работу ЛАГ, а на успех России. Сергей Лавров передал ответные слова Путина:
"Владимир Владимирович подтвердил намерения о сотрудничестве с Катаром, включая экономику и политические контакты".
Катарская сторона текст с русского перевела и усвоила:
"И если, допустим, существуют какие-то политические проблемы, то это никаким образом не должно отражаться на деловых связях между представителями деловых кругов. Я особенно это хотел бы подчеркнуть и донести это до деловых представителей двух стран" – таким было заявление посла Катара в России, сделанное им в начале июня 2016-го.
Российская сторона по достоинству оценила дисциплинированность Катара, приняв решение "поощрить", и 1 июля 2016-го на сайте Правительства РФ появилось вот такое официальное сообщение:
"Принять предложение Минобороны России, согласованное с МИД России, о проведении переговоров о подписании соглашения между министерством обороны РФ и министерством обороны государства Катар о военном сотрудничестве".
Не заметили такого "маленького" события, как готовность одного из главных спонсоров гражданской войны в Сирии развивать военное сотрудничество с государством, которого силами ВКС уничтожало и продолжает уничтожать объекты спонсорской помощи? Напрасно. Сопоставляйте приведенные даты с событиями на фронтах гражданской войны в Сирии, и вы без труда заметите взаимосвязь между переговорами России и Катара на высоком уровне и сводками успешных операций сирийской правительственной армии.
Расчеты за ошибки
После сообщения кабмина России о том, что переговоры о возможном военном сотрудничестве с Катаром в принципе возможны, прошло всего пару месяцев – и договор уже был подписан. Произошло это 6 сентября 2016-го во время форума "Армия-2016", ровно через месяц после того, как Катарское инвестиционное агентство всего за 400 млн долларов прикупило целых 10% акций "Алросы". Нормальный принцип – деньги вперед, но не все, а только аванс. В декабре 2016-го катарский суверенный фонд вложил уже 10,5 миллиарда евро в акции "Роснефти". Аванс — договор — окончательный расчет. Ничего личного, только бизнес.
Конечно, Восток – дело тонкое, время от времени Катар вспоминает былую вольницу. Сразу после химатаки в Идлибе 7 апреля этого года, МИД Катара привычно назвал виновными власти Сирии, но тут же последовали переговоры с Сергеем Лавровым, и вот уже 15 апреля Катар потребовал "объективного и непредвзятого расследования инцидента". Разумеется, столь взвешенная позиция не могла остаться без соответствующего поощрения, потому 25 апреля появилось сообщение о том, что Россия и Катар полностью согласовали семь ветеринарных сертификатов на поставку в Катар российской продукции животноводства. Баранина, козлятина, говядина, мясо птицы и так далее. С чего бы Геоэнергетика рассказывала про животноводство? Ну, тут уж извините – о том, что все ветеринарные и прочие халяльные документы согласованы, что и Россия готова подкормить островитян, миру и граду в апреле поведал наш … министр энергетики Сергей Новак. Ну, не было у него в папке другой "плюшки" за хорошее поведение, не было! Но, похоже, просили о поощрении его преизрядно – господин Новак даже переговоры о поставке зерновых в Дохе начал. Ладно, ничего, бывает.
Встреча Владимира Путина (Россия) и эмира Тамима бен Хамаду Аль Тани (Катар)Продолжение Часть 2 завтра.