По поводу грядущей пенсионной реформы было сломано уже много копий. Одни рассказывают как это плохо и почему. Другие описывают прелести работы до гроба и не предлагают, разве что, физически уничтожать выходящих на пенсию, дабы не «драть с трудящихся втридорога». Я попробую рассмотреть этот вопрос с точки зрения человека которому сказали: «принять меры для увеличения среднего возраста начисления пенсии».
Начать тут следует с постановки задачи.
Право на пенсию относится к категории гражданских прав. Любое изменение в сторону увеличения пенсионного возраста можно трактовать как ограничение гражданских прав, а, следовательно, такое изменение нарушает пункт 2 статьи 55 Конституции РФ. Любое нарушение прав и свобод граждан может привести к социальной напряженности, а, в худшем случае, к бунту. Именно поэтому право выйти на пенсию в 55/60 лет лучше оставить как есть.
Формулируем задачу следующим образом: «Поднять средний возраст граждан, обращающихся за начислением пенсии.» Вот здесь уже есть поле для манёвра. Формально право остаётся, но желание им воспользоваться можно существенно снизить.
Использовать здесь следует как «кнут», так и «пряник». В качестве «кнута» можно законодательно закрепить правило, по которому пенсия начисленная до достижения возраста 63/65 лет может быть только минимальная. Право на различные пенсионные льготы можно получить, в случае продолжения работы, сразу по достижении пенсионного возраста, а вышедшему на пенсию в 55/60 лет только после 70 лет. Человек, обратившийся за пенсией теряет право работать. По какой причине, спросите вы? Первая причина в том, что пенсия по старости — это не халявный доход, а способ социальной защиты граждан потерявших возможность обеспечивать себя вследствие необратимых возрастных изменений. Второй причиной можно назвать демпинг стоимости рабочей силы со стороны работающего и получающего пенсию пенсионера. Но ведь проблема не только, скорее даже, не столько в гражданах, сколько в работодателях. Не секрет, что они с большой неохотой берут на работу людей даже предпенсионного возраста. В этом случае можно расширить уголовное применение правовых норм по недопущению возрастной трудовой дискриминации.
Метод «кнута» лучше работает когда параллельно ему применяется ещё и метод «пряника». Но какую «замануху» можно предложить? Скажем, начиная с 55/60 лет каждый работающий пенсионер имеет право на дополнительную неделю оплаченного из пенсионного фонда отпуска. И каждый год этот отпуск увеличивается на неделю. Это потребует от пенсионного фонда значительно меньше средств чем содержание этого же пенсионера в течение года. Плавное снижение суммы отчислений в пенсионный фонд из ФОТ работника и перенаправление высвобождающейся суммы в зарплату. То есть зарплата работающего пенсионера будет расти. Можно сделать этот рост ежегодным, а можно и ежемесячным. Растянуть такой рост можно вообще лет до 70.
Таким образом, используя «экономическое принуждение» можно без формального изменения права граждан на пенсию в 55/60 лет «поднять средний возраст обращения за начислением пенсии». И это даже без стимулирования индивидуальной предпринимательской активности.
Баян