СМП (северный морской путь)
335,949 893
 

  Slav Rus ( Слушатель )
05 авг 2018 12:58:11

В «Росатоме» думают о продлении сроков работы действующих атомных ледоколов

новая дискуссия Новость  602


31 ИЮЛЯ 2018
Специалисты российской атомной отрасли выполнят работы, результаты которых будут нужны для определения возможности продления до 36 лет сроков службы трёх действующих отечественных атомных ледоколов «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач», следует из материалов на сайте закупок госкорпорации «Росатом».
Эти работы выполнит предприятие «Росатома» АО «ОКБМ Африкантов» по заказу ФГУП «Атомфлот». Как отмечается в техническом задании, положительные результаты работы позволят продлить до 200 тыс. часов назначенный ресурс (срок эксплуатации) реакторной установки атомного ледокола «Ямал» и до 36 лет срок службы атомохода, продлить до 235 тыс. часов ресурс реакторных установок атомных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» и срок службы этих судов также до 36 лет, обеспечив функционирование арктической морской транспортной системы до обновления парка российского атомного ледокольного флота.



Ресурс реакторной установки — главный фактор, определяющий сроки эксплуатации атомных ледоколов. Специалисты «ОКБМ Африкантов» должны будут среди прочего провести комплексное обследование систем и оборудования реакторных установок этих трёх ледоколов, разработать методики определения и обоснования остаточного ресурса систем, важных для безопасности атомоходов, разработать программы подготовки реакторных установок к продлению сроков эксплуатации на указанное время. Кроме того, предстоит выполнить исследования, которые в случае получения положительных результатов дадут основание рассмотреть возможность продления сроков работы «Таймыра» и «Вайгача» и до 40 лет.

В итоге должны быть оформлены решения о продлении сроков службы трёх атомных ледоколов. Все работы должны быть выполнены до конца 2020 года.

«Таймыр» и «Вайгач» — мелкосидящие атомные ледоколы проекта 10580 «Таймыр». Отличительная черта данного проекта ледоколов — уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек. «Таймыр» введён в эксплуатацию в июне 1989 года, «Вайгач» — в июле 1990 года. «Таймыр» и «Вайгач» развивают мощность 50 тыс. лошадиных сил.

В 2017 году были завершены плановые работы по продлению ресурса реакторных установок «Таймыра» и «Вайгача» до 200 тыс. часов, благодаря чему срок эксплуатации атомоходов был продлён на пять лет.

«Ямал» — атомный ледокол класса «Арктика», введён в эксплуатацию в октябре 1992 года. Это один из двух самых мощных действующих атомных ледоколов (наряду с ледоколом «50 лет Победы»). «Ямал» развивает мощность 75 тыс. лошадиных сил, что позволяет судну преодолевать даже очень толстые ледяные преграды. При необходимости атомоход может быть трансформирован во вспомогательный боевой крейсер.

Сейчас в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе идёт строительство трёх новых, ещё более мощных российских универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Головной ледокол «Арктика» и первый серийный ледокол «Сибирь» ранее были спущены на воду, второй серийный атомоход «Урал» пока находится на стапелях. Плановый срок сдачи «Арктики» — середина 2019 года, «Сибири» — ноябрь 2020-го, «Урала» — ноябрь 2021-го.




https://ru.arctic.ru…76605.html
  • +0.13 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (7)
 
 
  Вергелес Сергей ( Слушатель )
05 авг 2018 15:37:58

Можете объяснить дилетанту, почему не рассматривается вариант замены ядерной установки? Я понимаю, что если исходной конструкцией это не предусмотрено, то это и невозможно. Но новые ледоколы тоже ведь не строят с такой возможностью? Надо думать, что ответ – это дорого и/или технически невозможно, но хотелось бы чуть по-подробнее...
  • +0.01 / 3
  • АУ
 
 
  slavae ( Слушатель )
05 авг 2018 18:37:26

А зачем менять, если и так работает.
  • +0.02 / 3
  • АУ
 
 
 
  Вергелес Сергей ( Слушатель )
05 авг 2018 18:57:28

Ну вот продлили срок эксплуатации тех ледоколов до 36 лет. По окончании этого срока что с ними делать будут?
Каково (типичное) соотношение цены всей остальной посудины и реактора? Из ответа на этот вопрос будет понятно, имеет ли смысл стремиться эксплуатировать саму посудину скажем 100 лет ... 
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Вергелес Сергей ( Слушатель )
05 авг 2018 19:14:16

Исходный свой вопрос я сформулировал не вполне так, как  намеревался. 

Меня интересует вот что: продлили срок эксплуатации тех ледоколов до 36 лет, реально речь идёт о реакторах. По окончании этого срока что с ними делать будут?
Каково (типичное) соотношение цены всей остальной посудины и реактора? Из ответа на этот вопрос будет понятно, имеет ли смысл стремиться эксплуатировать саму посудину скажем 100 лет ...
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
05 авг 2018 20:11:07

Ну, если посмотреть на погрузку РИТМ-200 на место, то можно увидеть, что не корпус строится вокруг реактора, а реактор ставится в готовый корпус. Думаю, что и изъятие не составит значительных проблем. Про цены не знаю.
http://www.atominfo.ru/newsr/y0307.htm

PS Про цены https://tnenergy.livejournal.com/30936.html
Реактор порядка 20% от ледокола.
  • +0.08 / 7
  • АУ
 
 
  Slav Rus ( Слушатель )
05 авг 2018 20:29:20

Замена ядерной установки(точнее ядерных установок) на атомном ледоколе, как известно, производилась всего однажды. На ледоколе Ленин, после почти десяти лет эксплуатации в 1967 году. Заменили три установки на две более новые по конструкции, ввиду их плохой ремонтопригодности, после невозможности устранения течи  первого контура. "Выемка" реактора производилась, через дно корпуса, на дно Ледовитого океана, после выгрузки топлива. Модернизация заняла три года. С какими трудностями это происходило можно ознакомиться
https://fishki.net/2…erdce.html
..
Реакторы на ледоколах класса Арктика, первоначально рассчитаны на 100 тыс. часов работы.Благодаря совместной работе ФГУП «Атомфлот» и АО «ОКБМ Африкантов» (разработчик ядерных энергетических установок для ледоколов) срок эксплуатации ледоколов увеличен вдвое до 200 тыс.часов.
Замена скорее всего не требуется, так как ледокол  за это время получает очень солидный физический износ всех механизмов, ввиду очень жестких условий эксплуатации. ИМХО
  • +0.16 / 10
  • АУ
 
 
 
  rommel.lst ( Слушатель )
06 авг 2018 06:00:02

Вот, именно, что кроме реактора постепенно ушатывается и все остальное - турбины и прочие приводные механизмы, генераторы, трубопроводы и, собственно, сам корпус. Все же ломать десятилетиями метровый лед - это не по карибам бл@дей катать..
  • +0.08 / 5
  • АУ