Обсуждение космических программ
9,219,077 41,464
 

  normalized_ ( Слушатель )
08 авг 2018 11:30:01

Эксперт рассказал, почему Россия потеряла рынок космических пусковых услуг

новая дискуссия Новость  496

Россия потеряла ведущие позиции на рынке космических пусковых услуг из-за того, что игнорировала прогнозы его развития, считает генеральный конструктор средств выведения, заместитель гендиректора ЦНИИмаша (головного научного института Роскосмоса), один из идеологов ракет семейства "Ангара" Александр Медведев.


С начала 2000-х годов Россия длительное время лидировала по количеству космических запусков, включая коммерческий рынок пусковых услуг. На ракеты "Протон-М" и "Союз", а также другие российские носители приходилось более 50% всех коммерческих пусков в мире. В 2012 году произошло первое снижение количества запусков, а после 2014 года доля России постепенно пошла на убыль, поскольку с 2013 года ее заказы начала "отъедать" американская SpaceX. В 2016 году Россия по общему количеству пусков уступила США и Китаю, заняв третье место. В 2017 году американская коммерческая компания SpaceX с одной ракетой Falcon 9 лишь немного уступила по количеству пусков всей российской космической программе.

"С появлением такого количества средств выведения (ракет — ред.), претендующих на удовлетворение ограниченного спроса на запуски космических аппаратов, резко обострилась и будет продолжать обостряться в дальнейшем конкуренция на рынке пусковых услуг. Поэтому выбор наиболее перспективных образцов ракет-носителей должен опираться на системный детальный анализ тенденций соотношения спроса и предложений на мировом рынке пусковых услуг. Игнорирование такого исследования, проведённого ещё в 2006-2007 гг., привело к потере лидирующей роли России в области коммерческих запусков космических аппаратов начиная с 2011-2012 гг.", — говорится в статье Медведева, опубликованной в очередном номере научного журнала ЦНИИмаша "Космонавтика и ракетостроение".

По словам главного конструктора российских ракет, в ближайшее время конкуренция на рынке космических запусков только усилится и вместе с надёжностью заказчики начнут более пристальное внимание уделять стоимости запуска. Он отметил, что сейчас в России эксплуатируются и создаются ракеты-носители от лёгкого до сверхтяжёлого классов – в частности, семейства "Ангара".

"Технико-экономические показатели перечисленных отечественных ракет-носителей пока ещё далеки от тех значений, при которых они составили бы серьёзную конкуренцию на международном рынке космических услуг. Частично это обусловлено тем, что речь идёт о первых изготавливаемых экземплярах", — говорит Медведев.

https://ria.ru/space…35631.html
Отредактировано: normalized_ - 08 авг 2018 11:53:42
  • +0.11 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (6)
 
 
  normalized_ ( Слушатель )
08 авг 2018 12:03:52


ПМСМ, далеко не единственная и не самая главная причина.
  • +0.12 / 7
  • АУ
 
 
  LightElf ( Слушатель )
08 авг 2018 12:37:22

Попередники поднасрали, а так все прекрасно.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  normalized_ ( Слушатель )
08 авг 2018 13:20:17

Ну, а что еще можно написать в отраслевом журнале и изнутри. "Конверт №1."
P.S.
Прогресс уже в том, что адекватно  начали оценивать действительное положение в котором находятся, а не выдавать желаемое исключительно победными реляциями. И  что начинают озвучивать конкретные причины, пусть со своего кресла и в его рамках. Больше ведь все равно некому их озвучивать. Нет такого органа —  не предусмотрен в конструкции, по созданному проекту благими желаниями.
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  LightElf ( Слушатель )
08 авг 2018 15:37:53

Печально, что продолжают по наезженой колее думать (или только говорить?).
Умер "рынок пусковых услуг". Там рыбы нет уже, маржа под плинтусом. Зачем туда ломиться-то? Двигаться надо туда, где есть серьезные прибыли, а не извозом заниматься.
  • +0.09 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
  Труффальдино ( Слушатель )
08 авг 2018 16:22:44

Серьёзные прибыли тоже давно поделены, в том числе за счёт многолетних инвестиций. Основные даже не прибыли, а обороты - это рынок спутникового телевидения (ЕМНИП, в районе 50-60% от всего космического рынка вообще, правда, пик прибылей прошёл с массовым появлением наземного широкополосного интернета, но старшее поколение ещё обеспечивает рынок подписок спутникового телевидения, особенно в глубинках планеты), создание космической электроники (причём это отнюдь не только то, что летит в космос, это и (а точнее, это основная часть стоимости и главный источник прибылей) та часть, что на Земле занимается обслуживанием космической инфраструктуры и приёмом сигнала) (порядка ещё 20-25% от всего рынка), спутниковая связь и интернет (у связи и интернета, ЕМНИП, стоимость рынка непосредственно услуг в районе стоимости рынка запусков, но сам рынок оборудования приёма сигнала - приличный). Пытаться влезти на этот рынок силами российской электроники и производителей оборудования - то же самое, что пытаться влезти на немецкий авторынок нашим автопромом, это не в укор нашему автопрому, просто для наглядности картинки. Потому что конечное оборудование - это лишь верхушка айсберга из сервисных контрактов, страховок, доступности заемных средств, многолетних инвестиций в строго определенный сектор производства и науки, государственные субсидии, правительственные согласования на частоты, технологии, лицензии, совместимость стандартов, существенно большая возня с патентами в гражданской сфере. 
  • +0.14 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  LightElf ( Слушатель )
08 авг 2018 18:29:04

Дык понятное дело, что у каждой кормушки уже кто-то удобно сидит. Но: там еще есть куда расширяться и есть маржа. Даже относительно небольшая доля рынка может принести серьезные деньги, которые можно с умом потратить на дальнейшее развитие. Легко не будет, но и приз ощутимый. А космический извоз - это драка за крошки от чужого пирога, зависимая позиция.
  • +0.00 / 0
  • АУ