История Великой Отечественной войны.
351,653 2,667
 

  AndreyK-AV ( Практикант )
08 авг 2018 12:49:17

Проект «Звено» («Цирк Вахмистрова») или как СССР бомбил Констанцу с авиаматок

новая дискуссия Дискуссия  150

«Звенья» одной войны
Летом 1938-го в СССР прошли успешные испытания авиационной системы «Звено-СПБ». СПБ – составной пикирующий бомбардировщик. Уже осенью того же года он был принят на вооружение.


Система, созданная Владимиром Вахмистровым (бывшим офицером-авиатором царской армии), представляла собой, по современной терминологии, ударно-авиационный комплекс, состоящий из самолета-носителя и бортовых истребителей. Система в модификациях от «Звена-1» до «Звена-7» отрабатывалась под руководством конструктора с 1931 года с использованием сначала тяжелого бомбардировщика ТБ-1, а затем ТБ-3.


“Появление серийных пикирующих бомбардировщиков Пе-2, а затем и Ту-2 сняло необходимость в наличии авианосцев”

Идея воздушного авианосца, заложенная в систему «Звено», исходила из возможности увеличения радиуса действия истребителей вдвое за счет доставки к рубежу применения на борту носителя. Причем использоваться истребители должны были в качестве пикирующих бомбардировщиков против важных точечных целей, будучи оснащенными авиабомбами большего калибра, нежели они могли бы поднять при обычном аэродромном старте. «Звено-1» состояло из носителя ТБ-1 и двух истребителей И-4, закрепленных на его крыле. Кстати, одним из летчиков, участвовавших в испытаниях «Звена-1», был Валерий Чкалов.


Вахмистров придумал и оригинальную систему ПВО. Его проект «Звено-Авиаматка», реализованный испытаниями в 1935 году, предусматривал использование ТБ-3, который нес пять истребителей: два И-5 на крыле, пару И-16 под крыльями и один И-Z (с экзотическими 76-мм динамореактивными пушками Курчевского) на подфюзеляжной подвеске. Тактика использования «Звена-Авиаматки» была задумана как барражирование носителя с истребителями у прикрываемого объекта (скажем, крупного города, порта) с отцепкой истребителей при появлении вражеских самолетов. Во всех случаях после выполнения боевой задачи истребители «Звеньев» должны были возвращаться на свой аэродром самостоятельно, благо, резерв топлива это позволял.


Принятое на вооружение «Звено-СПБ» являлось комбинацией все того же тяжелого бомбовоза (старшее поколение помнит народно-блатную песню со словами «Летят по небу самолеты-бомбовозы») ТБ-3 и двух подвешенных под крылом «Ишаков» (И-16) с фугасной бомбой ФАБ-250 каждый. К началу войны, правда, удалось развернуть только пять таких ударно-авиационных комплексов, хотя первоначально планировалось иметь их четыре десятка как в ВВС РККА, так и в авиации ВМФ. Все «Звенья-СПБ» поступили в авиацию Черноморского флота и базировались в Крыму на аэродроме близ Евпатории. И несмотря на экзотичность проекта, нашли реальное боевое применение.


“Отсоединившись от ТБ-3, четыре И-16 отбомбились по нефтеперерабатывающему заводу в Констанце”

Первый боевой вылет двух «Звеньев-СПБ» состоялся 26 июля 1941-го. Отсоединившись от ТБ-3, четыре И-16 отбомбились по нефтеперерабатывающему заводу в Констанце. На обратном пути истребители пополнили запас бензина в Одессе и вернулись в Евпаторию. 10 и 13 августа таким же способом доставленные ТБ-3 И-16 бомбили в Румынии Чернаводский мост, причем после выполнения основной боевой задачи им удалось еще и провести штурмовку огневых точек и пехоты противника. А 17 августа в Констанце с помощью трех «Звеньев-СПБ» был уничтожен плавучий док. Затем «Звенья-СПБ» приняли участие в налетах на переправы вермахта через Днепр.


Несмотря на малочисленность «Звеньев-СПБ», они спорадически использовались на протяжении года, но несмотря на выпавшие на их долю боевые успехи, ТБ-3 оказался слишком уязвим. По-прежнему увлеченный своей идеей, Вахмистров взялся было за следующие проекты, в одном из которых носителем выступал тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8), а бортовыми истребителями – МиГ-3 и ЛаГГ-3, однако фронтовая ситуация изменилась. Появление на вооружении запущенных в массовую серию пикирующих бомбардировщиков Пе-2, а затем и поступление в ВВС превосходных Ту-2 сняло необходимость в наличии авианосцев.
  • +0.03 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!