Из первых устДневник Вареньки Щегловой, который девушка вела с 1918 года по 1919-й, хранится в Камышловском краеведческом музее
191826 июня. Всё последнее время горожане живут под страхом совершающихся событий: идут обыски, аресты, расстрелы. В городе появился товарищ Гаревский. Он служит в ЧК. С ним приехала пожилая женщина – его помощница, некто Петрова.
Она ходит в кожаной куртке, в фуражке, с наганом на боку. О них рассказывают страшные вещи: якобы они собственноручно расстреливают арестованных. 22 июля. Ввиду военно-осадного положения ходить разрешено только до десяти вечера. Улицы словно вымерли. Изредка проезжают автомобили и подводы с красноармейцами – везут пулемёты, зарядные ящики.
Много пьяных. Безобразничают и пристают к случайным прохожим, особенно к женщинам и к нам, девчонкам. 24 июля.
Красноармейцы объявили, что оставляют город – уходят, взяв с собой заложников, преимущественно мужчин. Надеются, что враг не будет по ним стрелять. Остальных – всех, кто может держать лопату, послали рыть окопы за Насонову. Э
то было днём, а ночью слышали выстрелы – опять кого-то расстреливали. 25 июля.
Из города уходят последние красноармейцы и моряки. Увозят хлеб, муку, картофель. Кое-кто отправляет с ними свои семьи.
Продолжаются расстрелы – вчера расстреляли 20 человек, привезённых из-под Шадринска, а сегодня – ещё 10, городских. Говорят, что расстреляли и взятых вчера заложников – по дороге. 26 июля. В городе безвластие. Магазины разгромлены. Непонятные люди с винтовками грузят и увозят конфискованное имущество. Поздно вечером кто-то взорвал водокачку, что на берегу Пышмы, и во многих домах вылетели стёкла, а у некоторых даже слетели крыши. Не успели опомниться, как снова взрыв и высокое пламя – это начали гореть склады на вокзале. Уснули поздно. А в пять утра раздался стук в ворота – все перепугались, но пришлось открыть. Вошедший солдат на плохом русском распорядился принести продукты. Это в город вошли чехословаки, и они очень голодны.
2 августа. Вереницы людей потянулись к лесу, что у кожевенного завода.
Мы увидели страшную картину: гробы с расстрелянными (говорят, это сделали красноармейцы перед уходом) стояли рядами – на земле и на сделанных из досок столах. Шла панихида. После гробы поставили на телеги, где по одному, а где и по два. Всего вышло 32 подводы. Крики и рыдания было трудно вынести, и мы поспешили домой – нервы напряжены до предела.
19191 февраля (1919 год). В гимназии большой переполох: пришла весть, что объявлена мобилизация мужчин от восемнадцати до двадцати пяти лет, и наши милые мальчики пойдут на войну.
6 июля. Многие вновь покидают город. Уехали городской глава Васильев, торговцы Машаров, Меньшенин, Выборов, Страхов. Уезжают и учителя – Самгин, Можгинский, Баранова, Чиркова, Фёдорова, Румянцев, Петрашень. Был семейный совет и у нас – решался вопрос: уехать или остаться. Мама хотела уехать, но отец сказал, что бояться нам нечего, потому что большого богатства мы не нажили, да и куда семье в шесть человек ехать? Словом, решили остаться. А к вечеру выяснилось, что остаются и многие наши соседи.
14 июля. Вечером появились верховые, они предложили освободить часть дома. Их 15 человек – у них голубые погоны, а на рукавах – голубые нашивки с человеческим черепом над двумя скрещенными костями. А ещё остановились юнкера, совсем дети. Мы сгрудились в одну комнату. Хотели уснуть, но не смогли – за окном постоянный шум: военные, пешие и конные, идут в оба конца – в город и из города. А также страшный гул, волнами накрывающий город – отец объяснил, что это стреляют пушки за железной дорогой.
18 июля. Юнкера и верховые трогаются в путь, прихватив с собой, в «благодарность» за постой, совсем новый коробок, большую кошму и весь овёс из амбара. Солдаты обчистили и наших соседей, взяв даже заготовленные на зиму дрова. Кто-то отдал приказ спустить в Пышму спирт из винных складов, и много людей с ведрами и кувшинами побежали туда, а после умерли, отравившись выпитым. 7 августа. В городе опять смутное время: отбирают драгоценности (к счастью, их у нас нет), хлеб, коров, лошадей. Идут аресты. Вновь слышатся выстрелы за рекой, у леса».
Читать полностью:
https://kam-news.ru/geroi-i-zhertvy-krasno-belogo-terrora.htmlИсточник: «Камышловские известия»
***
АПД
Очевидно, что Галина ШИПИЦЫНА журналист «Камышловских известий»
а что такое "Камышловские известия"?
«Камышловские известия» —
межмуниципальная общественно-политическая газета
• Год рождения — 1918-й.
• Выходит 3 раза в неделю: по вторникам, четвергам и субботам.
• Учредители: администрация Камышловского городского округа, администрация МО Камышловский муниципальный район и АНО «Камышловские известия».
• Формат — А3, объём — до 36 полос в неделю.
• Тираж: по вторникам и субботам — 6000-6500 экз., по четвергам — 7000 экз. Газета издаётся для разновозрастного населения. Практически является межмуниципальным изданием, так как распространяется на территории двух МО — Камышловского городского округа и Камышловского муниципального района.
• Главный редактор — Сергей Озорнин. • Выпускающий редактор — Светлана Черемных.
• Журналисты — Ирина Верзилина, Елена Дубынина, Галина Шипицына, Илья Зырянов.
• Фотограф — Андрей Зайков.
• Корректор — Валентина Носкова.
• Дизайнеры-верстальщики — Сергей Дубынин, Олег Рысев, Евгений Коробицын.
• Набор — Марина Зинченко.
Читать полностью:
https://kam-news.ru/o-nasИсточник: «Камышловские известия»
Межмуниципальная, т.е. государственная, т.е. это официальный государственный рупор Камышловской администрации, о чем и говорит нам список её учредителей:
администрация Камышловского городского округа и администрация МО Камышловский муниципальный район.