В Мокшанском уезде новые порядки насаждали большевики Охлопков, Астаховы, Хавронин, чекистка Бейлис и Фома Наливайко, вскоре повышенный в должности. Первыми объектами для расправы стали Казанский монастырь и барские поместья, которые подверглись нещадному грабежу. В феврале 1918 года большевики предпринимали попытки отобрать у монастыря лошадей в пользу мокшанской коммуны, но монахини дали отпор. Игумения монастыря Мария (Кубасова) вместе с духовенством Мокшана и знатными горожанами противостояли бесчинству - писали в Москву жалобы с просьбами убрать комиссара Охлопкова . Но все было тщетно.
Весной 1918 года, чтобы сломить сопротивление беззащитных монахинь, на Казанский монастырь двинулся отряд вооруженных красноармейцев из 20 человек. На этот раз каратели атаковали монастырь тайком. Отметим, что солдаты напали не на укрепленные редуты, а всего лишь на женский монастырь, не имевший ни оружия, ни мужской силы.
Единственной защитой монахинь была молитва. Вместе с красноармейцами приехал председатель Мокшанского горсовета Астахов. Войдя в монастырскую конюшню, он наткнулся на двух сестер, которые не смогли скрыть своего возмущения.
Тогда председатель выстрелил в одну из монахинь и ранил ее. Кто-то из девиц, пробравшись на колокольню, ударил в набат. Большевики открыли по звонарю огонь, но потом сами признавались, что стрельба их долго не имела успеха: пули попадали то в колокол, то в стены, то чудесным образом разлетались в стороны. Колокол продолжал гудеть на всю округу. Из Мокшана и Богородского к монастырю стекался православный люд, но в какой-то момент звонившая матушка была сражена пулей и набат умолк. Подоспевшие толпы народа были готовы вступить с палачами в схватку, однако, отряд, отстреливаясь, удалился в сторону Мокшана - были убитые и раненые.
В 1918 году репрессиям подвергся последний штатный священник Мокшанского Казанского монастыря Александр Александрович Пенский. Он родился 20 ноября 1881 года и происходил из семьи личного дворянина. В 1902 году, после окончания Духовной семинарии, работал учителем в школах Пензенской губернии. В 1905 году Александр был назначен надзирателем за учениками в Тихоновское духовное училище, где преподавал чистописание и черчение. В 1906 году рукоположен во священника и определен в Казанский женский монастырь г. Мокшана. Отец Александр был человеком большого ума, обладал глубокой эрудицией по многим вопросам, имел хорошую библиотеку. Своих пятерых детей он воспитывал в любви к Богу и старался сделать их людьми всесторонне развитыми.
В 1918 году хозяйство о. Александра было разграблено, а сам он зачислен в тыловое ополчение.
В августе 1919 года его арестовали и вместе с монахинями Казанского монастыря Надеждой и Леонидой заключили в тюрьму. В связи с этим совет Мокшанской религиозно-трудовой общины обратился к властям с прошением:
"Всепокорнейше просим Пензенский Губернский Исполком, Отдел правления обратить Ваше правдивое внимание на несчастное положение заложника нашего священника о. Александра Пенского, который безвинно страдает в заключении тюрьмы, беря во внимание с Вашей точки зрения, что он и весь его семейный член никогда не имели и не имеют сопротивление против Советской Власти. Так вот, изъявите же Ваше глубокое сочувствие, хотя к малолетним пятерым детям, жене и старушке матери, которые не имеют более крова и совершенной надежды на насущный кусок хлеба. За председателя м. Павла, члены м. Мария Шарыкова, Серафима, секретарь Е. Панкова. 1919 г. 27/14 августа". Ходатайство монахинь было оставлено без последствий, а 5 декабря 1920 года иерей Александр Пенский скончался в заключении от возвратного тифа.
27 сентября 1918 года в двух километрах от Мокшана,
впечально известном месте "Лысая гора" была расстреляна группа помещиков, крестьян-середняков, духовенства общим числом 20 - 30 человек. Это были известные своим благородством представители старой России, православные христиане, лучшие люди славного уездного городка Мокшана. Долгое время тела мучеников не давали захоронить, затем их забросали хворостом и подожгли.В числе жертв, предположительно, оказались игумения Казанского монастыря Мария, священник села Богородское Иоанн Орлов ("вел ярую антисоветскую пропаганду"), неизвестный священник о. Павел, директор гимназии Некрасов, член окружного суда Уманов, городской судья Земблинов, купец Покидаев, землевладельцы Бочкарев, Анненков, Рожковский, Генералов, урядники Духанин и Бердин, стражник Саврасов, некто Макаров и другие. Старожилы Мокшана говорят, что именно после расстрела на месте их мученической кончины забили источники. Казанский монастырь был разграблен, из него вывезли 5 подвод разного добра, которое сначала укрыли в пакгаузах. Грабежу подверглись имения Генералова, Бочкарева и других расстрелянных. Чекисты Григорьев и Бейлис дали подчиненным отмашку брать из награбленного кто что хочет. Начался жадный "раздел имущества"...
Расстрелы производились и в самом Мокшане, в подвале белого двухэтажного дома напротив Михайло-Архангельской церкви. Осенью 1918 года здесь был убит бывший матрос Иван Мезинов. Он был сыном мокшанского крестьянина, в Первую мировую войну служил на флоте, характер имел боевой и даже задиристый и вернувшись домой стал "первым парнем на селе". Вместе с ним служил односельчанин М. Хавронин. В первые годы советской власти матросам как отчаянным молодцам предлагали работу в карательных органах. Чекист Наливайко сделал предложение и вернувшимся со службы Мезинову и Хавронину. Однако Иван от "работы" отказался, за что и был расстрелян в подвале белого дома чекисткой Бейлис.
3 октября 1918 года в г. Инсаре, на опушке ближайшего леса большевиками был расстрелян священник Казанского собора о. Александр Ксенократов, незадолго до кончины избранный главой города. Когда его вызвали на допрос в ЧК, он надел рясу и отправился к революционным властям.
В октябре того же 1918 года жители села Хомутовка Спасского уезда были возмущены фактом описания имущества сельской церкви, арестом священника и систематическими акциями по изъятию хлеба и денег. 29 октября в село был направлен отряд из 24 человек, но жители, ударив в набат, не допустили отряд в село. На помощь соседям подоспели жители села Устье. Крестьяне были вооружены, в обороне села и церкви принимал участие и местный священник Кедрин.
Уездная власть пулеметным огнем подавила восстание, многие были убиты на месте. Жители в испуге разбежались по оврагам, дома и церковь были разграблены. По решению Спасской ЧК 20 ноября на бывшей Соборной площади г. Спасска, перед величественным собором было расстреляно 40 человек, в том числе и священник П. М. Кедрин (1867-1918). Расстрелянных христиан власти не разрешали хоронить по православному обряду, их закопали в овраге за техникумом. Остальные 60 человек были брошены в тюрьмы.24 октября 1918 года в подвалах ЧК г. Казани мученическую кончину принял уроженец села Верхний Ломов, ученик, а затем эконом Пензенской духовной семинарии, протоиерей Филарет Великанов (канонизирован Православной Церковью).
В 1919 году в село Азясь Краснослободского уезда по случаю масленицы съехались около 10 тысяч человек. С базарной площади, с пением "Христос Воскресе..." верующие двинулись крестным ходом к известному святому месту - Флегонтовой горе, где в прошлом веке подвизался старец Флегонт Островский, а теперь стоял Александро-Невский монастырь. Шествие выражало непринятие новой безбожной власти, впереди шел священник с. Азясь о. Дмитрий с монахинями.
Вскорекрестный ход был окружен коммунистами, прибывшими из соседних сел, по людям открыли огонь, многие были убиты, многие пленены.2 марта 1919 г. в ответ на грабительские действия советской власти вспыхнуло восстание в Сердобском уезде. Крестьяне, задавленные чрезвычайным налогом, требовали освобождения из Сердобской тюрьмы ранее арестованных крестьян. Восстание охватило 9 волостей Сердобского уезда, центром событий стало село Бакуры. Крестьяне, собравшись у церкви, требовали от властей разрешить волостное собрание, но коммунисты запретили его проведение и стали стрелять в воздух, разгоняя толпу.
Народ не расходился, мужчины и женщины ждали окончания службы в церкви, чтобы ударить в набат. В результате 16-17 марта было расстреляно 70 человек.16 марта 1919 г. восстание вспыхнуло в Кузнецком уезде, и охватило ряд сел, центром стали села Дубровки и Елюзань. Крестьяне выступили против чрезвычайного революционного налога, грабительской политики советской власти, изъятия домов, в том числе дома священника Раевского. В выступлении участвовали и мужчины, и женщины, все было хорошо организовано, били в набат. Вооруженные отряды не раз отступали, а саратовские власти запросили из Пензы пулемет (не был прислан).
Солдаты начали стрелять в воздух и в церковь. В результате столкновения до 20 человек было убито и ранено. Священник Раевский арестован.Летом 1919 года в Кузнецке работниками ЧК было арестовано 200 человек "буржуазных элементов". Священников Николая Протасова, Ивана Климова и Павла Ремизова было решено как "монархистов, выдающихся контрреволюционеров, всеми средствами помогавших белогвардейцам и везде агитировавших против Советской власти рабочих и крестьян" расстрелять.
Приговор был приведен в исполнение 23 июля 1919 года в овраге под названием Дуванный, что с западной стороны города.Осенью 1919 года в районе Сердобска и Балашова орудовал чекист Черемухин, который в кровавом азарте расстреливал мирное население даже без всякого согласования с руководством.
Сурская Голгофа. Пензенская епархия в годы гоненийhttp://penza-city.com/history/gol.htm