Надо отметить, что уже в 1918-1919 гг. в документах и публикациях слово «расстрел» понемногу начинают заменять более неопределенным «понес заслуженное наказание» и т. п. Над темой казней постепенно опускается глухая завеса секретности, в 1922 г уже циркулярно доведенная до всех председателей трибуналов страны: «чтобы не было следа могилы…»В официальном сборнике, изданном к юбилею УКГБ по Рязанской области, составители упоминают о целой серии операций Губчека 1918 г. по «раскрытию заговоров», «ликвидации антисоветских элементов». В частности, упоминаются: «предотвращение левоэсеровского путча в губернии», раскрытие в Рязани «подпольной организации кадетов», раскрытие нескольких «заговоров местного офицерства, духовенства». Эти операции приводили к арестам и расстрелам.
Анализ только официальных статистических сведений о работе Рязанской губернской и уездных ЧК, доступных исследователям, показывает, что
число арестованных было достаточно велико, около 50 % из их числа составляли крестьяне. В середине июня 1918 г. Губчека в Егорьевском уезде было арестовано около 100 человек по обвинению в «контрреволюционном заговоре».
В июле 1918-го в губернской газете публикуется красноречивое предостережение ЧК:
«Все лица, замененные в контрреволюционной деятельности, будут расстреливаться немедленно. Пролетариату не чужды кровь и железо, и враги пролетарской республики заплатят своими головами за малейший шаг, направленный против пролетариата».
После июля 1918 г. левые эсеры и даже бывшие члены этой партии, вступившие в РКП(б), были исключены из всех Советов губернии. Этот период характеризуется настоящей охотой Рязгубчека на эсеров, развернувшейся в соответствии с установками Всероссийской чрезвычайной комиссии. Как известно, партией, заключившей в 1917 г. союз с большевиками и вошедший с ними в правительственную коалицию, были левые социалисты-революционеры. Но это не спасло их от расправы. Ряд историков левых движений на основе изучения большого массива документов приходит к выводу, что «заговора» левых эсеров в июле 1918 г. не было. «ПЛСР совсем не собиралась устранять от власти большевиков, она лишь оборонялась от них».
В августе 1918 г. Губчека сообщает о раскрытии «антисоветской организации» в губернском центре. В августе и сентябре — в Зарайском уезде, в ноябре 1918-го — «почти во всех уездах губернии».
А в октябре 1918 г. на II Рязанском губернском съезде РКП(б) в адрес Рязгубчека уже и из уст партийного функционера Щекина прозвучало: «
Мы сплошь и рядом читаем о злоупотреблениях, чинимых членами чрезвычайных комиссий».
В январе 1919 г. начались массовые операции против социалистов-революционеров. Они были обвинены в «подготовке мятежа в губернии». Аресты левых эсеров прошли в Ряжске, Спасском уезде, в Пронске, Рязанском, Данковском, Егорьевском, Михайловском уездах. «Наиболее активные силы эсеровской контрреволюции были уничтожены», — сообщали рязанские чекисты. «Субъективно вы революционерка, каких мы можем пожелать себе побольше, объективно же вы служите контрреволюции», — заявил на допросе эсерки Мины Свирской глава ВЧК Феликс Дзержинский.
«...Ты упорствуешь — тебя ведут в чрезвычайку. А там или низко кланяйся комиссару в ноги, или, отдавая последние трудовые гроши, вымаливай у него прощение, иначе тебя ждет зверская расправа без суда и следствия...» — писали рязанские эсеры в своей листовке.Булыгин Александр Григорьевич (1861-1919). Казнен ЧК в Рязани. ЦГАКФФД. В августе — октябре 1919 г. в Рязанской губернии ЧК были арестованы сотни человек по обвинениям в контрреволюции, антисоветской агитации, в принадлежности к другим партиям, по подозрению в переходе на сторону белогвардейцев. Как минимум один из арестованных в эти месяцы был расстрелян. В начале октября 1919 года в Рязани чекистами были арестованы 70 человек по обвинению в «эсеровском заговоре». Аресты производились даже в психиатрической колонии Голенчино, где, по убеждению Губчека, скрывался «штаб эсеров». Дело передали в ВЧК, что предрекало печальный исход для обвиняемых.
В материалах Центрального музея Вооруженных сил сообщается об аресте ЧК и расстреле 30 офицеров в Рязани в сентябре — октябре 1919 г.В июне 1919 г. права ЧК в части применения расстрела были расширены, декрет ВЦИК от 20 июня давал право непосредственной расправы в местностях, объявленных на военном положении. Военное положение в Рязанской губернии было введено 23 августа 1919 г., власть оказалась в руках у военно-революционного комитета в составе секретаря Губкома РКП(б) В. С. Корнева, председателя Губчека А. И. Сидорова, председателя Губисполкома М. Н. Шабулина.
Это привело к расстрелам, арестам, интернированиям. «
1919 года, сентября 13 дня, принимая во внимание, что гражданин Васильевской волости, села Вороньих Выселок, Степан Сергеевич Судаков как лицо буржуазного элемента и по своему социальному происхождению, во всяком случае, не может быть сочувствующим Советской власти, тем более, большее время проживал на свои средства, не занимаясь никакой работой, полезной для Республики, а потому ввиду военного положения подлежит безусловному изолированию из среды граждан...».
Рязанские чекисты вновь принялись за эсеров. Так возник «эсеровский заговор в городе Ряжске под руководством члена подпольного Губкома партии социалистов-революционеров Фреймана». Рязанская губернская ЧК под непосредственным руководством председателя Н. И. Лырева провела «ряд операций по ликвидации эсеровских групп в Солотче, Спас-Клепиках, Туме, Рыбном, раскрыли законспирированную организацию левых эсеров в Рязани».
Осенью 1919 г. в Сапожковском уезде Рязанской губернии прошли массовые аресты «буржуазии». С 4 сентября по 3 октября было арестовано и отправлено в Рязань 69 человек, аресты планировалось проводить «до тех пор, пока вся буржуазия не будет устранена».
Из доклада в Рязгубчека: «Доношу, что в городе Сапожке и уезде большие беспорядки. Политбюро ЧК ни за чем не смотрит и не принимает никаких мер, даже во главе сама пьянствует, как начальник, так и сотрудники. Милиция и комсостав ни одного дня не бывает трезва. По ночам пьянствуют и . даже граждан беспокоят...Бойцы Рязанского батальона войск ВЧК В это время Рязанской губернской ЧК по обвинению в контрреволюционных действиях был расстрелян уроженец с. Новый Киструс Спасского уезда Василий Иванович Царьков (1896 г. р.).
Казнены домохозяйка Мария Николаевна Алексеева (1871 г. р.) и чернорабочий Зот Леонтьевич Бодров (1880 г. р.). За «контрреволюционные выступления»
были расстреляны сыновья священника с. Желчино Александр (1899 г. р.) и Николай (1903 г. р.) Дроздовы, кассир Иван Иванович Кустов (1877 г. р.).
Как следует из «Отчета о деятельности Рязанской губернской чрезвычайной комиссии» за 1920 г., в камерах Комендатуры Губчека
содержалось 1234 арестованных. Из «Статистических сведений движения арестованных за июль — декабрь 1920 г.», представленных губернской ЧК Губкому ВКП(б), следует, что за это время чекистами было
расстреляно 11 человек.
Необходимо отметить, что еще недостаточно изучена тема крестьянских повстанческих отрядов, действовавших на территории губернии в 1919-1921 гг. Особенно на территориях, сопредельных с Тамбовской губернией, являвшейся центром антоновского антибольшевистского движения. В документах Рязанской губчека такие отряды именуются по преимуществу «бандами», им приписывается основная часть совершаемых тогда уголовных преступлений с применением оружия, что, очевидно, отчасти соответствует действительности.
Вместе с тем автор данной статьи, работая в 80-е гг. прошлого века в архиве Рязанской области и архиве управления внутренних дел с документами рабоче-крестьянской милиции обозначенного периода, встречался со свидетельствами как советских работников, так и самих крестьян, отмечавших, что появление крестьянских отрядов в губернии порой было вынужденной мерой самозащиты населения от террора со стороны подразделений чрезвычайных комиссий, ЧОН, ВОХР, ВНУС и др.
В «Протоколе общего собрания граждан деревни Мелиховой Верейской волости, Рязанской губернии», в частности, сказано: «
На обсуждении вопроса была принята резолюция: общее собрание граждан д. Мелихово, обсудив вопрос об аресте гражданина Филиппа Алексеевича Бубякина, ходатайствует перед надлежащими властями о его освобождении, так как удостоверяет, что он не эксплуатирует чужой труд, в контрреволюционном восстании не участвовал и живет сейчас наряду со всеми нами. Кроме того, он инвалид, так как потерял глаз в Русско-германскую войну, надельную землю обрабатывал собственным трудом».
Целый ряд расстрелов этого периода упоминается в связи с разгромом крестьянских отрядов Огольцова и Никушина, действовавших на территории ряда уездов Рязанской губернии. Во время операции против отряда Никушина, действовавшего на границах Пронского, Спасского, Сапожковского и Ряжского уездов, чекистами были расстреляны Захар Грачев и Жирков[56].
В конце августа 1920 г. чекисты разгромили отряд антоновцев под руководством Григория Лобана. Осенью 1920-го — отряд Королькова. «По постановлению Губчека Корольков и наиболее активные бандиты были расстреляны». В можарском лесу Сапожковского уезда действовал крестьянский отряд Заболотникова, часть его бойцов была расстреляна, но население поддерживало отряд, и полностью пресечь его деятельность в 1920 г. чекистам не удалось. В конце ноября 1920 г. чекистами «был ликвидирован» крестьянский отряд в Чучковской волости Сапожковского уезда.
В Касимовском уезде Рязанской губернии при операции против крестьянского отряда было задержано 20 человек, пятеро из них — расстреляно. При ликвидации другого отряда в уезде было задержано двое, один сбежал, второй — был расстрелян.
Мы также располагаем данными о расстреле в октябре 1920-го Александра Михайловича Майорова (1881 г. р.), в декабре 1920 г. — Дмитрия Михайловича Макарова (1890 г. р.) и военнослужащего Василия Феоктистовича Катинского (1896 г. р.).
Активное участие в карательных операциях принимал специальный батальон при Рязанской ЧК, в отдельные моменты его численность превышала 750 штыков[. В октябре 1920-го батальон ЧК принимал участие в операциях против крестьянских отрядов Антонова в Тамбовской и сопредельных районах Рязанской губернии.
Здание ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ. Рязань. Фото Николая Середы, Рязанский "Мемориал".
В конце мая 1921 г. чекисты сообщали о ликвидации отряда в 100 человек, который «намеревался уничтожить коммуну «Заря свободы». После коммуны, по мнению чекистов, повстанцы намеревались двинуться на Рязань.
После кронштадского мятежа губернские чекисты вновь принялись за разгром «эсеровских заговоров». В частности, уничтожали «антисоветскую организацию» на Рязанском деревообделочном заводе, где, по их мнению, заговорщики «рассчитывали на поддержку 600 пленных белогвардейцев», работавших на предприятии.
28 декабря 1921 г. 9-й Всероссийский съезд Советов принял решение о реорганизации ВЧК.
Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия была реорганизована в Государственное политическое управление при Народном комиссариате внутренних дел. Заканчивалась эпоха чрезвычаек, начиналось время ГПУ...
Андрей Блинушовhttp://www.history-ryazan.ru/node/14194