После длительного противостояния с поразившем его раком мозга,
сенатор Джон МакКейн скончался. Его смерть — хороший повод, чтобы оценить политическое наследие политика. Вряд ли кто-то может отрицать героизм МакКейна, проявленный им в ходе вьетнамской войны. Попав в плен, он отказался выдавать информацию об американских войсках и многократно отклонял предложения о помиловании. Он заявил вьетнамцам, что готов вернуться из плена только со всеми остальными американскими солдатами, но не раньше них. Шесть лет МакКейн провел в заключении, он нередко подвергался пыткам, голодал и не получал необходимой медицинской помощи.
Он был освобожден лишь в 1973 г. вместе с оставшимися к тому времени американскими пленными.Тем не менее,
несмотря на все героическое военное прошлое МакКейна, его политическая карьера была как раз очень противоречивой. Он более 30 лет прослужил в Сенате, представляя свой родной штат Аризону.
Когда МакКейн только избрался в Сенат в 1986 г., он стал протеже Барри Голдуотера — старшего сенатора от Аризоны и легенды американского консерватизма. Собственно,
именно Голдуотер в 1960-х гг. стоял у истоков современного консерватизма в США. Многие тогда считали МакКейна восходящей звездой консервативного фланга.
Однако в дальнейшем судьба МакКейна сложилась совсем иным образом.Среди консервативной общественности
фамилия МакКейна стала настоящим синонимом термина “RINO” — или “Republican in Name Only”. Республиканцами только по названию называли тех политиков, кто
формально состоял в этой партии, но при этом поддерживал откровенно либеральные позиции. МакКейн в полной мере заслужил такое определение.
Он был единственным Республиканцем, который выступал против сокращения налогов в 2002-2003 гг. МакКейн был соавтором законопроекта о федеральном запрете на полуавтоматическое оружие. Кроме него,
этот проект поддерживали одни Демократы. Он
провел реформу избирательного законодательства, которая серьезно ужесточила процедуру сбора средств штабами кандидатов. Как можно догадаться,
её также поддерживали одни лишь Демократы.
МакКейн являлся активным адвокатом принятия нескольких амнистий нелегальным мигрантам в период президентства Обамы, которые бы дали вид на жительство 15-20 млн “новым американцам”. И лишь во внешней политике МакКейна можно назвать по настоящему оригинальным персонажем.
Он был одним из самых “ястребиных” политиков в современной политической истории США. Выиграв он на президентских выборах в 2008 г., на сегодняшней день Пентагон, вероятно, вел бы дюжину, если не больше, открытых военных операций по всему миру.
Теперь,
после смерти МакКейна главным вопросом станет то, когда губернатор Аризоны назначит в штате досрочные выборы. Они почти наверняка
пройдут уже после промежуточных выборов 6 ноября. Предполагаю, что
дата новых выборов может прийтись на декабрь-январь.
Интересно, что
как раз сейчас в Аризоне идут предвыборные баталии за место другого сенатора — Джеффа Флейка, который отказался переизбираться на второй срок. И Флейк, и МакКейн являются давними критиками политики Дональда Трампа.
Флейк любит представлять себя по взглядам близким к либертарианцам, и он неоднократно выступал против различных антимиграционных инициатив Трампа. МакКейн же в свою очередь чаще всего критиковал действующего президента в контексте внешней политики. Будучи самым известным “ястребом” в Сенате, МакКейн постоянно возмущался комментариями Трампа в отношении НАТО, европейских союзников и России.
На место Флейка претендуют три кандидата от Республиканцев — конгрессвумен Марта МакСалли, местный сенатор Келли Ворд и скандально известный бывший шериф Джо Арпайо. МакСалли является самой умеренной по своим взглядам из этой группы, и
она же имеет за собой поддержку партийного истеблишмента. Республиканский национальный комитет выделил ей около 2 млн долларов на избирательные траты.
Келли Ворд представляет себя как консервативного популиста в духе самого Трампа. Она уже пыталась участвовать в праймериз на выборах сенатора в 2016 г. — тогда Ворд выдвигалась еще против МакКейна.
На тех выборах она получила почти 40% голосов против 52% у МакКейна. В свою очередь
для Джо Арпайо это будут первыми выборами на пост законодателя. Арпайо хорошо известен своей борьбой с нелегальной миграцией на посту шерифа. В 2017 г. он был осужден за содержание нескольких мигрантов за решеткой без разрешения суда,
однако позже в его адрес было выписано президентское помилование.Каждый из конкурентов всеми силами старается заполучить официальное одобрение своей кандидатуры со стороны Трампа.
Однако президент решил занять нейтральную позицию и не определять фаворита в этой гонке. Если верить опросам, то
МакСалли имеет порядка 45% голосов электората Республиканцев, Ворд - 25%, а Арпайдо - 20%. Исход праймериз определится
уже 28 августа. Победитель должен будет выступить против единого кандидата от Демократов — местной конгрессвумен Кирстен Синема. Опять же, если судить по последним опросам, то
каждый из трех кандидатов от Республиканцев будет идти нос к носу с Синема. Демократы постараются сделать все возможное, чтобы победить в Аризоне.
Успех на этих выборах даст им шанс претендовать на получение большинства в Сенате.Так или иначе, проигравшие в предвыборной баталии за место Флейка получат возможность повторно испытать свою удачу.
На досрочных выборах после смерти МакКейна наверняка снова встретятся те кандидаты, кто не смог победить 6 ноября.
//Малек Дудаков