Сочинские переговоры закончились для Минска полным фиаско – президент Белоруссии Александр Лукашенко даже демонстративно отказался продолжить неформальное общение со своим российским коллегой. Похоже, бездонный финансовый поток из Москвы для Батьки иссяк – за год до президентских выборов. Дело идёт к острому кризису, и шансы на переизбрание у Лукашенко чем дальше, тем призрачнее.
Лукашенко вылетел в Сочи рано утром 22 августа. До обеда, как ожидалось, российский и белорусский лидеры пообщаются в неформальной обстановке, а протокольная часть их встречи начнётся ближе к вечеру.
Но в первой половине дня Владимир Путин отправился на морскую прогулку с президентом Финляндии Саули Нийнистё, а белорусского коллегу они с собой на яхту не позвали. Путин, правда, приглашал продолжить общение после переговоров, на турнире по самбо: «У нас с вами ещё будет вечерняя, спортивная программа» – но Лукашенко с ним на турнир не пошёл. «Обиделся», – намекнули члены белорусской делегации. По всему видать, у Москвы и Минска снова как-то не задалось – причём уже третий раз подряд. Первый раз недопонимание вырвалось в публичную плоскость 19 июня, в Минске, на заседании Высшего госсовета Союзного государства. Второй – 23 июля, когда объявленный загодя саммит фактически сорвался.
Третью встречу готовили и отодвигали целый месяц, но, как видно, не задалась и она. Как-то не клеится диалог двух стран – участниц Союзного государства. В чём же причина? Мы говорим «Румас», подразумеваем – «девальвация» Очередные выборы белорусского президента могут пройти уже следующей осенью. К началу кампании за плечами у Лукашенко окажутся четверть века пребывания на высшем государственном посту.
Шансов переизбраться у него, прямо скажем, немало. Но избиратели могут его и прокатить. Причина – в новом премьер-министре, точнее, в тех планах, которые Лукашенко связывает с его назначением. Планы эти секретные, болтать о них не положено, но мы, так и быть, вам их слегка приоткроем. Формальной причиной недавней отставки премьер-министра Андрея Кобякова стало то, что он так и не смог дотянуть среднюю по стране зарплату до обещанной Лукашенко тысячи рублей «новыми» (по курсу – 33 тыс. российских рублей). Кобяков таким образом выставил Батьку болтуном – и за это ему, не справившемуся, на смену ангажировали «западника» Сергея Румаса.
Теперь все гадают: а не реверанс ли это в сторону Запада? Спросите минчан, чем известен Румас, и первое, что вам ответят, – тем, что, возглавляя белорусскую футбольную федерацию, он легализовал на стадионах как бы находящуюся под негласным запретом «пагоню» – литовский герб со скачущим всадником. У местных националистов эта «пагоня» – как трезубец у украинцев. А ещё Румас добился, чтобы милиция не гоняла болельщиков за бело-красно-белые знамёна, под которыми обычно митингуют Батькины политические оппоненты. И это белорусы тоже запомнили.
На свою беду, подзабыли они о другом, о гораздо более важном – именно Румас в ранге вице-премьера правительства дважды, в мае и октябре 2011 года, девальвировал белорусский рубль. В итоге курс обрушился с 3 тыс. за доллар до 10 тыс. рублей. «Перестановки в правительстве показали, что Лукашенко выбирает путь жёсткого противостояния с Москвой, – комментирует назначение Румаса российский политолог Андрей Суздальцев, сотрудник ВШЭ. – Лукашенко считает, что сейчас, когда у России всё будет сложно в свете новых санкций, Москва опять пойдёт на уступки, – это его традиционная политика». Оно так, да не совсем. По данным белорусского Нацбанка, на 1 апреля текущего года золотовалютных резервов у Минска числилось примерно на 7 млрд долларов. А внешних заимствований – без малого на 17 миллиардов. Между тем в 2019 году белорусскому правительству предстоят рекордные выплаты по внешнему долгу, и сегодня это – основной риск для экономики страны.
Вам понятно теперь, с какой целью Лукашенко сделал Румаса новым премьером? Либеральный националист Румас – не щепетильный москвич Кобяков, он легко увеличит зарплату и до тысячи, да хоть до 10 тыс. сразу. Никто же не обещал, что оклады вырастут на фоне стабильного курса белорусского рубля! Несомненно, его снова девальвируют – «с целью улучшения платёжного и торгового баланса и стимулирования притока капитала». Правда, не всех белорусов порадует такой поворот, так что Лукашенко на выборах тоже могут ожидать неприятные сюрпризы. Алаверды! Но девальвация, похоже, для него – единственно возможное на сегодня решение.
Время собирать бульбу Решить проблему внешнего долга можно было бы, как обычно, за счёт Москвы. Раньше союзники и в долг давали, сколько приспичит, да без отдачи, и беспошлинную нефть на переработку закачивали, хоть залейся, как будто своих НПЗ в России не хватает. И даже на белорусских креветок сквозь пальцы смотрели.
Но Лукашенко стал слишком часто плевать в кормящую руку. Для начала открыл в одностороннем порядке границы для граждан 80 стран, и те немедленно двинули транзитом в Россию. А почему бы и нет – ни тебе виз, ни проверок спецслужб! Вас, иностранные шпионы, интересуют российские закрытые предприятия, но нет возможности просочиться через границу? Не парьтесь, езжайте на поезде через Минск – у вас даже паспорт на границе не спросят. А Москве одна нервотрёпка.
Пришёл черёд заменить российского посла в Белоруссии, разменявшего 78-й год? Не вопрос, только кем? Александром Ткачёвым? А он разве дипломат? Нет, не подходит. Владиславом Сурковым? Кто бы мог подумать, что ему так понравится в Минске, но – нет. Предлагайте другого. Михаила Бабича, полпреда в Приволжском округе? Бывшего контрразведчика? Да вы что, издеваетесь? Бабича утвердили в Госдуме ещё в 20-х числах июля, согласовали в верхней палате, новый посол буквально сидит на чемоданах. В Москве сидит, а Минск, между тем, кочевряжится, придумывая причины, по которым Бабичу следовало бы отказать в агремане. Его же, кажется, отказались принимать в Киеве? Уж не засылают ли его к нам с тайной миссией?
«У Бабича – репутация жёсткого управленца из ближнего круга Владимира Путина, – комментирует непростую коллизию белорусский политолог Арсений Сивицкий. – А в Минске хотели бы видеть новым послом человека, ориентированного на решение торгово-экономических конфликтов, в то время как для Кремля главный приоритет – углубление военно-политической интеграции и противостояние с Западом, вовлечения в которое Минск пытается избежать всеми силами». Да, кстати, вы, кажется, желали заполучить авиабазу в Бобруйске, которая позволяла бы российским самолётам кружить над Европой, выполняя боевые задачи в радиусе 1500 километров? Так вот, даже не мечтайте! А на российские кредиты и прочие жирные подачки Лукашенко, между тем, всё ещё рассчитывает. За тем и летал в Сочи к Путину. Знаете, а ведь Лукашенко в Москве дали бы денег – безотносительно распахнутых настежь границ для нежелательной публики, невзирая на странное отношение к новому российскому послу и к нашим военным.
С ним бы у нас продолжали панькаться как ни в чём не бывало, когда бы не вылезла одна неприглядная история. Неприглядная настолько, что своим участием в ней Лукашенко раз и навсегда исчерпал к себе весь кредит доверия российских партнёров. Александр Лукашенко, президент Белоруссии (из послания к белорусскому народу и национальному собранию, 22 апреля 2014 года): – Нас пугают: завтра Путин придёт, захватит. Ещё раз повторяю: откуда бы кто-то ни пришёл, мы будем за свою страну сражаться. А в ответ некоторым говорю: если сюда придёт Путин, то не известно, на чьей стороне будут воевать русские. А я знаю на чьей. Нахимичил, стал токсичным Неподалёку от Минска, в Солигорске, производит на экспорт калийные минеральные удобрения «Беларуськалий» – второе после российского «Уралкалия» специализированное предприятие. Компания – крупнейший в стране налогоплательщик.
До 2013 года «Беларуськалий» действовал в тесной координации с «Уралкалием», пока у кого-то в Минске не разыгрался аппетит. Ровно пять лет назад на переговоры в белорусскую столицу прибыл гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер – по приглашению тогдашнего главы правительства Михаила Мясниковича (бывшего шефа нынешнего премьера Румаса). Переговоры закончились, и ничего не подозревавшего Баумгертнера тут же арестовала белорусская госбезопасность. До этой печальной истории «Уралкалий» контролировал российский миллиардер Сулейман Керимов. Но ему, по сути, выкрутили руки, вынудив продать часть пакета акций (что-то порядка 20%). В итоге на сегодняшний день примерно 40% акций (а может, даже больше) контролируют белорусский гражданин Дмитрий Лобяк и уроженец Минска Дмитрий Мазепин. А Лукашенко очень одобрительно трещал по телевизору о произошедших с «Уралкалием» переменах.
К чему бы это? По сути, белорусы захватили заложника – Баумгертнера и продавили ситуацию в свою пользу. Не рейдерство в чистом виде, но по духу похоже. В Москве такие методы не приветствуют, хотя шантажу Лукашенко и поддались. Нехорошо получилось. Оперируя модными выражениями, с тех самых пор Лукашенко стал для Кремля «токсичным». Его больше не хотелось брать в морские прогулки на яхте «Чайка». Вышел, похоже, партнёр из доверия.
ульминация сюжета с Баумгертнером и «Уралкалием» завершилась осенью 2014 года – гендиректора белорусы по-тихому выпустили на волю. А до этого Лукашенко ухитрился ещё как минимум дважды если не «кинуть», то серьёзно подставить Москву, сперва убедив признать результаты украинских выборов (не последовало бы этого признания, майданщики не продержались бы у власти и года), а затем отменить военную операцию по принуждению Киева к миру. Своей дружбы с Петром Порошенко белорусский президент никогда не скрывал – шлёт тому в зону боевых действий грузовые караваны с тушёнкой, а попутно вооружает украинских военных белорусским оружием, да ещё и в кредит. Одна половина Союзного государства при этом для Киева – «агрессоры», а другая, выходит, чуть ли не кормильцы. Четыре года назад Лукашенко гарантировал киевским властям, что Российская армия не будет угрожать Украине с территории Белоруссии, – своё обещание он, несомненно, сдержал. Зато 70% топлива сегодня поступает на Украину из Белоруссии, и это, по сути, российское топливо.
Сергей МАРКОВ, политолог: – Такое ощущение, что Александра Лукашенко кто-то сознательно накручивает против Москвы, не исключено, что это его киевский коллега Пётр Порошенко. Лукашенко предпринимает необъяснимые демарши, пытается диктовать свою волю Кремлю, так что невольно закрадывается вопрос: а всё ли у него в порядке? Я тут слышал краем уха, что Порошенко передал ему пророчество каких-то «карпатских старцев», мол, продолжишь якшаться с россиянами, не проживёшь и двух лет. Вдруг поверил? Нервное нынче время, к тому же до выборов – то ли год, то ли полтора. А экономика Белоруссии далеко в не безупречном состоянии. Всё же я убеждён, что дела наладятся.
Мы же – Союзное государство, а союзники всегда договорятся. Тем более Путин настроен этот союз сохранить. И, возможно, даже при случае приумножить. Шантаж или война? А не многовато ли у Белоруссии нефти? Того и гляди Лукашенко почувствует себя арабским шейхом. Ничего, скоро чёрного золота у Александра ибн Григория совсем не останется. В начале августа президент России подписал распоряжение об обнулении экспортной пошлины на чёрное золото с 2019 года – это такой сложный налоговый манёвр, который, как ожидается, изрядно пополнит российский бюджет. Года полтора назад в Минэнерго просчитали последствия подобного обнуления, в том числе и для Белоруссии. Так вот, при цене 40 долларов за баррель нефти и при курсе 65 рублей за доллар потери белорусской экономики оценивались в 96 млрд рублей. Но сегодня и нефть чуть ли не вдвое дороже, а ещё и доллар прёт вверх, так что потери Минска будут ощутимее.
Сырая нефть ещё больше подорожает, а перерабатывать её в сегодняшних объёмах станет нерентабельно, поясняют экономисты, так что белорусские НПЗ могут остаться незагруженными. Результат – массовые сокращения на предприятиях. Вольница с российским топливом, таким образом, для Минска заканчивается. А ещё Москва, безотносительно сказанного выше, начиная с четвёртого квартала текущего года намерена урезать поставки в Белоруссию сжиженного газа и нефтепродуктов. Раньше Минск продавал их за границу с выгодой для себя. А вот и ещё расстройство: несколько дней назад в белорусском правительстве признали, что с обещанным Москвой миллиардным кредитом «есть вопросы» – у России. И дыра в белорусском бюджете, таким образом, составит от 2 млрд долларов и более – в зависимости от того, удастся ли отложить до лучших времён выплаты по внешним долгам. А 2019-й – год выборов президента и парламента Белоруссии.
В такой год опасно садиться на голодный паёк. Казалось бы, в такой ситуации Лукашенко следовало не только сходить с российским коллегой на турнир по самбо, но и поработать там тренажёром забесплатно, вежливо улыбаясь при этом гостям, а не воротить нос. Но Лукашенко со своей склонностью к «партнёрскому» шантажу, похоже, неисправим: в начале сентября в Белоруссии объявлены масштабные военные учения, в которых будут задействованы 7500 военнослужащих и 260 единиц бронетанковой техники – аккурат у самой российской границы.
Оцените, кстати, размах: в прошлогодних совместных учениях «Запад-2017» приняли участие 7 тыс. белорусских военных. Нас что, пытаются взять на испуг? Шантажируют, беря на мушку? Одновременно в Минске забурлили дебаты вокруг поста главы Союзного государства России и Белоруссии – определённо его должен занять Лукашенко! Или тот, на кого он укажет. Есть ощущение странной нервозности – делятся впечатлениями от происходящего в белорусской столице тамошние журналисты. Лукашенко, похоже, решил, что Москва под него копает! Ему бы избегать любых резких движений в такой ситуации, как у него сейчас, а он – наоборот.
Выходит, сам себе враг? В конце минувшей недели посол России в Белоруссии Александр Суриков провёл свою прощальную встречу в Минске, со дня на день он отбывает в Москву. Дипломаты говорят, Суриков, так или иначе, уедет до того, как согласуют кандидатуру его преемника. Одновременно Минск отозвал своего посла в Москве – ему нашли работу в новом правительстве. А 6 сентября начинаются белорусские военные учения у российской границы. И как-то всё это тревожно, знаете ли. P.S.Когда верстался номер, стало известно об утверждении Михаила Бабича послом России в Белоруссии
ссылка