Эвакуация на Восток. Развертывание в тыловых районах СССР мощной военно-экономической базы (продолжение...)
новая дискуссияДискуссия235
Эвакуация на Восток. Развертывание в тыловых районах СССР мощной военно-экономической базы (продолжение...)
Спешно перевезенное в Сызрань оборудование одного из заводов
Быстрый ввод в действие перемещенных в восточные районы заводов стал возможным в значительной мере благодаря усилиям строителей, их творческой смекалке, смелым техниче- ским решениям. В Свердловской области на одной из строек всего за 30 дней было сооружено 12 тыс. кв. метров промышленных площадей. В Челябинской области завод с производствен- ной площадью 61 тыс. кв. метров был введен в действие за два с половиной месяца77. Между тем строить приходилось в неимоверно тяжелых условиях. Нередко перебро- шенные в тыл предприятия начинали свою жизнь там, где господствовал нулевой цикл. Возведение цехов и монтаж оборудования зачастую происходили одновременно. Работы не прекращались ни днем ни ночью. Под открытым небом, в непогоду, в лютые сибирские и уральские морозы, при ледяном пронизывающем ветре люди рыли котлованы, строили железные дороги, разгружали поезда, монтировали оборудование.
К концу года на новых местах действовали уже многие предприятия. В различных ты- ловых районах было размещено 122 предприятия Наркомата авиапромышленности, 43 — Наркомата танковой промышленности, 71 — Наркомата вооружения, 96 — Наркомата бое- припасов, 80 — Наркомата минометного вооружения, 199 — Наркомата черной металлургии, 91 — Наркомата химической промышленности, 45 — Наркомата цветной металлургии и т. д.78 По мере развертывания военного производства в восточных районах налаживались и укреплялись межотраслевая и внутриотраслевая производственные кооперации и новые транспортные связи. ЦК партии поставил перед партийными органами на местах задачу коор- динировать работу отраслей независимо от их ведомственного подчинения. Наркомат путей
Строительство крупного металлургического завода
138 сообщения получил указание с 3 января 1942 г. перевозить наиболее ответственные грузы по «зеленой улице» — специальными товарными поездами по установленным ГКО маршрутам. Принятый 25 декабря 1941 г. народно-хозяйственный план на январь и первый квар- тал 1942 г. нацеливал экономику страны на преодоление многих трудностей, дальнейшее развитие военного производства и основных отраслей тяжелой промышленности во главе с черной металлургией. «Считать главной задачей в области капитального строительства в I квартале 1942 г., — говорилось в правительственном постановлении, — восстановление и ввод в действие эвакуированных предприятий в районах Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии»79. Учитывая, что в это время производство чугуна, стали и проката находилось на уровне 23–32% к июню 1941 г., наряду с мерами по увеличению выпуска продукции черной ме- таллургии в восточных районах план предусматривал также обеспечение военных заводов металлом из государственных резервов. Увеличение мощностей металлургических заводов Строительство крупного металлургического завода
139 в соответствии с постановлением ГКО от 9 ноября 1941 г. рассматривалось как мероприятие особо важного оборонного значения80. Для обеспечения промышленных новостроек рабочей силой ГКО обязал Наркомат обороны СССР сформировать в Сибирском и Уральском военных округах 25 рабочих ко- лонн81. В сооружении новых предприятий, агрегатов и цехов черной металлургии принимали участие особые строительно-монтажные части (ОСМЧ) Наркомстроя. Ход работ неослабно контролировали ЦК ВКП(б) и ГКО82.
Военная экономика СССР все острее испытывала голод в топливе, особенно в угле. Зимой 1941–1942 гг. нехватка угля создала крайне напряженное положение в народном хозяйстве страны. Под угрозой остановки оказались даже некоторые крупные электростанции, в том числе и московские. Основным поставщиком угля в стране стали в тот период шахты Куз- басса, Урала, Караганды, а вскоре и Мосбасса. Донбасс, откуда до войны поступала в центр основная масса топлива, почти полностью находился в руках противника. Поступление же угля из восточных районов затруднялось из-за недостатка транспортных средств, рабочей силы, а также в результате увеличения потребления угля в районах его добычи. Поэтому во- просы восстановления шахт Подмосковного бассейна, пострадавших в ходе боевых действий и вследствие временной вражеской оккупации, оказались в центре внимания ЦК ВКП(б), ГКО и СНК СССР, партийной организации Москвы и области83.
Возрождению Подмосковного угольного бассейна, варварски разрушенного немецкими фашистами, помогала вся страна. Вскоре после его освобождения было начато восстановле- ние 27 шахт первой очереди с тем, чтобы довести добычу угля с 5 тыс. тонн в сутки в январе 1942 г. до 10 тыс. тонн в сутки в марте. Принятая 5 февраля 1942 г. развернутая программа работ предусматривала восстановление уже 67 шахт. На эти работы были направлены 20 тыс. рабочих, в том числе некоторое количество шахтеров, эвакуированных из Донбасса84.
Одновременно принимались меры к увеличению добычи коксующегося угля в восточ- ных топливных бассейнах страны — Караганде и Кузбассе. В конце 1941 — начале 1942 г. сюда прибыло из Донбасса большое число квалифицированных специалистов — шахтеров, инженеров и техников, доставивших эшелоны с врубовыми и подъемными машинами, электровозами и другими агрегатами. Из Ворошиловграда в Караганду перебазировался завод угольного машиностроения им. Пархоменко, а из Москвы — Горный институт. Всё это способствовало росту добычи угля, ускоренному превращению обоих бассейнов в основных поставщиков коксующегося угля. Важным источником снабжения углем север- ных и северо-западных районов страны — Архангельска, Мурманска, Ленинграда — стал Печорский бассейн. Комплексное решение вопроса о пуске в эксплуатацию новых шахт с быстрейшим вводом в строй Северо-Печорской железной дороги в трудные зимние месяцы открыло воркутинскому углю дорогу к важным промышленным районам европейской части СССР. Упорная битва за уголь — «хлеб промышленности» развертывалась с каждым днем.
Столь же напряженной была борьба за нефть, в которой весьма нуждались не только промышленность и сельское хозяйство, она была крайне необходима фронту для беспере- бойного снабжения войск горючим и смазочными материалами. С этой задачей нефтяная промышленность зимой 1941–1942 гг. в целом справлялась. Важную роль сыграло быстрое освоение района Второго Баку — Поволжья и Прикамья, где развернулись работы по расши- рению нефтепромыслов и строительству нефтеперерабатывающих заводов. Еще в принятом 30 июня 1941 г. специальном постановлении ГКО наряду с форсированием добычи нефти в старых промысловых районах Кавказа предусматривались конкретные мероприятия по развитию ее добычи и переработке в восточных районах СССР и в Туркмении85. Наряду с этим в Поволжье фактически заново создавалась газовая промышленность. Принятые меры позволили обеспечить основные потребности фронта в жидком топливе.
Развивающееся военное производство поглощало большое количество цветных метал- лов. В связи с этим в течение второй половины 1941 г. была значительно увеличена мощность Уральского алюминиевого завода. Одновременно как на Урале, так и в Кузбассе развернулось строительство предприятий подобного профиля. Были также приняты действенные меры по
140 усилению производственных мощностей крупнейшего в стране Балхашского медеплавильного завода в Казахстане, куда эвакуировали оборудование прокатного цеха Кольчугинского завода86. Сложной задачей явилось развитие энергетических мощностей, которое почти целиком было связано с новым строительством, и в первую очередь на востоке СССР. Кроме Урала основная часть новых энергетических мощностей создавалась в Кузбассе и в республиках Средней Азии.
До войны марганец, столь необходимый заводам черной металлургии, доставлялся с Украины и частично из Закавказья. Теперь обстановка существенно изменилась и за реше- ние знакомой проблемы с оборудованием взялись горняки Никополя, прибывшие на Урал с оборудованием своих рудников. Сквозь тайгу и болота добирались они до р. Полуночной, к открытым месторождениям марганца, доставив сюда необходимый инструмент и тяже- лые агрегаты. И в конце 1941 г. марганец пошел на заводы черной металлургии с Урала, а в 1942 г. — и из Казахстана. Одновременно в Узбекистане и Казахстане быстро развернулась добыча открытой геологами вольфрамовой руды, ванадия, молибдена и других редких ме- таллов, без которых невозможен выпуск легированных сталей.
Созданная в годы предвоенных пятилеток индустриальная база на востоке была зна- чительно усилена эвакуированными предприятиями. Ускоренный ввод в действие эвакуи- рованных предприятий, быстрое расширение на этой основе военно-промышленной базы превратили восточные районы Советского Союза вместе с Уралом в главный арсенал страны. Перебазирование производительных сил внесло коренные изменения в структуру народного хозяйства восточных районов РСФСР, Казахской ССР, Среднеазиатских республик. Неизмеримо возросло значение Урала во всей военной экономике. Уже в четвертом квартале 1941 г. Урал дал народному хозяйству 62% произведенного в СССР чугуна, около 50% стали, более 50% проката и меди, 100% алюминия, магния, никеля, кобальта, около 30% цинка и основную массу химикатов. На Урале возникли предприятия энергетического оборудования, радиотелефонной аппаратуры, подшипников, кабеля, резинотехнических изделий. «Вновь созданная по ту сторону Урала или перебазированная туда военная промыш- ленность работала теперь на полную мощность и позволила обеспечить армию достаточным количеством артиллерии, танков и боеприпасов», — вынужден был отметить в своей книге бывший гитлеровский генерал К. Типпельскирх87.
В районах Поволжья также были созданы новые производства: кабеля, телеграфной ап- паратуры, аккумуляторов, подшипников, автотракторных радиаторов. В Западной Сибири появились предприятия угольного машиностроения, электроламп, радиостанций, режущего инструмента, электромоторов и электроизмерительных приборов, в районах Казахстана и Средней Азии — оборонного машиностроения, судостроения, ферросплавного производства, производства парашютов88.
Уже в первые месяцы войны значительно возросла роль многих районов и областей, расположенных в ближайшем тылу. Здесь возникли новые отрасли военной промышлен- ности. Так, в Пензенской области были восстановлены 10 эвакуированных предприятий Наркомата минометного вооружения, заводы сельскохозяйственных машин и оптического стекла. В Мордовской АССР развернули производство завод Наркомата боеприпасов и приборостроительный завод Наркомата электропромышленности. Город Горький и область превратились в одну из головных баз танко- и самолетостроения, производства боеприпасов, вооружения, химической продукции. Большое развитие военная промышленность получила в Чувашской АССР, Ивановской, Тамбовской и других областях89.
В результате героических усилий советского народа и принятых партией и правительст- вом действенных мер в конце 1941 г. удалось не только приостановить падение производства в отдельных отраслях военной экономики, но даже обеспечить значительный рост выпуска военной продукции, и прежде всего за счет восточных районов. Уже в декабре этого года по сравнению с ноябрем было произведено больше винтовок и карабинов — на 27%, орудий — на 21%, танков — на 38%, боевых самолетов — почти на 55%, минометов — почти на 100%, противотанковых ружей — на 120%90.
Отмечая, в частности, успехи советской авиапромышленности в тот период, один из зарубежных исследователей Второй мировой войны Г. Фойхтер писал: «То, что в таких трудных условиях Советскому Союзу удалось не только произвести перебазирование своей промышленности, но и в сравнительно короткий срок наладить массовый выпуск самолетов… следует отнести к величайшим техническим достижениям периода Второй мировой войны»91. Советский народ в небывало короткие сроки сумел развернуть в восточных районах стра- ны мощную военно-промышленную базу. Окончательно провалились расчеты гитлеровской верхушки на дезорганизацию работы тыла Советского Союза и нарушение снабжения всеми необходимыми боевыми средствами Красной армии.
Оценивая этот выдающийся подвиг советского народа, М. И. Калинин подчеркнул, что в результате перебазирования производительных сил «наши восточные области, союзные и автономные республики пережили буквально промышленную революцию. С самого начала войны в них непрерывно вливалось эвакуированное заводское оборудование, приезжали тысячи новых рабочих… Работа проделана поистине гигантская… Можно с уверенностью сказать, что наши партийные, советские и технические кадры показали всему миру свои организаторские способности, прошли такую практическую школу, какой не знала еще история»92.
Курс, взятый Советским государством на превращение его восточных районов в главный арсенал войны и Победы, успешно претворялся в жизнь. Уже в марте 1942 г. промышлен- ность восточных районов произвела военной продукции столько, сколько в начале войны выпускалось на всей территории СССР.