По сообщениям из-за рубежа, Пекин собирается расширить поставки энергоносителей из США, в связи с чем заявил о «нецелесообразности» транспортировки сырья с Сахалина и существования газопровода «Сила Сибири-2». Последний был призван дополнить и без того избыточные мощности первой нитки «Силы Сибири». Теперь, не исключено, отечественной монополии придётся отказаться от амбициозного «разворота на Восток».
Однако удары по «Газпрому» наносятся не только со стороны иностранных партнёров. На прошлой неделе стало известно, что Минфин предложил повысить для компании ставку НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), чтобы увеличить поступления в казну. Причина такого предложения вполне понятна: компания, чуть более 50% которой принадлежит госструктурам, направила на выплату дивидендов лишь 20% от чистой прибыли за прошлый год. Недополученный доход и планируется отчасти компенсировать с помощью новых ставок НДПИ.
Позиции «Газпрома» на зарубежных рынках остаются незыблемыми и даже укрепляются, но… только в футболе. Российский гигант остаётся спонсором Лиги чемпионов УЕФА, не так давно продлил контракт с немецким «Шальке» до 2022 года и, по слухам, собирается приобрести ФК «Кошице» из Словакии. А вот в коммерческой сфере дела у компании не ахти.
31 мая Стокгольмский арбитраж принял предварительное решение в тяжбе «Газпрома» с украинским «Нафтогазом», явно не удовлетворившее ни одну из сторон. Так, согласно вердикту, российская компания не сможет оштрафовать оппонентов на 45,7 млрд долларов, как планировала. Впрочем, и «Нафтогазу» придётся отказаться от требований на сумму 17,9 млрд долларов.
Но если в данном случае зафиксирована в некотором смысле ничья, то в целом российская компания на украинском фронте регулярно несёт потери. В феврале 2016 года антимонопольный комитет соседней страны наложил на «Газпром» штраф в 3,2 млрд долларов за нарушения закона о защите экономической конкуренции, а затем удвоила сумму, выписав 100-процентную пеню. По заявлениям газовиков, они собираются оспаривать наказание в международных судебных инстанциях. Насколько это может быть успешно, видно по действиям Стокгольмского арбитража. Тем временем власти уже налагают санкции на имущество «Газпрома» на Украине – в частности, арестована доля монополии в фирме «Газтранзит».
С другими странами также отношения выстраиваются непросто. Еврокомиссия собирается изучать перспективы трубопровода «Северный поток-2», выступив за жёсткое регулирование его прокладки. Примерно такое же, которому сейчас подвергается «Северный поток-1», когда дополнительные мощности сухопутного звена то разрешается использовать, то нет. Вообще, бюрократия Старого Света постоянно донимает «Газпром» антимонопольными расследованиями, вынуждая идти на те или иные уступки. И пока компания покорно соглашается с претензиями, на европейский рынок выходят конкуренты – Польша уже приняла с распростёртыми объятиями первое судно с СПГ из Штатов.
По всей видимости, утешаться менеджменту «Газпрома» остаётся только странными публикациями в западной прессе. Около недели назад одна австрийская газета написала, что местная компания OMV заинтересовалась «возможностью» реанимации «Южного потока». Проект этого трубопровода был похоронен в апреле 2014 года, когда Европарламент порекомендовал Болгарии отказаться от участия в нём. Та послушно взяла под козырёк, президент РФ Владимир Путин назвал позицию ЕС «неконструктивной», на чём всё и успокоилось.
Ситуация с «Южным потоком» стоила «Газпрому» около 5 млрд долларов, и это только за последние три года жизни проекта. В целом же, как подсчитали наблюдатели, по состоянию на середину 2015 года монополия могла потерять на нереализованных трубопроводах и освоении оказавшихся ненужными месторождений около 2,4 трлн рублей. В эту сумму, по всей видимости, входят инвестиции в Штокман, замороженные после сланцевой революции, а также капиталовложения в нитку Сахалин – Хабаровск – Владивосток, избыточная мощность которой в 30 млрд кубов предполагала поставки в Китай, но так и не была востребована.
Потому весьма вероятно, что «Сила Сибири», о которой «Газпром» столько рассказывает посредством рекламы, также окажется пшиком. «Компания предпочитает вкладывать деньги в некоммерческие проекты. Такие, которые, как мне кажется, не принесут прибыли никогда, вроде «Силы Сибири», других газопроводов. В одну только подготовку так называемого «Южного потока» вложили около 17 млрд долларов», – констатирует партнёр консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин. По словам эксперта, «Газпром», по всей видимости, «не учитывает интересы своих акционеров», главным из которых является государство, и, похоже, «приносит прибыль только подрядчикам, которые выполняют никому не нужные работы по строительству газопроводов, и руководству, которое из года в год повышает себе оклад». Действительно, на том же «Южном потоке» фирма «Стройгазмонтаж» братьев Ротенбергов заработала 90,85 млрд, а «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко – 19,2 млрд рублей. Что касается жалованья Алексея Миллера, то он за позапрошлый год получил предположительно 17,7 млн долларов, в 2014-м – 27 млн, в 2013-м – 25 млн долларов (по данным РБК и Forbes). И это не считая доплат за допуск к гостайне, многочисленные премии, бесплатное медицинское обслуживание и так далее. Просто великолепные доходы для руководителя компании, ныне находящейся перед огромной горой неразрешённых и, кажется, принципиально игнорируемых топ-менеджерами проблем.
«Цены на российский газ в Европе упали, «Газпром» фактически капитулировал перед Еврокомиссией, согласившись на все уступки. Мегатонны труб продолжают 20 лет закапываться в землю, а экспорт газа при этом в физическом выражении топчется на месте. Выход на глобальный рынок СПГ «Газпром» в целом пропустил. Менеджмент эффективностью не отличается. Компания показательно демонстрирует всем своим акционерам, в том числе государству, что интересы акционеров «Газпрому» не важны, а важны интересы менеджмента», – перечисляет начальник отдела анализа рынков «Открытие Брокер» Константин Бушуев.
«Газпром» обладает целым перечнем статистических достижений, но не всеми ими можно гордиться. Так, у российского монополиста очень основательные позиции в отрасли: на него приходится 66% внутренней и 11% мировой добычи газа. Он контролирует 72% отечественных и 17% глобальных запасов сырья. Кроме того, «Газпрому» принадлежит крупнейшая на планете газотранспортная система – её протяжённость 171,2 тыс. километров.
Но в динамике цифры выглядят отнюдь не впечатляюще. Экспертно-аналитический центр «Модернизация» сравнил показатели компании за 1999 и 2015 годы и отметил сразу несколько негативных тенденций. К примеру, 18 лет назад монополист добыл 546 млрд кубометров газа, а два года назад – 419,5 млрд – падение на 23,2%. В то же время в США, на которые приходится 6% мировых запасов сырья, из недр извлекли соответственно 533 и 767 млрд – рост на 43,9%.
Неудивительно, что в целом за рассматриваемый период доля «Газпрома» в мировой добыче уменьшилась с 23,5% в 1999 году до современных 11%. Однако в остальном компания уверенно растёт: численность персонала с 298 тыс. (1999 год) увеличилась в 1,5 раза, до 449 тыс. (2015 год), возросли издержки на извлечение тысячи кубов: с 17,2 до 118,2 долларов.
Но самое примечательное – среди подрядчиков «Газпрома» стало больше миллиардеров. В 1999 году был один, в 2015-м стало больше десятка.
Неудивительно, что в итоге монополист, по-видимому, игнорируя интересы государства, похоже, ни во что не ставит и простых граждан. Это очень заметно по программе газификации субъектов РФ. Как сообщает сама компания, с 2005 по 2016 год её инвестиции в рамках программы газификации регионов России составили 295,2 млрд рублей. Деньги ушли на возведение 2046 газопроводов протяжённостью более 28 тыс. километров, «в результате… средний уровень газификации в России вырос с 53,3 до 67,2%».
Казалось бы, всё выглядит внушительно. Вот только, по независимым оценкам, в общей сложности монополия может тратить на программу всего 3% дохода. А это вполне сопоставимо с расходами «Газпрома» на рекламные и спонсорские контракты. Интересно, газификация страны не является для компании приоритетной задачей? Можно поставить вопрос и несколько иначе: в «Газпроме» намерены зарабатывать деньги, просто отправляя сырьё за рубеж, а не расширяя в своей стране численность гарантированных потребителей? Любопытная экономическая политика…
Можно вспомнить и другие далеко не бесспорные траты. Согласно недавно заключённому соглашению, «Газпром» инвестирует 100 млрд рублей – почти треть того, что он вложил за десятилетие в российскую программу газификации, – в «развитие газовых сетей Киргизии». По предварительным данным, это поднимает уровень газификации в центральноазиатской республике с 22 до 60%. Конечно, пока это чуть ниже, чем общероссийский показатель. Но и существенно лучше того, что на сегодня имеют отдельные федеральные округа. Скажем, Сибирский и Дальневосточный ФО газифицированы соответственно на 5,8 и 15,8%. Зато Северо-Кавказский с показателем 92,2% может смотреть на киргизов сверху вниз.
Но недаром же министр энергетики РФ Александр Новак позволяет себе высказывания: «100% [газификации] не будет никогда, потому что в отдельных регионах у нас не будет газотранспортной инфраструктуры, потому что это неэффективно просто экономически». Не исключено, что сырьевому гиганту будет позволено по-прежнему хоронить миллиарды в простаивающих трубопроводах, а вот от обязанности протянуть газ до всех желающих его избавят. Кстати, согласно не столь уж и давней статистике, в России XXI века каждое 10-е городское и каждое 2-е сельское домохозяйство используют печное отопление. Это тоже ярко характеризует ситуацию, в которой находится наша страна с её «национальным достоянием»
https://versia.ru/kak-gazprom-zrya-tratit-vremya-i-dengi