Русская Церковь и княжеская власть в конце XV в. Падение ордынского владычества
новая дискуссия
Дискуссия
195
Действенность сотрудничества церковной и светской власти прояв-
лялась не только во внутрицерковной сфере; поддержка священства
много значила и в деле окончательного свержения ордынского ига.
В критические моменты Стояния на Угре в 1480 г. часть советников
великого князя Ивана III рекомендовала ему уклониться от борьбы с
ордынским ханом, ссылаясь на клятву, якобы данную его «прародителя-
ми»: «не поднимати руки противу царя», считая, что выступление про-
тив Ахмата (1465—1481 гг.) будет клятвопреступлением. Но ростовский
архиепископ Вассиан (1467—1481 гг.), духовник великого князя, в посла-
нии на Угру определял власть Ахмата как незаконную и даже самозваную
по отношению к Руси. Ахмату противопоставлялся сам князь Иван III,
«великий русских стран христианский царь». В этом изречении снова
фигурирует царский титул, но уже в связи не с противопоставлением
католикам, а с государственной, внешнеполитической функцией прави-
теля. Сделан ещё один шаг в церковном освящении царского титула
московского великого князя. Москва снова стала именоваться «царству-
ющим градом». Его главной святыней стал новый Успенский собор Мо-
сковского Кремля, сооружённый по инициативе и трудами митрополи-
тов Филиппа и Геронтия (1473—1489 гг.).
Не прекращались попытки Папы Римского склонить Русскую Цер-
ковь к унии, в том числе воздействуя через великого князя. Однако по-
пытки эти не только не имели успеха, но и оборачивались упрочением
позиций Православия на Руси. В 1469 г. Папа направил великому князю
предложение вступить в брак с византийской царевной Софьей Палео-
лог (?—1503), племянницей последнего императора Византии, Константи-
на XI (1449—1453 гг.), погибшего при взятии Константинополя турками.
Отец Софьи вместе с семьёй бежал от турок в Италию, где пользовал-
ся покровительством Папы. Переговоры о браке закончились приездом
Софьи в Москву и венчанием с Иваном III. Из Рима в Москву Софью со-
провождал папский легат, который, как ранее митрополит Исидор, при-
казал нести перед собой крыж (латинское распятие). Иван III находил-
ся в нерешительности, позволить ли папскому послу подобным образом
войти в Москву, однако позиция митрополита Филиппа была категорич-
ной, он заявил о невозможности подобного прибытия католического
представителя в Москву. Великий князь выслал навстречу Софье своего
боярина и приказал сопровождавшему легату убрать латинский крест.
Как позже показали события, сама Софья, вопреки ожиданиям
Папы, оказалась ревнительницей Православия, а брак с ней сделал мо-
сковского князя фактически наследником Византии как оплота Право-
славия в мире.
Отменялись и изменялись многие греческие и католические цере-
мониальные и обрядовые нормы. Например, в годы святительства ми-
трополита Геронтия возник конфликт с княжеской властью, связанный
с совершением крестных ходов. Причиной разногласий стало движение
их «противосолонь», т. е. против движения солнца (латинская тради-
ция), а не по ходу солнца. В конце концов великий князь вынужден
был признать свою вину и впредь следовать православной традиции, «а
митрополита же во всяких речах обещал слушать».
О возросших духовных потребностях русского православного обще-
ства на рубеже XV—XVI вв. свидетельствует составление полного свода
библейских книг, что является важным этапом в культурном и духовном
развитии народа. Это грандиозное предприятие было осуществлено в
Новгороде группой учёных переводчиков и книжников при дворе нов-
городского архиепископа Геннадия (1484—1504 гг.), поэтому сборник и
получил название Геннадиевской Библии.
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
X
23 янв 2019 19:01
Предупреждение от модератора Старый Хрыч:
Нет ссылки. Откуда скопировано?