Борьба с ересью жидовствующих, эсхатологические ожидания
новая дискуссия
Дискуссия
205
Весьма сложны были отношения церковных иерархов с великим кня-
зем в связи с ересью, которую борцы с ней — архиепископ Геннадий
и волоцкий игумен преподобный Иосиф (1439—1515) — определяли
как ересь жидовствующих («жидовская мудрствующих»). Согласно «Про-
светителю» преподобного Иосифа Волоцкого, ересь возникла примерно
в 1470 г. в Новгороде, куда пришла из Великого княжества Литовского.
В течение около 20 лет ересь существовала в Новгороде тайно; еретики
добивались поставления в священники, чтобы оказывать своё влияние
на прихожан. В конце 1479 г. Иван III во время пребывания в Новго-
роде познакомился с известными в городе благодаря своей образован-
ности, но уже впавшими в ересь священниками Алексием и Дионисием
и перевёл их в Москву, сделав Алексия протопопом Успенского собора,
а Дионисия священником Архангельского собора. Причины этого (воз-
можно, и политические) неизвестны. Ереси были причастны разные вы-
сокопоставленные лица. Когда ересь была открыта новгородским архие-
пископом осенью—зимой 1487 г., он добился великокняжеской грамоты
на розыск отступников. В более поздней грамоте сообщается «о ересех
и о хуле на Христа Сына Божия и на Пречистую Его Богоматерь, и о
поругании святых икон, что которые в Новегороде священники, и диа-
коны, и диаки, и простые люди, жидовскую веру величают, а нашу веру
православную Христову хулят».
В 1488 и 1490 гг. состоялись Соборы, по решениям которых
12 еретиков были отлучены от Церкви, а оказавшиеся среди них священ-
ники были лишены сана. От еретиков ожидали покаяния, в этом случае
власти обещали отнестись к ним милосердно. Но в декабре 1504 г. Со-
бор приговорил еретиков к смертной казни. В Москве были сожжены
в клетке трое, в Новгороде ещё несколько человек. Казни, подобных
которым ранее не видели на Руси, вызвали споры, в результате были
подняты такие темы, как осуждение смертной казни и отношение к рас-
каявшимся еретикам.
Конец XV в. отмечен также возросшими эсхатологическими ожи-
даниями. Вплоть до начала XVIII в. летоисчисление на Руси велось не
от Рождества Христова, а от Сотворения мира (что основывалось на
библейских текстах, где говорится о продолжительности жизни пред-
ков Иисуса Христа вплоть до Адама). Разница с летоисчислением от
Рождества Христова составляет 5508 лет. Таким образом, 1492 год, или
7000-й от Сотворения мира (а 7000 лет считались сроком, отпущенным
Богом на существование мира), многими воспринимался как конец исто-
рии, год второго пришествия Христа. Многие даже не засеивали поля,
поэтому в некоторых местах наступил голод. Пасхалия (расчёт даты
празднования Пасхи и всего церковного круга переходящих праздников
и постов) была рассчитана только до этого года. Однако Московским
церковным Собором, состоявшимся в том же 1492 г., было решено, во
избежание недоразумений, продлить пасхалию ещё на 1000 лет.
Полемика, вызванная, с одной стороны, распространением ереси,
а с другой — эсхатологическими ожиданиями, способствовала форми-
рованию самостоятельной русской богословской мысли, в которой пер-
воначально преобладали догматическое и обличительное богословие.
«Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого, помимо обличения
еретических взглядов, излагал основные догматы Православия.
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
X
23 янв 2019 19:01
Предупреждение от модератора Старый Хрыч:
Нет ссылки. Откуда скопировано?