«Два Рима падоша, третий стоит, а четвертому не быти...»
4,457 15
 

  Удаленный пользователь
18 сен 2018 09:14:52

Православие в период правления Василия III. Поддержка Церковью концепции «Москва — Третий Рим»

новая дискуссия Дискуссия  246

Не менее важным событием начала XVI в. стало восшествие на вели-
кокняжеский престол Василия III Ивановича (1505—1533 гг.), сына
великого князя Ивана III и византийской принцессы Софьи. Вели-
кий князь в наследие от отца получил всю полноту власти и практически
все земли своего государства. В продолжение политики отца Василий III
собирает и далее русские земли под великокняжеской властью: в годы
его правления были присоединены Псков (1510), Смоленск (1514), Нов-
город-Северское (1503), Волоцкое (1513) и Рязанское (1521) княжества.
В различных документах Василия Ивановича начинают именовать царём,
а титул «самодержец» становится официальным. В годы правления Васи-
лия III в русском сознании стала укрепляться идея самодержавия как зако-
номерного существования единственного в мире после падения Византии
православного государства, во главе которого должен стоять самодержец.

Именно в XVI в. окончательно оформилась идея Святой Руси, до-
полняющая идею Третьего Рима. Отношения государства и Церкви мыс-
лились как симфония, как единство Церкви и светской власти и как
то, что должно стать основой созидания российской государственности.
Русские правители, сделавшись единовластными и независимыми,
прежде всего обратили внимание на благоустройство Российского госу-
дарства: дали, по их усмотрению, ему лучшие законы, стали расширять
границы на восток и север, покоряя татарские ханства и финские пле-
мена, возвращать древние земли, принадлежащие России, отвоёвывая их
у Великого княжества Литовского.
Происходили и существенные перемены в церковной жизни, глав-
ные из которых были связаны с приобретением Русской Церквью не-
зависимости от Константинопольского Патриархата. Русская Церковь
уже со второй половины XV в. начала сама избирать, утверждать и сме-
щать митрополитов Собором своих архипастырей. Естественно, что при
усилении великокняжеской власти изменилось и отношение русского го-
сударя к отечественной Церкви. После обретения церковной самостоя-
тельности деятельность Церкви стала больше зависеть от воли государя,
а решения — приниматься с его согласия и утверждения.
В январе 1526 г. митрополит Даниил (1522—1539 гг.) совершил вен-
чание Василия III с Еленой Глинской (ок. 1508—1538). В этот период
вновь возникла проблема престолонаследия, с которой частично были
связаны два церковных Собора, проведённые в 1525 и 1531 гг. Важным
вопросом, обсуждавшимся на этих Соборах, оставался вопрос о стату-
се Русской Православной Церкви. Против автокефалии Русской Церк-
ви выступал преподобный Максим Грек (ок. 1475—1556), он также вы-
сказывался против второго брака великого князя Василия III. Суждения
преподобного Максима совпадали с позицией тех иерархов, которые
сохраняли убеждение, отражённое ещё в послании 1441 г. в Константи-
нополь: статус автокефалии Русской Церкви должен быть определён Кон-
стантинопольским Собором и Патриархом и закреплён письменно. Когда
преподобный Максим Грек спрашивал, почему русские митрополиты не
отправляются на поставление в Царьград, то ему в ответ ссылались на
«благословенную» грамоту, полученную от Патриарха. Деятельность Мак-
сима вызвала недовольство при дворе, в его переводах начали намеренно
искать ошибки и неточности, а в его высказываниях — ереси. Всё это
привело к осуждению преподобного Максима Грека на Соборе 1525 г. и
его повторному осуждению на Соборе 1531 г. Максим просил отпустить
его обратно в Ватопедский монастырь, откуда он выехал в Россию, но
вместо этого его отлучили от причастия и сослали сначала в Иосифо-
Волоцкий монастырь, а затем, после Собора 1531 г., в тверской Отроч
монастырь под домашний арест. Лишь в 1553 г. ему было разрешено по-
селиться в Троице-Сергиевой лавре, где он и скончался. Преподобный
Максим Грек был прославлен Русской и Греческой Церквами в 1988 г.
Архиерейские кафедры того времени занимали церковнослужители,
которые в дальнейшем были причислены к лику святых за свою правед-
ную жизнь, любовь к пастве и Отечеству, с которыми они разделили
все тяготы. В Москве — митрополиты Иона и Филипп, в Новгороде —
архиепископы Евфимий II (1429—1458 гг.), Серапион (1506—1509 гг.), в
Казани — архиепископы Гурий (1555—1563 гг.) и Герман (1564—1567 гг.),
в Твери — епископ Варсонофий II (1567—1570 гг.), в Перми — епископы
Питирим (1447—1455 гг.) и Иона (1456—1470 гг.).
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
X
23 янв 2019 19:02
Предупреждение от модератора Старый Хрыч:
Нет ссылки. Откуда скопировано?
  • -0.05 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!