Стоглавый Собор 1551 г.
новая дискуссия
Дискуссия
196
В 1551 г. Собор был созван с целью разрешения ряда вопросов, по-
ставленных царём Иваном Васильевичем. Свои решения Собор из-
ложил в 100 пунктах, отсюда и название — Стоглав. Вопросы, на
которые царь требовал ответов, были разные: об укреплении церковной
дисциплины и нравственности монахов и духовенства, о развитии духов-
ного образования, о нравственности и хранении благочестия простыми
мирянами, об облике православного христианина, регламентации его
поведения в храме, дома и др. Собор запретил троеперстное знамение
и так называемую «трегубую аллилуйю», т. е. ввёл совершение крестно-
го знамения двумя перстами и двукратное повторение «аллилуйи». На
этом же Соборе была подтверждена незыблемость монастырского зем-
левладения. Согласно решениям Собора, была запрещена секуляризация
имущества Церкви, но также было ограничено дальнейшее расширение
церковных владений и привилегии духовенства.
Святитель Макарий играл чрезвычайно важную роль во всех преоб-
разованиях середины XVI в. Он входил в число лиц, приближённых к
царю. Без благословения митрополита не принималось практически ни
одно решение. Согласно некоторым летописям, покидая Москву, царь
наказывал боярам со всеми делами «приходити к Макарию митрополи-
ту». Святитель участвовал в дипломатических переговорах, принимал
посольства других держав. В 1555 г. была учреждена казанская епархия,
во главе которой стал святитель Гурий, рукоположенный митрополитом
Макарием в сан казанского архиепископа.
С именем митрополита Макария связано и начало русского книго-
печатания. По его благословению в Москве был создан Печатный двор,
который возглавил диакон кремлёвской церкви Святого Николы Гостун-
ского Иван Фёдоров (ок. 1510—1583). Первая книга — «Апостол» — на-
чала печататься ещё при жизни митрополита, но увидела свет после его
смерти.
Святитель Макарий был инициатором нескольких церковных Со-
боров, созванных для борьбы с ересями: в 1549 г. был осуждён чудов-
ский архимандрит Исаак Собака (кон. XV — перв. пол. XVI в.), в 1553 г.
прошёл процесс над Матвеем Башкиным (XVI в.), последователем ереси
жидовствующих, и др.
Митрополит Макарий выполнил свою главную задачу — собирание
Святой Руси, духовное объединение государства. Митрополит старался
укреплять связи и с другими славянскими народами, исповедающими
Православие, поэтому на церковных Соборах 1547—1549 гг. было установ-
лено всероссийское празднование и многих южнославянских святых —
сербских и болгарских.
Русская Православная Церковь установила общецерковные празд-
ники в честь более чем тридцати святых: в честь митрополита Ионы,
епископа Стефана Пермского, святого благоверного великого кня-
зя Александра Невского, князя Петра и княгини Февронии Муромс-
ких (?—1228), преподобных Саввы Сторожевского (?—1407), Никона Ра-
донежского (1352—1426), Пафнутия Боровского (1394—1477), Александра
Свирского (1448—1533), Павла Комельского (1317—1429) и др. Позднее в
лике святых были прославлены Евфросиния Полоцкая (ок. 1101—1167),
Евфросиния Суздальская (1212—1250), Меркурий Смоленский (?—1239)
и др.
До последних дней своей жизни святитель сохранял большое влия-
ние на царя. Скончался митрополит Макарий 31 декабря 1563 г. Он был
похоронен с почестями в присутствии царя в Успенском соборе Москов-
ского Кремля. К лику святых митрополит Макарий был причислен на
церковном Соборе в 1988 г.
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
X
23 янв 2019 19:02
Предупреждение от модератора Старый Хрыч:
Нет ссылки. Откуда скопировано?