Иван Грозный и митрополит Филипп. Опричнина
новая дискуссия
Дискуссия
213
Великим исповедником XVI в. был и святитель Филипп, митрополит
Московский (1566—1568 гг.), возглавивший московскую кафедру по-
сле неудачных попыток царя Ивана Васильевича уговорить стать
митрополитом сначала своего духовника инока Чудова монастыря Афана-
сия (1564—1566 гг.), затем архиепископа Казанского Германа, с которым
у царя возникли политические разногласия по поводу необходимости
опричнины. Тогда было принято решение призвать на митрополичий
стол Филиппа, игумена Соловецкого монастыря. Филипп тоже требовал
от царя отменить опричнину и долго отказывался стать митрополитом.
Царь Иван Грозный, в свою очередь, требовал от Филиппа не вме-
шиваться в государственные дела, но в конце концов пошёл на уступки.
Царь согласился на возвращение митрополиту права печаловаться за по-
павших в опалу людей. Ранее, при митрополите Макарии, это древнее
право духовенства было отменено царём Иваном Грозным. В июле 1566 г.
игумен Филипп был возведён в митрополиты. Его служение на митропо-
личьей кафедре совпало с периодом укрепления и централизации Русско-
го государства в правление Ивана Грозного. Этот процесс сопровождал-
ся борьбой царя с периодически возникавшей боярской оппозицией и
даже прямым предательством, действиями в пользу иностранных держав.
К новому митрополиту часто обращались с просьбой о заступничестве,
в том числе за политических противников Ивана Грозного. В итоге
это вызывало напряжение в отношениях митрополита и царя. Возник-
ший конфликт привёл к смещению митрополита Филиппа с кафедры:
4 ноября 1568 г. состоялся суд, который лишил Филиппа митрополичьего
сана. Позднее святителя Филиппа сослали в тверской Отроч монастырь.
В декабре 1569 г. царь предпринял военный поход на Новгород и
Псков, взяв с собой старшего сына, всех опричников и бо´льшую часть
стрелецкого войска. Не доезжая до Твери, государь остановился в одном
из ближайших монастырей. Житие святителя Филиппа сообщает, что в
это время царь отправил к нему в тверской Отроч монастырь одного
из своих слуг — Малюту Скуратова (?—1573), который и убил святите-
ля. Впоследствии Малюта Скуратов отрицал свою причастность к гибе-
ли Филиппа. Однако, учитывая предысторию отношений митрополита
с царём, большинство историков поддерживают версию о вине Ивана
Грозного в смерти святителя Филиппа.
После смерти царя Ивана IV Грозного останки митрополита Филип-
па были перенесены в Соловецкую обитель, а оттуда в 1652 г. в Успен-
ский собор Московского Кремля. С того времени Русская Православная
Церковь почитает митрополита Филиппа как священномученика.
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970