«Два Рима падоша, третий стоит, а четвертому не быти...»
4,457 15
 

  Удаленный пользователь
19 сен 2018 07:38:07

Строительство монастырей на Руси в XVI в.

новая дискуссия Дискуссия  197

За годы правления Василия III и Ивана IV вместе с завоеванием но-
вых земель и освоением Урала и Сибири произошло значительное
расширение Московской митрополии. В последние годы царство-

вания Ивана Грозного в документах упоминаются следующие иерархи:
митрополит Московский и всея Руси, архиепископы Великого Новго-
рода и Пскова, Казанский и Астраханский и Свияжский, Ростовский и
Ярославский, Полоцкий и Великолуцкий, епископы Вологодский и Вели-
копермский, Суздальский и Тарусский, Смоленский и Брянский, Рязан-
ский и Муромский, Тверской и Кашинский, Коломенский и Каширский,
Сарский и Подонский, Юрьева Ливонского и всея земли Вифляндской.
Границы епархий того времени в точности неизвестны, но в титу-
лах иерархов Церкви обозначалась местность, которая подлежала управ-
лению каждого из них. Епархии были неоднородны по своей террито-
рии: некоторые были обширными и растянутыми, другие — мелкими;
зачастую территории епархий изменялись, поскольку границы Русско-
го государства того времени были достаточно подвижными. Например,
епархия митрополита, кроме Москвы, Владимира и Нижнего Новгорода,
включала в себя Дмитров, Кострому, Галич, Пошехонь, даже Череповец
и Вятку. Епархия новгородского владыки, кроме собственно новгород-
ских владений, включала и Волоколамскую область, и некоторые тер-
ритории Вологодского края. Духовная власть ростовского архиепископа
простиралась на Белозерский край, Устюг и Сольвычегодск.
Важными духовными центрами жизни русских людей в означен-
ный период были монастыри. Как митрополичьи, так и епископские
кафедры обладали земельными владениями, которые сформировались
постепенно из дарственных и завещанных участков. Церковные земли
не платили государственных податей и прежде были освобождены от
уплаты дани ордынцам. Монастыри, владевшие землями, получали воз-
можность не только быть центрами просвещения, книгоиздания, но и
снабжать пищей окрестное население в голодные годы, содержать сла-
бых, больных, помогать странникам и нуждающимся. К концу XVI в. в
Московской митрополии насчитывалось более 400 больших монастырей.
При этом жизнь даже в богатых монастырях с многочисленной братией
была очень строгой.
В Москве к концу XVI в. насчитывалось более 30 обителей. На про-
тяжении столетия в Москве были образованы 9 новых монастырей, сре-
ди которых в источниках упоминаются:
— Покровский Лыщиков на Лыщиковой горе, который в 1504 г.
великий князь Иван III завещал своему сыну Василию как свой велико-
княжеский;
— Георгиевский женский в Белом городе, основанный в первой по-
ловине XVI в. тёткой царицы Анастасии Романовны (ок. 1530—1560),
супруги Ивана Грозного;
— Новодевичий на Девичьем поле, созданный великим князем Ва-
силием III в 1525 г. в память о покорении Смоленска;
— Иоанновский женский на Кулижках в Белом городе, по преданию
основанный царём Иваном IV.
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
X
23 янв 2019 19:02
Предупреждение от модератора Старый Хрыч:
Нет ссылки. Откуда скопировано?
  • -0.03 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!