Иванов Иван ( Практикант ) | |
27 сен 2018 07:41:05 |
ЦитатаНо арктический маршрут пока не может заменить путь через Суэцкий канал
Контейнеровоз Venta Maersk, который в конце августа отплыл из Владивостока, на этой неделе почти добрался до Санкт-Петербурга – конечной точки маршрута, по которому его этим летом решила отправить датская Maersk Line. Это первый в мире контейнеровоз, который прошел из Азии в Европу по Северному морскому пути. Маршрут через Арктику, открывающийся для регулярного судоходства благодаря таянию льдов, короче традиционного пути через Суэцкий канал, но пока не может служить ему полноценной альтернативой.
Venta Maersk, перевозящий 3600 стандартных контейнеров, отплыл из Владивостока 23 августа с грузом замороженной рыбы. Оттуда он перешел в южнокорейский Пусан, чтобы дозагрузить электронику, а затем отправился в Европу. Пройдя по Севморпути и обогнув Скандинавский полуостров, судно 22 сентября прибыло в немецкий Бремерхафен и теперь находится в Финском заливе, приближаясь к Санкт-Петербургу. За его передвижением можно следить в реальном времени на сайте www.marinetraffic.com.
Путь из Азии через Суэцкий канал занял бы у Venta Maersk на 10 с лишним дней больше, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Maersk однако отметила, что пока для нее это лишь тест с целью изучить возможности использования такого маршрута и собрать данные. «Пока мы не видим в Северном морском пути коммерческой альтернативы нашим нынешним маршрутам», — заявила компания газете Financial Times (FT).
У Севморпути большой потенциал, так как контейнеровозы транспортируют примерно 98% мировых потребительских товаров, пишет WSJ. Но проблема в том, что для торговли между Европой и Азией используются корабли, способные вмещать около 20 000 стандартных контейнеров. Северный морской путь хоть и короче, но обходился бы грузоперевозчикам дороже, поскольку по нему могут пройти только относительно маленькие контейнеровозы в сопровождении атомных ледоколов, отмечает FT. Кроме того, в случае экстренной ситуации в Арктике трудно эвакуировать экипаж кораблей и устранить разлив нефти.
«Есть много ограничений, мешающих прохождению крупных контейнеровозов через Арктику, – приводит FT слова Арильда Моэ, старшего научного сотрудника Института Фритьофа Нансена в Осло. – Вдоль этого пути мало рынков, его нельзя использовать круглый год, есть также ограничения на размер кораблей, что очень важно для сокращения издержек с помощью эффекта масштаба».
Тем не менее Северный морской путь хорошо подходит для транспортировки нефти и газа, отмечает Моэ. По данным норвежского Северного университета, объем перевезенных по нему грузов за первые восемь месяцев 2018 г. увеличился на 80% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее - примерно до 10 млн т. При этом 45% трафика приходится на нефтяные танкеры. Причем танкеры «Совкомфлота» прошли по пути более 100 раз в этом году, экспортируя нефть «Газпром нефти» с ее проекта «Новый порт».
Кроме того, Россия экспортирует по этому пути сжиженный природный газ (СПГ) в Европу, а в июле «Новатэк» впервые поставил по нему газ с «Ямал СПГ» в Китай.
Россия делает ставку на развитие транспортного сообщения по Севморпути. В частности, полмесяца назад на Восточном экономическом форуме президент Владимир Путин заявил, что Дальний Восток должен стать мощным экономическим индустриальным центром с большим потенциалом. Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры, в том числе по маршруту через Арктику, усилит связанность Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы, сказал Путин.
В последние годы китайская Cosco отправила по Севморпути несколько универсальных сухогрузов, но контейнеровоз по нему прошел впервые.