Цитата: В. Вилежаня от 02.10.2018 19:03:14Уважаемый Военлет. Вопрос как к специалисту. Есть ли реальная опасность для истребителя по разрушающей перегрузке или по срыву при заходе в мощное кучево-дождевое облако.
Про разрушающие перегрузки, для истребителей - это где-то 12 g и больше. Привозили такие перегрузки некоторые летчики, которые пытались сохранить свою жизнь от столкновения с земной поверхностью, резко беря РУС на себя. Крылья не отваливались, но остаточные деформации в элементах конструкции планера оставались, т.е. аппарат приходил в негодность.
С приходом самолетов 4-го поколения, в связи с увеличением тяговооруженности (МиГ-29, Су-27), при выполнении виража на малой высоте на полном форсаже, после опускания приборной скорости выше 600 км/ч (Н = 200 м.), "задавить" самолет уже не хватало здоровья! Перегрузка 5 - 6 - 7- 8 - уже наступает "серая пелена" в глазах, а он идет с разгоном скорости. До "черной" пелены не доводишь, убираешь крен, выключаешь форсаж и начинаешь сначала ...
Если на 21 и 23 МиГах еще летали без ППК (хватало офицерской портупеи, напряг брюшного пресса и упор ногами в педали руля направления), то тут все по-честному. Подогнанный ППК, все побочные "приспособы" - и только так.
Многие летчики бросили курить, начали по утрам бегать кроссы, вести более "здоровый образ" жизни.
А самый трудный момент при прохождении ВЛК, особенно в ЦВНИАГе (Сокольники) в Москве, пройти центрифугу (возили в два места), на Динамо в Институт авиационной и космической медицины и в Центр подготовки космонавтов на ст. Циалковская.
А почему - да просто ничего на тебе нет, кроме спортивного костюма, педалей нет, чтобы упереться, портупеи нет, чтобы упереться в неё своим животом, щеки отвисают на нижние скулы, девочки, которые наблюдают за тобой по телевизору, по-хихикивают от картинки твоего лица на экране.
Ну было пару случаев, когда подламывались крылья на МиГ-23 или МиГ-27 в узлах поворота крыла, но и то на уровне слухов! Эх, 71 годочек уже пошел, правда еще не стою над писсуаром, нервно теребя себя под мышками с мыслью: "Бл., где-то в волосах был?!", но многое начало забываться.
Про заход в мощное кучево-дождевое облако.
КП проморгало засветку, а я на высоте 10000 м. на МиГ-23 млд влетел в замаскированную шапочку, крыло 16 гр. Внизу Большой Кавказ, с г. Казбек и понесло меня вниз, РУС на себя, приборная скорость маленькая, ограничитель СОУА по углу атаки бъет по РУС, сигнализатор мигает красными лампами, типа, отпусти ручку ... Тыщи 3 в таком положении "снижался", потом видимо выскочил из облака, но про минимально-безопасную высоту помнил ... Выдрал ОБУшников, а они говорят, что ничего не видели (всмысле засветок). ХЗ, что было?