АВИАЦИЯ и иные...
13,348,007 33,978
 

  В. Вилежаня ( Слушатель )
02 окт 2018 19:03:14

Сообщение

новая дискуссия Дискуссия  301

Уважаемый Военлет. Вопрос как к специалисту. Есть ли реальная опасность для истребителя по разрушающей перегрузке или по срыву при заходе в мощное кучево-дождевое облако.
  • -0.03 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (17)
 
 
  Voenlet ( Практикант )
03 окт 2018 14:51:01

Про разрушающие перегрузки, для истребителей - это где-то 12 g и больше. Привозили такие перегрузки некоторые летчики, которые пытались сохранить свою жизнь от столкновения с земной поверхностью, резко беря РУС на себя. Крылья не отваливались, но остаточные деформации в элементах конструкции планера оставались, т.е. аппарат приходил в негодность. 
С приходом самолетов 4-го поколения, в связи с увеличением тяговооруженности (МиГ-29, Су-27), при выполнении виража на малой высоте на полном форсаже, после опускания приборной скорости выше 600 км/ч (Н = 200 м.), "задавить" самолет уже не хватало здоровья! Перегрузка 5 - 6 - 7- 8 - уже наступает "серая пелена" в глазах, а он идет с разгоном скорости. До "черной" пелены не доводишь, убираешь крен, выключаешь форсаж и начинаешь сначала ...
Если на 21 и 23 МиГах еще летали без ППК (хватало офицерской портупеи, напряг брюшного пресса и упор ногами в педали руля направления), то тут все по-честному. Подогнанный ППК, все побочные "приспособы" - и только так.
Многие летчики бросили курить, начали по утрам бегать кроссы, вести более "здоровый образ" жизни.
А самый трудный момент при прохождении ВЛК, особенно в ЦВНИАГе (Сокольники) в Москве, пройти центрифугу (возили в два места), на Динамо в Институт авиационной и космической медицины и в Центр подготовки космонавтов на ст. Циалковская.
А почему - да просто ничего на тебе нет, кроме спортивного костюма, педалей нет, чтобы упереться, портупеи нет, чтобы упереться в неё своим животом, щеки отвисают  на нижние скулы, девочки, которые наблюдают за тобой по телевизору, по-хихикивают от картинки твоего лица на экране.
Ну было пару случаев, когда подламывались крылья на МиГ-23 или МиГ-27 в узлах поворота крыла, но и то на уровне слухов! Эх, 71 годочек уже пошел, правда еще не стою над писсуаром, нервно теребя себя под мышками с мыслью: "Бл., где-то в волосах был?!", но многое начало забываться.
Про заход в мощное кучево-дождевое облако.
КП проморгало засветку, а я на высоте 10000 м. на МиГ-23 млд влетел в замаскированную  шапочку, крыло 16 гр. Внизу Большой Кавказ, с г. Казбек и понесло меня вниз, РУС на себя, приборная скорость маленькая, ограничитель СОУА по углу атаки бъет по РУС, сигнализатор мигает красными лампами, типа, отпусти ручку ... Тыщи 3 в таком положении "снижался", потом видимо выскочил из облака, но про минимально-безопасную высоту помнил ... Выдрал ОБУшников, а они говорят, что ничего не видели (всмысле засветок). ХЗ, что было?
  • +1.91 / 45
  • АУ
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
03 окт 2018 15:09:07

Понял. Грозу игнорируем с таким запасом по перегрузке. А вот при эксплуатационной перегрузке 2,5 такого позволить нельзя. 
  • -0.01 / 3
  • АУ
 
 
 
  Voenlet ( Практикант )
03 окт 2018 15:36:47

Я тут еще дописал в своем посте про грозу. Но на высоте 10 км и выше, истребители тоже не лучше, чем пассажирские, только если включить форсаж и "перескочить", но шапочки бываю и по 12 - 14 км. Особенно у нас на Кавказе. Всю весну грозит во второй половине, пока снег и лед в горах не подтают до определенной высоты.
  • +0.28 / 12
  • АУ
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
03 окт 2018 15:45:43

А тады в чем проблема? 
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  Voenlet ( Практикант )
03 окт 2018 16:42:23

А проблема в горах Большого и Малого Кавказа. С утра начинается жара, горы в снегу, таяние, образование облаков вертикального развития, во второй половине дня, как правило образование мощно-кучевой и грозовой облачности, гроза, засветки - авиация сидит на аэродромах.
  • +0.40 / 15
  • АУ
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
03 окт 2018 15:46:46

Насчет шапочки - когда в последний раз летел над Гренландией, попали в турбулентную зону, причем очень ощутимую. Автоматически глянул на экранчик с картой - высота 12500. Подумалось - нихрена себе, откуда на такой высоте? А в окне с другого борта проплывает вдалеке прикольное такое сине-бело облачное образование, похожее на усеченный тонкий конус. Так во начало его терялось где-то дааалеко внизу.  
  • +0.09 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
03 окт 2018 16:07:06

Над Гренландии грозовых облаков на такой высоте не бывает. Это турбулентность ясного неба ( ТЯН). Или изгиб тропопаузы или верхняя граница струйного течения. 
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
03 окт 2018 16:52:24

Верю! Точно не бывает! Вилежаня тропопаузой клянется
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
03 окт 2018 19:53:24

Не надо клятв. Прочитайте метеорологию, где и как образуются Cumulo Nimbus.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
03 окт 2018 21:44:56

а зачем мне эта информация? мне достаточно знать, что водяные  пары визуализируют атмосферные явления различной природы. Кумулятивное облако от суперклеточного отличаю.  
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
03 окт 2018 15:53:37

Извините, не дочитал. Если просто в низ, то страшно, но терпимо. Вон под Донецком Ту 154 просто сорвался. 
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  Voenlet ( Практикант )
03 окт 2018 16:45:45

Ну, тут, мне думается, КВС явно переоценил свои (всмысле потолок своего корабля) возможности ...
  • +0.22 / 8
  • АУ
 
 
 
  Удаленный пользователь
03 окт 2018 15:49:16

Грозу? Игнорировать???Позор
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
03 окт 2018 15:56:58

С таким запасом по скорости и перегрузке.
  • -0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
03 окт 2018 16:01:58

Да плевать грозе на запас прочности и перегрузки. Левая плоскость в нисходящем потоке, а правая в восходящем, плюс град и заряды...Там такая стихия-мама не горюй.
  • +0.55 / 21
  • АУ
 
 
  DMAN ( Слушатель )
03 окт 2018 15:52:05

Если засветки нет и облако с мощным нисходящим потоком над горами,
то вполне возможно, что это орографическая облачность. Драть
надо было метеорологов. Веселый

  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
 
  Удаленный пользователь
03 окт 2018 16:00:12

В мощно-кучевое вход в принципе запрещен. Чревато ВСЕМ. Там и потоки, там и образующиеся осадки, там и электростатика и т.д.А уж про грозу( как сказал камрад выше-"игнорируем") это вообще. .. На моей памяти несколько попаданий в грозу, один из них миГ-31. На 3-м развороте попадает и пропадает связь. После посадки осмотрели-оплавлено все. Вплоть до брызг от ПВД на фонаре. Посадил его Михалыч только благодаря конструкторам и тягам... да и по-потокам... Отец ( летал в Гр. авиации) рассказывал, как они участвовали в изучении потоков. Сбрасывали приборы над мощнокучевой и потом смотрели на данные. Были случаи, когда прибор "разрезало" встречными восходящими-нисходящими потоками...А прибор был не из дерева совсем.
  • +0.87 / 30
  • АУ