Сто шестнадцать миллиардов долларов за двадцать лет: Россия устала кормить Белоруссию и планирует сменить формат интеграционного долгострояАндрей Суздальцев Союзное государство Белоруссии и России продолжит существовать, но есть ощущение, что в прежнем и привычном для белорусского истеблишмента дотационном формате этот проект российско-белорусской интеграции вряд ли сохранится. Об этом говорят итоги российско-белорусского саммита, который завершился 21 сентября в Сочи. Хозяин встречи президент России Владимир Путин предварил переговоры замечанием: «Договорились, что встретимся в более широком составе, нам нужно сверить часы по некоторым вопросам». Учитывая, что в следующем году Союзному государству исполняется двадцать лет, а в целом российско-белорусской интеграции почти четверть века, то «сверка часов» давно назрела.
Союзный феномен
Договор о создании Союзного государства (СГ) был подписан 8 декабря 1999 года, но до сих пор так и остался в большей степени декларацией о намерениях. СГ так и не стало субъектом международного права, оно не имеет ни герба, ни флага, гражданства и признанных границ. Отсутствует и союзная внешняя политика, замененная координацией между МИДами РФ и РБ по совместной работе в международных организациях. Единственный наднациональный орган СГ, которые периодически собирается, — Высший государственный совет, который с первого дня его существования возглавляет президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. С годами Высший госсовет выродился в переговорную площадку для обсуждения все новых дотаций и субсидий, запрашиваемых белорусской стороной.
Феномен Союзного государства заключается в том, что, представляя собой проект политической интеграции, оно не может опираться на развитую российско-белорусскую экономическую интеграцию, которая, в свою очередь, остановилась на этапе единой российско-белорусской таможенной зоны, созданной в 1995 году. К сожалению, опыт единой таможенной зоны — первой в зоне СНГ —оказался неудачным. Проект стартовал после символического выкапывания на российско-белорусской границе пограничного столба. Однако очень быстро единое таможенное пространство превратилось в транзитную территорию для огромных потоков контрабанды на российский рынок.
Дальше этого экономическая интеграция между двумя соседними и не чужими друг для друга странами так и не пошла, что имело под собой политическую причину: в Белоруссии с 1994 года сформировался классический авторитарный режим. С учетом того, что авторитаризм практически не поддается интеграции, к концу 1990-х годов процессы сращивания и переплетения экономик двух стран подменялись наращиванием дотаций и преференций белорусской экономике со стороны России.
По сути, политическая интеграция между Россией и Белоруссией в форме Союзного государства была огромным экспериментом, призванным стимулировать экономическую интеграцию, создав для нее реальные стимулы: наднациональные органы, единую валюту, единый рынок и т. д. Однако уже к 2003 году, после вошедшего в историю кризиса «мух и котлет» (президент Владимир Путин, комментируя проект конституции Союзного государства, сочиненный в Минске, заявил: «Нужно понять, чего мы хотим, чего хотят наши партнеры. Котлеты отдельно, мухи отдельно»), политическая интеграция тоже была блокирована, так как, в понимании Лукашенко, Союзное государство должно было управляться из Минска, а России оставалась роль сырьевого придатка Белоруссии и рынка для сбыта белорусской продукции.
В итоге последние пятнадцать лет Союзное государство оставалось в статусе самого крупного на постсоветском пространстве интеграционного долгостроя. Ситуация в СГ стала совсем запутанной, когда так и не продвинувшаяся российско-белорусская экономическая интеграция с 2010 года была «влита» в евразийский интеграционный проект. Получилась весьма своеобразная интеграционная пирамида, в основании которой ЕАЭС с экономиками пяти стран-членов, включая Казахстан, а сверху политический интеграционный проект — Союзное государство Белоруссии и России.
В 1999-м сторонники нового государственного образования были уверены, что возникшая интеграционная платформа окажется универсальной и в итоге под крышей СГ объединится целый ряд других государств региона. Однако за последние двадцать лет вступить в Союзное государство пожелали только самопровозглашенные и частично признанные государства и государственные образования: Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье. С другой стороны, быстро выяснилось, что Минск не желает с кем-либо делить выстроенную за два десятилетия во многом уникальную систему получения от России финансово-ресурсной поддержки, позиционируя себя в статусе «единственного союзника», но, что примечательно, старательно уклоняясь от обоснования данного утверждения.
Российская поддержка
Экономика Белоруссии, созданная в 1950–1980-е годы в рамках СССР, изначально строилась в качестве неотъемлемой и составной части советского и, как потом выяснилось, российского хозяйства. Самодостаточной экономики республика так и не создала, продавая на мировые рынки в основном выработанные из российской нефти нефтепродукты и собственные калийные удобрения (это половина экспорта). Другая часть белорусского экспорта идет на российский рынок: автотранспорт, сельхозтехника, мясомолочные товары, продукция легкой и обувной промышленности. При этом дефицит в торговле с РФ традиционно достигает в год от пяти до семи миллиардов долларов и покрывается российскими кредитами и иными субсидиями и преференциями со стороны Москвы. Стоит заметить, что негативное сальдо внешней торговли РБ с РФ формируется на основе традиционно заниженных цен на получаемые республикой российские природный газ и нефть, что говорит о сохранении в республике удивительной по своей неэффективности экономической модели.
Республика Беларусь представляет собой энергетическую «черную дыру», куда ежегодно закачивается 24 млн тонн российской нефти (поставляется по внутрироссийской цене и без взимания экспортной пошлины) и 19 млрд кубометров природного газа по цене примерно в два раза ниже той, по которой «Газпром» поставляет газ в Польшу и Германию. В итоге можно говорить о функционирующем не первое десятилетие белорусском нефтяном офшоре, в немалой степени подрывающем российский экспорт энергоносителей, но обогатившем белорусских олигархов. Именно в нефтегазовом экспорте из России в Белоруссию и заключены основные открытые (отсутствие пошлин, внутрироссийские цены, сниженные цены на поставку того же газа), так и скрытые дотации белорусской экономике. С начала 2000-х такие дотации достигли более 100 млрд долларов.
Если быть предельно точными, на 1 января 2018 года общая сумма дотаций, субсидий и преференций при поставке российских энергоносителей, а также других видов экономической помощи Белоруссии со стороны России, по данным автора, составила 116 млрд долларов за двадцать лет. Для сравнения: МВФ, например, считает, что с 2005 по 2015 год Республика Беларусь получила из российского бюджета около 106 млрд долларов, то есть почти по 10 млрд долларов США в год (это почти 20% ВВП республики).
Надо также напомнить, что Белоруссия на 1 июня текущего года оставалась должна России 6,3 млрд долларов и 60 млрд российских рублей. В свою очередь внешний государственный долг РБ летом 2018 года составил 16,4 млрд долларов на фоне ежегодного ВВП от 55 до 58 млрд долларов. Не взимая пошлину с белорусского нефтяного экспорта, Россия фактически выплачивает белорусский внешний долг. А Минск, несмотря на практически неограниченную финансово-ресурсную поддержку Москвы, так и не погасил ни один российский кредит, каждый год требуя от России дополнительные финансовые ресурсы (в 2018 году — миллиард долларов), чтобы перекредитоваться и отодвинуть выплату кредитов на более далекую перспективу. При этом в белорусском информационном пространстве периодически ставится вопрос о списании Москвой долгов Белоруссии как «единственного союзника».
Было бы несправедливо не вспомнить, что в 2012 году еще один крупный кредит, 10 млрд долларов, предоставил под строительство Белорусской АЭС российский Внешэкономбанк. В декабре 2019 года первый энергоблок БелАЭС начнут загружать топливом, но с учетом того, что экспорт электроэнергии с Белорусской АЭС в страны ЕС пока закрыт, возврат кредита выглядит проблематично.
По идее, столь масштабная финансово-ресурсная поддержка соседней страны из российского бюджета вполне сопоставима с субсидированием федеральным центром всех дотационных регионов России (в 2018 году — 644 460 млн рублей, примерно 10 млрд долларов, то есть российский бюджет с учетом претензий Минска по факту дотирует две России) должна обосновываться или особой ценностью для России Союзного государства, или определенными и не менее ценными и незаменимыми услугами, которые оказывает Республика Беларусь Российской федерации. Иначе трудно объяснить гражданам России из дотационных регионов, почему они получают из федерального бюджета в среднем не более ста долларов на душу населения, в то время как какждый гражданин Белоруссии дотируется из того же бюджета почти на тысячу долларов.
Финансово-ресурсная поддержка Россией отдельного независимого, хотя и близкого государства не имеет прецедентов, что, однако, не снимает проблему растущих как снежный ком экономических претензий белорусского руководства к России на фоне регулярных оскорблений из уст Лукашенко в адрес не только российского руководства и российского государства, но и русского народа. Из последних публичных заявлений стоит привести пример от 10 августа 2018 года, когда россияне в интерпретации белорусского президента оказались «варварами», но особую известность приобрела оценка россиян, у которых нет «ни мозгов, ни денег».
Несмотря на эту многолетнюю и масштабную экономическую поддержку, экономическое состояние Белоруссии остается нестабильным. Белорусская экономика, будучи тесно привязанной к российской, как правило, не только «зеркалит» все проблемы российской экономики, но и усугубляет их, так как более 80% экономики республики принадлежит государству и нет реальных рыночных механизмов, способных хоть в какой-то степени компенсировать экономические удары.
Жизненный уровень большинства населения республики остается невысоким, более 700 тыс. граждан Белоруссии постоянно работают в России, это каждый четвертый из трудоспособных граждан (4,2 млн человек). Естественно, по традиции белорусские власти основную вину за экономические проблемы возлагают на Россию, которая «не выполняет свои обязательства». Так что постоянное появление в руках белорусского президента на очередном российско-белорусском саммите папки с требованиями к Москве в сфере обеспечения белорусских нефтеперегонных заводов дешевой российской нефтью, выделения кредитов, закупок белорусской продукции и создания фактически привилегированных условий доступа к российскому рынку и российским ресурсам — это системное и даже ставшее уже привычным явление.
На самом деле экономические проблемы республики напрямую связаны с отсутствием полноценной экономической интеграции с Россией. В рамках взаимосвязанной российско-белорусской экономики вопрос о российских дотациях, скорее всего, постепенно ушел бы из повестки дня российско-белорусских саммитов.
_______Продолжение следует_________________
На сайте Суздальцева статьи еще нет. По данной им ссылке открывается только начало, остальное - по подписке.