Спецслужбы
1,442,325 8,584
 

  Vediki977 ( Слушатель )
20 окт 2018 22:30:59

Британская радиоэлектронная разведка - без цензуры

новая дискуссия Статья  140



Ричард Элдрич (Richard Aldrich) – один из крупнейших экспертов по спецслужбам в академических кругах Великобритании, автор нескольких книг, в том числе «The Hidden Hand. Britain, America and Cold War Secret Intelligence» о борьбе разведок в годы Холодной войны. Элдрич только что выпустил книгу об истории британской радиоэлектронной разведки «GCHQ. The uncensored story of Britain's Most Secret Intelligence Agency» (GCHQ. Нецензурированная история самой секретной разведслужбы Великобритании). Профессор Элдрич поговорил с Андреем Солдатовым о своей новой книге:

- Сколько времени вы писали эту книгу?

- Исследования и собственно написание книги заняло у меня девять лет.

- Многие книги об истории британских спецслужб, которые вышли в последнее время, были одобрены спецслужбами. Получали ли вы подобное одобрение у GCHQ?

- Нет, это не авторизованная книга. GCHQ рассматривала возможность авторизации, но потом отказались от этого, так как это потребовало бы очень много времени, ресурсов, и денег. Кроме того, проблема с радиоэлектронной разведкой состоит в том, что достаточно много техники остается секретной очень долгое время. И они решили, что будет трудно написать такую авторизованную книгу, не поставив под угрозу проводимые сейчас операции.

Когда я говорил с российскими специалистами в области прослушивания, они рассказывали, что на самом деле техника не может быть секретной — секретом может быть только место и время проведения операции. Ну, учитывая что операции проводятся и на территории других стран, иногда используемая там техника вполне может быть секретной.

- Я очень удивился, прочитав в вашей книге, что знаменитый Блечли парк, место где взламывали немецкие шифры в годы войны, был куплен главой британской разведки на собственные деньги. Это дань любительскому подходу 30-х?

Я думаю, это пример очень хорошо отражает тот подход, который был у спецслужб до Второй мировой войны, ту степень зависимости от личностей, которая тогда была для них характерна. Спецслужбы тогда были очень маленькие, носили несколько частный характер. Этот подход сохранился даже после войны. После войны и MI6, и GCHQ нуждались в фабриках, чтобы производить секретное оборудование — шифровальные машины для MI6 и жучки. И опять шеф управления технических операций купил фабрику на свои собственные деньги! То есть это продолжалось даже в 1950-е. Это была фабрика MI6 и в то же время частное владение. И когда британское казначейство узнало об этом, они сказали: «это очень странно, это нарушает все правила».

- Вопрос немного в сторону, в своей книге вы назвали мемуары Филби преднамеренно искажающими реальность. В чем именно они ее преднамеренно искажали?

- Мало что в этих мемуарах неправда. Но что сделал Филби, он очень выборочно помещал факты о британской разведке, и выбрал только те факты, которые демонстрировали слабость и некомпетентность разведки. Он не написал никакой лжи, он просто выбрал те факты, которые подходили под его версию событий, чтобы показать спецслужбы Великобритании в самом худшем свете.


- Вернемся к главному сюжету вашей книги — я очень удивился, прочитав, что во время фолклендской войны французы были главными и лучшими союзниками англичан, а не американцы. Учитывая все эти истории про «Эшелон», это выглядит очень странно.

- Да, я думаю, это поразительно. Во время фолклендской войны англичан активно поддержали спецслужбы нескольких европейских государств — французы и голландцы прежде всего, которые перехватывали аргентинские зашифрованные сообщения. Я пытался показать, что взаимоотношения между британцами и американцами - это не отношения союзников, это больше напоминает отношения бизнес-партнеров. Это не отношения на основании любви или общей идеологии — это совпадение интересов. И иногда это сотрудничество шло успешно, особенно в области обмена информацией по перехваченному российскому трафику. Но были и другие части света, где политика была другой. Например, если речь шла о конкуренции за нефть на Ближнем Востоке. Очевидно, что иногда британцы и американцы боролись за одни и те же контракты. Или если мы говорим о продаже оружия Саудовской Аравии. Мне кажется, что тут есть некоторая иллюзия — GCHQ часто говорила британскому правительству, например, когда шла речь об Ираке — мы дали американцам все что у нас есть, но я не думаю, что это было правдой. И британское правительство часто обнаруживало, что есть части света, где «Эшелон» не обменивается развединформацией. Потому что там американцы и британцы были соперниками. Или если мы возьмем другую страну — например Китай, очень много лет британцы и американцы по-разному смотрели на то, что делать с Китаем. В результате они не обменивались информацией по Китаю. И это, конечно, очень странно.

- Если мы говорим о современности, войне с терроризмом, из вашей книги получается, что британцы очень активны на поле боя, и вы много написали о том, как действуют подразделения перехвата в Афганистане — но это больше относится к тактической разведке, чем к стратегической. Но насколько можно понять, главный вызов электронной разведке сегодня — то, что большая часть трафика ушла в оптиковолоконные сети, и эту информацию уже нельзя перехватить с помощью радиоперехвата. Как британцы ответили на этот новый вызов?

- Конечно, последние двадцать лет мы видели несколько больших вызовов традиционной электронной разведке. Прежде всего, это как вы сказали оптиковолоконные кабели. Конечно, сейчас уже появилась техника, чтобы снимать информацию с этих кабелей, но это все еще очень сложно, второй вызов — это взрывной рост трафика. Например, в 1990-е АНБ и GCHQ считали главной угрозой что обычный человек, с обычным компьютером, получит доступ к высокотехнологичным средствам шифрования, таким как PGP, и начнет шифровать свои е-мейлы. Но на самом деле, сейчас очень немногие этим пользуются, и настоящей проблемой стал рост трафика, количество тех же е-мейлов. В мире пересылается около двух с половиной миллионов е-мейлов каждую секунду. Если даже вы сможете перехватить все эти миллионы, вопрос — что с ними делать, как их классифицировать? Это просто слишком много. Это был второй вызов.

И третий вызов, я думаю, это задача поддерживать армейские операции во время двух таких разных войн, как в Ираке и Афганистане. И я бы сказал, что из этих трех вызовов третий — поддержка войск в Ираке и Афганистане, был наиболее успешно решен GCHQ. Например, что мы видели во время Фолклендской войны — мы видели традиционную схему, когда развединформация доводилась до сведения только самых высших офицеров. Например, я пишу в своей книге, что командующий наземными силами на Фолклендах не был допущен к информации GCHQ. И так было и во время первой войны в Заливе в 1991 году. И только в середине 90-х британцы создали новую систему, задачей которого было спустить информацию SIGINT (радиотехнической разведки) вниз, на уровень офицеров на поле боя. И к 2003 году эта система работала уже достаточно хорошо. Это уже хорошо работало в Сьерра-Леоне в середине 1990х.

Это был действительно большой шаг вперед, потому что во время Холодной войны в GCHQ считали, что с их информацией могут быть ознакомлены только очень высокопоставленные военные. Это была революция, можно сказать это была демократизация SUGINT — эту информацию сделали доступной не только для генералов, но и для полковников, капитанов и даже капралов.

- Но если мы говорим о первом вызове (оптиковолоконных сетях), насколько я понял из вашего ответа, британцы используют другой подход, отличный от американского, здесь нет групп по проникновению, например, в туннели с коммуникационными кабелями где-нибудь в Казахстане...

- Прежде всего, уже есть и разрабатываются средства, которые позволяют перехватывать оптоволокно. Кстати, это британское изобретение, и я думаю, что GCHQ иногда жалеет об этом. Эту технологию придумали в 80-е, то есть у нас было 25 лет, чтобы работать с проблемой оптоволокна. И разные техники были придуманы для перехвата.

Если говорить о проблеме прайваси, вы пишете, что сейчас граница между перехватом сообщений внутри страны и за рубежом стала очень призрачной. В то же время вы пишете, что GCHQ очень неохотно использует результаты перехвата в британских судах. И для меня это выглядит так, что GCHQ перехватывает очень чувствительную информацию, но старается ее не использовать для наказания преступников (тех же террористов). И я не очень понимаю, как GCHQ удается объяснять внутри страны, для чего этой спецслужбе нужны все новые и новые ресурсы и полномочия.

- Очень многие страны в Европе поддерживают, и всегда поддерживали, барьер между сбором развединформации внутри страны и за рубежом. Внутренний сбор развединформации был всегда жестко регулирован, прежде всего, чтобы защитить гражданские права. Не могу сказать, что это всегда делалось очень хорошо, но обычно если ты хочешь открыть чье-то письмо или прослушать чей-то телефон, ты должен иметь ордер. В то же время никто не стремился регулировать зарубежную разведдеятельность. В результате для MI5 есть ограничения, для MI6 их практически нет. И поскольку GCHQ всегда воспринималась как служба внешней разведки, что-нибудь связанное со взломом кодов других стран, их тоже не слишком ограничивали. Проблема сегодня, что нет уже большой разницы между местными и международными коммуникациями. Если я сегодня пошлю е-мейл кому-нибудь в Лондон, письмо может пойти прямо в Лондон, а может пройти и через Китай. И никто этого в реальности не знает. И как это регулировать? У нас сейчас много угроз, например, оргпреступность, которые иногда базируются в Великобритании, иногда за рубежом, у нас есть террористы... это глобализация.

- При этом особый вопрос — использование этой информации в судах. Я могу понять аргументы спецслужбы — они боятся скомпрометировать источники и технику, но тогда трудно понять, что же на самом деле они делают и насколько это эффективно. И вы сами пишете в книге, что американцы используют другой подход, и используют эти перехваты в судах очень широко.

Да, это интересный вопрос. Должен сказать, что все страны, которые участвовали в программе «Эшелон» (американцы, канадцы, новозеландцы, некоторые европейские страны) - они все использовали кодекс по перехвату телефонных переговоров, а британцы — нет. И это всегда было очень странно.

- Частично это происходило потому, что у британцев есть то, что мы называем adversarial system — другими словами, адвокаты защиты очень активны в суде — и они могут задавать очень много вопросов о доказательствах. И если прокурор предоставит какие-нибудь перехваты телефонных переговоров, которые показывают, что обвиняемый виновен, адвокат защиты может потребовать предоставить сотни тысяч других перехватов, которые могут свидетельствовать в пользу невиновности подзащитного. И тогда правительство будет вынуждено предоставить эти часы и часы переговоров в суд, и это будет очень дорого, и сложно. Кроме того, преступники тогда смогут понять, какая техника использовалась. Например, когда в 80-е годы оперативники ИРА попадали в суд, они очень внимательно слушали ту часть, где предоставлялись доказательства, чтобы понять, какую технику спецслужбы использовали против них. Чтобы принять потом защитные меры.

- Но, может быть, это неизбежная вещь, неизбежный конфликт между спецслужбами и попыткой контроля над ними? И может быть, контроль все же более важен. Да, абсолютно. И я не думаю, что контроль над спецслужбами в Великобритании достаточно сильный.

- Практически в самом конце вашей книги вы делаете очень важное заявление — вы пишите, что Великобритания последние годы предпринимала серьезные усилия, чтобы убедить европейские правительства убрать некоторые легальные ограничения по прослушиванию собственного населения.

- Да.

- Создается впечатление, что сегодня Великобритания - это главная сила, которая пытается сделать из Европы surveillance state — государство большого брата.

- Ну, что на самом деле британское правительство пытается сделать, это переложить часть затрат на прослушивание на провайдеров. Речь идет не столько о перехвате контента телефонных переговоров, сколько о перехвате биллинга — кто кому звонил. И британское правительство пытается заставить операторов хранить эти данные на протяжение многих и многих лет. Так чтобы если спецслужба кем-то заинтересовалась, она могла бы прийти к провайдеру и поднять список его контактов за последние, скажем шесть лет. И это бывает очень полезно для спецслужб. Особенно в эру глобализации.

- Например, для выяснения источников журналистов.

- Да. Это очень удобно, но и это очень дорого. Поэтому в 2006 году Европейский союз обязал телекоммуникационные провайдеры хранить эти данные годами, и Великобритания сыграла важную роль в принятии этого решения.

- Что-нибудь изменится в этой области после прихода к власти нового правительства?

- Я думаю, что главный приоритет для правительств всех европейских государств сегодня - это не тратить лишние деньги. И это очень важно для SIGINT — это высокотехнологичная область, и что с ними часто происходит: вы соглашаетесь потратить средства на новые системы, новые штаб-квартиры, станции перехвата, а цена впоследствии почти всегда удваивается и утраивается. Поэтому сейчас правительство будет тратить не очень много средств на эти программы. Недавняя история научила, что ты всегда тратишь в три раза больше, чем собирался. Кроме того, это часто еще и плохо работает. Например, британские спецслужбы потратили огромные средства, чтобы создать систему быстрого обмена информацией между службами, но ничего не вышло. И они все еще спорят и пытаются получить часть средств обратно с компьютерных фирм — подрядчиков.

- Ричард, какая была реакция на книгу, когда она была опубликована?

- Это интересная история. Прежде всего, закон в области публикации информации о GCHQ в Великобритании все еще очень суров. Он намного жестче, чем в США. В результате, например, я не мог делать интервью с сотрудниками — как действующими так и бывшими. Потому что это могло вывести книгу за рамки закона. Мне пришлось пойти окружным путем: после Холодной войны, британское правительство приняло новое законодательство о спецслужбах – Акт о разведслужбах 1994 года, и было обещано, что часть документов будут рассекречены. Первоначально мы не очень в это поверили, но на самом деле случилось то, что с 1994 года большое количество материалов было рассекречено. Поскольку правительственные департаменты имеют разные стандарты по поводу рассекречиния, появилось много информации. В результате GCHQ мало что рассекретило, но другие департаменты, с которыми GCHQ сотрудничало, например, Форин Офис, Министерство обороны, Казначейство, Военно-Воздушные Силы, рассекретили очень много документов. И в их досье было очень много информации о GCHQ. Если хотите, это была такая задняя дверь в историю этой разведслужбы. И самая важная информация была в файлах Казначейства. Потому что каждый раз GCHQ требовалось больше денег, и им надо было все это объяснять. Другая странная вещь, что у нас в Великобритании есть правило тридцати лет, но некоторые департаменты не соблюдали даже это правило. И начали рассекречивать более свежие документы. В результате стало возможно получить доступ к документам о GCHQ двадцатилетней давности, например. Но конечно, большое препятствие, что я не мог делать интервью. У нас все-таки очень длинная история запретов книг о GCHQ. Но я должен сказать, что в конце концов в GCHQ достаточно лояльно отнеслись к книге. Они даже пригласили меня в свою штаб-квартиру на кофе.

- Но после того, как книга вышла?

- (Смеется) Да, только после этого.


Ссылка
Отредактировано: Vediki977 - 20 окт 2018 22:31:30
  • +0.23 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Vediki977 ( Слушатель )
20 окт 2018 23:03:09

Еще одно интервью Ричарда Элдрича



Ричард Элдрич: «Сейчас намного больше экшна»
Профессор Варвикского университета Ричард Элдрич (Richard J. Aldrich) – один из крупнейших авторитетов в теме спецслужб в академических кругах Великобритании. Он автор монументального труда о борьбе разведок в годы Холодной войны «The Hidden Hand. Britain, America and Cold War Secret Intelligence» и редактор главного профильного журнала в США и Великобритании о спецслужбах «Intelligence and National Security». В интервью Андрею Солдатову Ричард Элдрич говорит о том, чем нынешняя война с террором похожа на войну с коммунистической угрозой:

- Ваша книга посвящена событиям от 40-х до 60-х годов 20 века. Как вы думаете, когда может появиться такая же подробная и тщательная книга, как ваша, о борьбе спецслужб 70-х – 80-х?

- Я думаю, понадобится достаточно длительное время, прежде чем мы увидим такую книгу, по крайней мере, о роли спецслужб Великобритании. Это одна из странностей современных исследований спецслужб - намного проще получить информацию о периоде после 1990 года, чем о событиях 80-х и 70-х. Тому есть несколько причин. Частично так сложилось из-за развития информационных технологий: есть много информации о 70-80-х в архивах и газетах, но там очень сложно искать, потому что это не собрано в базы данных. А с 1990 года большая часть информации обработана в цифровом виде. Более важная причина – около 1990 года Европейский Суд потребовал от всех государств, входящих в Европейское Сообщество, поставить свои спецслужбы под контроль – создать парламентские комитеты, надзирующие за спецслужбами, например. В результате после 1990 года из-за нового законодательства мы получили большое количество информации, доступное обществу. В реальности Холодная война была периодом, когда русские спецслужбы много знали о том, что делали британцы, британцы – о том, что делали русские, но местное население по обе стороны занавеса не знало ничего. И до сих пор ничего не знает о том, что происходило в 70-е и 80-е годы.

- Что ж, тем хуже для журналистов и общества. В последнее время все чаще кажется, что Холодная война и война с террором во многом похожи. По крайней мере, в вашей книге описаны несколько сюжетов, которые кажутся актуальными и для войны с террором. В частности, как западные, в частности, британские спецслужбы создавали механизмы идеологической войны с коммунистической угрозой (например, Information Research Department, на который работал даже Джордж Оруэлл). Вы, вероятно, знаете, что весной 2007 года Блэр, представляя новую концепцию внешней политики Великобритании, заявил о создании новой правительственной структуры по борьбе с идеологией Аль-Каиды. Как вы думаете, можно ли сравнивать методы идеологической борьбы тогда и теперь?

- Организация, на которую вы ссылаетесь, была создана в Хоум Офис (Министерство внутренних дел Великобритании, прим. А.С.) - это так называемый RICU (Research, Information and Communities Unit), который входит в состав OSCT (Office of Security and Counter-Terrorism). Поэтому сравнение с Information Research Department, который существовал в Форин Офис, не совсем корректно. Дело в том, что подразделение в Хоум Офис ведет, как я бы назвал это, открытую деятельность, в то время как IRD действовал скрытно. В старые времена, читая материал, который появлялся от IRD в газетах, вы не знали, откуда он пришел. Это была черная пропаганда, потому что был скрыт источник. А подразделение Хоум Офис действует по методам белой пропаганды.

При этом многие люди в Великобритании предполагают, что скрытая пропаганда в нынешней борьбе все же существует, и уже длительно время. Даже правительственные аналитики, и тем более университетские исследователи, отслеживая радикальные публикации и веб-сайты, признают, что невозможно сказать, какой материал (обычно на веб-сайте) опубликован настоящим радикалом, а какой – тем, кто маскируется под радикала: то есть сотрудником спецслужб. Сейчас в США, Великобритании, и в Европе есть предположения, что есть много оперативников, которые пытаются таким образом влиять на газеты, веб-сайты и т.п. И нам сложно понять, кто же все это на тех же исламистских сайтах пишет и читает? Та же проблема была во время Холодной войны. И американцы, и британцы, и русские публиковали тогда дезинформацию. А люди в правительстве или в академических кругах думали, что это реальность. Например, когда во время Холодной войны были изготовлены множество документов, доказывавших, что американцы поддерживали режим апартеида в Южной Африке. Поэтому сейчас очень сложно понять, кто что запостил на исламистский сайт – радикал или оперативник.


- Насколько я понял из вашей книги, подразделения по идеологической борьбе во времена Холодной войны должны были не только влиять на собственно коммунистические режимы, но и, например, на общественное мнение Западной Европы. Похоже, что сейчас США стоит перед той же проблемой – как получить поддержку в Европе в войне с террором. Во времена Холодной войны США задействовали большое количество организаций, как та же Бильдельбергская группа, для обеспечения поддержки американской точки зрения. Как вы думаете, сейчас действует та же схема?

- Лучшим примером тут могло бы быть подразделение, созданное в Пентагоне, которое должно влиять на общественное мнение в США и в Европе с целью поддержки войны в Ираке. Ведь не слишком сложно продать идею, что террор это проблема. Проблема, которая очевидно есть у правительства – это что война в Ираке как-то связана с войной с террором. И именно с этим связаны значительные усилия по влиянию на общественное мнение. Кроме подразделения в Пентагоне, есть Коалиционный центр (Coalition Centre) в Великобритании, который тоже может служить тут примером. В то же время напомню, что одна из главных задач для американской пропаганды во время Холодной войны было построить единую Европу, что должно было объединять Европу перед лицом коммунистической угрозы. А сейчас, я думаю, американцы рассматривают Европейский Союз как проблему. То есть ситуация тут другая.

Мне кажется, что американцы рассматривают в вопросах пропаганды Европу как две разные общности. Сравнительно меньше пропагандистских усилий тратится на т.н. новую Европу – Румыния, Болгария, Польша. И при этом значительные пропагандистские ресурсы продолжают тратиться на Францию и Германию. Надо, кстати, учитывать, что пресса часто дает неправильное впечатление о сути отношений между спецслужбами Европы и США. То, о чем пишет пресса – это политические трения между политическими фигурами. В ежедневном режиме отношения между спецслужбами США и Франции, например, очень-очень тесные. Потому что, как вы знаете, полевые агенты мало думают о политике, а больше – о следующей операции, а здесь у них общие проблемы. И, например, сейчас отношения между спецслужбами Франции и США намного теснее, чем отношения спецслужб США и Западной Германии во время Холодной войны.

- Тут я хотел бы с вами не согласиться. Судя по тем материалам, которые есть в открытом доступе, за время войны с террором спецслужбы западных стран так и не наладили нормального обмена информацией. Например, до сих пор самый тесный обмен разведданными действует между США, Великобританией, Канадой, Новой Зеландией и Австралией, т.е. союзниками еще со времен Холодной войны. Но доступа в эту сеть нет не только у России, что хотя бы объяснимо, но и у Испании, и Франции.

- Это, наверное, одно из самых распространенных заблуждений об обмене разведывательной информацией. Я не прописал это четко в «The Hidden Hand», потому что тогда я еще это не понимал до конца. На самом деле во время Холодной войны было очень мало многостороннего обмена. Если мы возьмем классический пример того, что мы считали многосторонним обменом информацией – я имею в виду соглашение по обмену данными технической разведки UKUSA (где участвовали те страны, что вы упомянули, то есть англоговорящие), это считается многосторонней системой обмена разведданными. На самом деле это полное заблуждение. Не было одного соглашения, это был большой объем писем, меморандумов, соглашений, и в основном они носили двухсторонний характер. Например, между США и Канадой, между Канадой и Великобританией. И они были не по поводу данных электронной разведки, а по поводу радиотехнической разведки. Все это было намного более секретно, чем люди себе представляют. Если вы хотите защитить свой источник, неважно – технический или агентурный, намного проще контролировать использование этой информации вашим контрагентом, а не делиться этой информацией. Поэтому такие системы, как UKUSA, только выглядят многосторонними. Но по большей части обмен был двухсторонним. И у меня был точно такой же опыт в Скандинавии. Большинство исследователей считали, что было многостороннее соглашение между Норвегией, Швецией, Данией и Финляндии во время Холодной войны. И на одной конференции в Норвегии мы много об этом говорили, пока один джентльмен откуда-то сзади не заявил: «Нет, вы неправы. Мы работали очень тесно, но соглашения об обмене были всегда двусторонними».

- Для меня это большой сюрприз, потому что из-за скандала с системой «Эшелон», которая была создана как раз по соглашению UKUSA, я был уверен, что это была многосторонняя система обмена информацией.

- Я понимаю. Но это миф. Многосторонний обмен, в частности, большая проблема для Европы сейчас, из-за появления новых членов ЕС. Если вы создаете в рамках Европы какой-нибудь общий разведывательный центр, это просто менее безопасно. Поэтому спецслужбы хотят обмениваться только малозначительной информацией. Это стало очевидно в Ираке и Афганистане. Британцы там обнаружили, что дают информацию для американских баз данных, к которым у них нет доступа. И пять лет понадобилось в Афганистане, чтобы создать там разведывательный центр НАТО, где обмен разведданными действительно хорошо налажен. И то, что ухудшает ситуацию, это вопрос технологий. Все страны идут в информационный век с разной скоростью. Американцы сейчас внедряют новую систему секретности, новую систему баз данных на основе технологии википедии. А другие страны этого не делают. В результате обеспечить многосторонний обмен становится очень трудным. А если большие страны сотрудничают с маленькими? У американцев, например, сейчас существует огромный массив данных, и если они поделятся всем этим с маленькой страной, тех просто затопит. Это приведет к коллапсу системы. Один из бывших шефов MI5 сказал как-то, что у всех стран разная культура собирать информацию. Одни собирают все, другие – очень избирательны. Если заставить все эти страны работать вместе, это будет проблемой.

- Судя по последним публикациям, например, Legacy of Ashes о ЦРУ, спецслужбы в годы Холодной войны больше занимались подрывной деятельностью, спецоперациями, а не сбором разведданных. И получается, что сейчас мы видим то же самое – спецоперации, но не разведывательную деятельность…

- Тут я, возможно, не соглашусь с Тимом Вайнером (автором Legacy of Ashes). Есть вы просто посмотрите… Надо учитывать, что то, о чем спецслужбы думают всегда – это деньги, бюджет. И они часто соперничают друг с другом за эти ресурсы, особенно в США, где 20 разведслужб. Но если вы посмотрите, как мы тратили деньги во время Холодной войны, то увидите, что они шли не на тайные операции, а на разведку. Конечно, около 1960 года считалось, что можно достигнуть большего, если увеличить тайные операции и разведдеятельность в третьем мире, а не в Европе, главном фронте Холодной войны. Но это неправда, что тайные операции – это главное, чем занимались спецслужбы во время Холодной войны. Главный приоритет был: смотреть за противником, чтобы избежать внезапной атаки. Поэтому огромные средства тратились на спутники и техническую разведку. Именно в этом разница с нынешнем положением дел. Сейчас намного больше экшна. Сейчас важнее тайные операции, специальные силы и т.п. Потому что такова природа войны с терроризмом. Спецслужбы в годы Холодной войны в основном сидели в разных кабинетах, споря, сколько ракет у американцев против русских. А сейчас все по другому – это не Холодная война, а горячая. Время принятия решения стало намного короче. Во время Холодной войны разведчики могли сидеть в Лондоне, Москве или Вашингтоне и спорить о ракетах по два месяца. И результат их споров был не очень важен, потому что ничего не случалось. А сейчас время реагирования на угрозу иногда составляет до 40 минут. Другая странная вещь, что во время Холодной войны разведслужбы давали информацию другим организациям, чтобы получить приказ на дальнейшие действия. Но сейчас сами спецслужбы должны действовать. Раньше разведслужбы были сборщиками и передатчиками разведданных, а теперь они еще и потребители. Теперь этот процесс замкнут в одном здании. А иногда решение принимает один человек – получил информацию, проанализировал, и решил, что делать. И это сильно отличается от Холодной войны.

- Однако, насколько я знаю, эта тенденция появилась не сейчас – подразделения подрывной деятельности стали воссоздаваться в MI6 после появления советских войск в Афганистане, за много лет до 11 сентября.

- Я попробую поместить это в контекст. Если вы посмотрите на последние двадцать лет, и почитаете, что исследователи считают главным провалом спецслужб за это время, это будет ошибка в оценке наличия оружия массового поражения в Ираке, или невозможность предвидеть теракты 11 сентября, или неспособность просчитать окончание Холодной войны. Однако я считаю, что еще через 20 лет исследователи посчитают главной ошибкой нынешнего периода решение глав спецслужб и политиков в начале 90-х сократить спецслужбы из-за конца Холодной войны. Все тогда были очарованы идеей Фукуямы о конце истории, что теперь все будут соперничать друг с другом только в области экономики, чтобы становиться богаче и богаче. Тогда в Конгрессе США всерьез произносились речи, что теперь будет существовать только экономический шпионаж. И это и было главной ошибкой – не распознать возникновение транснациональных групп, применяющих насилие – от терроризма до оргпреступности, гражданских войн, полевых командиров.

И это заставляет меня быть пессимистом по поводу будущего спецслужб. Появились транснациональные, негосударственные угрозы, продукты глобализации, и они требуют от спецслужб действовать намного более жестко. И правительства считают, что как раз разведслужбы и должны ими заняться. При этом им приходится действовать все жестче и жестче, по сравнению с классическим добыванием информации. Одновременно глобализация привела к появлению глобального гражданского общества, которое постоянно следит за спецслужбами и говорит: «Вы не должны так действововать, это жестоко, вы должны соблюдать права человека и т.п.». То есть правительство требует от разведки действовать на манер тигра или льва, а гражданское общество – как домашнего кота. И в этом случае мне немного жаль спецслужбы: они попали между двух огней.

- Мне все же кажется, что в данном случае вы переоцениваете роль глобализации. В настоящее время война с терроризмом больше выглядит не как операции спецслужб против шахидов, проникающих в Европу или Штаты, а как вполне традиционные сражения спецназа с гериллас – идет ли речь об Афганистане, Ираке или Алжире.

- Если вы посмотрите на период после Второй Мировой, даже в 50-е годы уже были группировки исламистов, злые на Запад. Однако природа этих организаций была локальной – они боролись против своих правительств, в Египте, Индонезии или Саудовской Аравии. Новшество, привнесенное Аль-Каидой – что она учит эти движения мыслить глобально. Аль-Каида как раз пытается создать глобальную сеть террористических организаций. И этот процесс все еще продолжается. Я думаю, это и было революцией. Я думаю, что главной причиной, почему Великобритания игнорировала в 90-е исламистские взгляды радикалов, приехавших к нам – их гнев был направлен против их собственных стран. А когда они начали думать глобально, они стали значительно опаснее. И именно поэтому глобализация тут так важна.

- Для меня, как для журналиста, ссылки на глобальный терроризм часто выглядят подозрительно. Слишком часто правительства разных стран оправдывают свои действия против локальных групп угрозой глобального терроризма – это мы видели на Северном Кавказе и в Египте, например. Поэтому я так подозрительно отношусь к идее террористического коминтерна. Были в 2004 году большие опасения, что европейские исламисты, поехавшие воевать в Ирак, вернутся и устроят кровавую баню в Европе. Но этого не происходит – война идет, как и раньше, на Ближнем Востоке – в Ираке, Афганистане, Алжире и т.д. Поэтому я не очень вижу тут глобальную, контролирующую все организацию.

- Да, тут я должен с вами согласиться. Мы, конечно, не видим в лице Аль-Каиды такую же структурированную организацию, какими были террористические группы в 70-е. Контроль есть лишь за главными операциями.

- В своей книге вы писали, что на разницу в позициях США и Великобритании на начальном этапе Холодной войны прежде всего повлиял вопрос расстояния – между Великобританией и Восточным блоком, и между США и Восточным блоком. Бомбардировщики с атомной бомбой могли долететь до Британии, но не могли добраться до США, и поэтому британские политики были заинтересованы в сохранении мира, а американцы считали, что надо быстрее начать войну, пока русские не изобрели средства доставки. Как вы думаете, в войне с террором этот вопрос с доступом (очевидно, что в Англию террористу сейчас попасть проще, чем в США) играет какую-то роль в определении позиций этих стран

- Хороший вопрос. Действительно, в Пентагоне в начале 50-х постоянно говорили о необходимости нанесения превентивного удара. Не будем забывать, что в Корейской войне американские летчики напрямую сражались с советскими, и вероятность «горячей» войны была очень велика. Тогда аргументы американских были сколь логичны, столь и опасны. И что самое любопытное, что перед началом войны в Ираке генералы Пентагона использовали те же самые аргументы – зачем ждать, пока Саддам изобретет оружие, лучше нанести удар превентивно. А иначе очень сложно убедить людей, что война в Ираке - это часть войны с терроризмом.
Ссылка
  • +0.24 / 8
  • АУ