В конце 1970-х годов в ОКБ Андрея Николаевича Туполева был разработан учебно-тренировочный самолет для подготовки летчиков Дальней авиации с пилотажными свойствами, присущими боевым машинам. За основу взяли модификацию пассажирского самолета Ту-134Б, удовлетворяющую требованиям к подготовке пилотов бомбардировщика Ту-22М. Самолет получил обозначение Ту-134УБЛ и предназначался для обучения летного состава пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях, самолетовождению и заходам на посадку. В отличие от пассажирского предшественника, на Ту-134УБЛ устанавливалась новая носовая часть фюзеляжа, подобная Ту-22М-3 с радиопрозрачным обтекателем РЛС. По составу бортового радиоэлектронного оборудования самолет в основном соответствовал пассажирскому Ту-134Б, за исключением радиосвязных и навигационных систем, свойственных боевым машинам. Для обучающихся курсантов и экзаменуемых летчиков предназначались 12 кресел, установленных в три ряда. В полете курсанты по очереди проходили подготовку на месте второго пилота.
Учебно-тренировочный самолет Ту-134УБЛ.
Самолет по аналогии с пассажирским прототипом выполнен по нормальной схеме с низкорасположенным стреловидным крылом и стреловидным хвостовым Т-образным оперением. Крыло стреловидное со средней кесонной частью, внутри кессона размещены топливные баки. Крыло имеет закрылки и интерцептеры, на верхней поверхности два аэродинамических гребня. Шасси самолета трехопорное с носовой двухколесной стойкой. Основные стойки шасси имеют четырехколесную тележку. Силовая установка самолета состоит из двух турбореактивных двигателей Д-30 конструкции Павла Александровича Соловьева тягой 6800 кг с реверсивным устройством для торможения при пробеге самолета на посадке. Длина самолета 41,92 метра, высота 9,14 метра, размах крыла 29,01 метра. Максимальный взлетный вес 49 тонн. При этом максимальная скорость полета 960 км/час, практический потолок 11800 метров, дальность полета 3020 км. Экипаж самолета 4 человека.
Из систем, используемых на боевых машинах, на самолете Ту-134УБЛ устанавливалась обзорно-прицельная радиолокационная станция, оптический бомбардировочный прицел, радиовысотомер, радиокомпас и другое бортовое оборудование, применяемое на самолетах Ту-22М3. Также предусматривалась установка под центропланом узлов подвески авиационных бомб для проведения учебного бомбометания.
Учебно-тренировочный самолет Ту-134УБЛ.
Методика подготовки летного состава позволяла осуществлять подготовку экипажей для полетов на самолетах Ту-22М3 и Ту-160. Также учебно-тренировочный самолет Ту-134УБЛ используют для поддержания навыков строевых пилотов, чтобы сократить расход летного ресурса боевых самолетов. Носовая часть самолета Ту-134УБЛ выполнена как на Ту-22М3 и аналогично Ту-160, и система управления Ту-134УБЛ настроена также, как на самолете Ту-22М3 и обеспечивает такую же управляемость.
Кроме учебно-тренировочного самолета Ту-134УБЛ выпускались учебно-тренировочные модификации Ту-134УБК и Ту-134УБКМ для обучения экипажей самолетов Ту-22М3 морской авиации. От Ту-134УБЛ их отличает дополнительное рабочее место штурмана в центроплане, оборудованное специальным навигационным комплексом и двумя бомбодержателями в нижней части фюзеляжа. В отличие от Ту-134УБЛ этот самолет оснащался контейнером - имитатором крылатой ракеты для отработки захвата цели. Максимальная боевая нагрузка составляет 8 осколочно-фугасных авиационных бомб весом 100 кг.
Учебно-тренировочные самолеты Ту-134УБЛ на авиабазе Тамбов.
Всего за время серийного выпуска было изготовлено 90 учебно-тренировочных самолета Ту-134УБЛ, которые до сих пор стоят на вооружении и используются в ВКС России для подготовки летного состава.
https://zen.yandex.r…&from=feed