Обсуждение космических программ
8,786,688 39,579
 

  Osq ( Слушатель )
24 окт 2018 22:01:12

Статистика по повторным пускам Фалькона

новая дискуссия Аналитика  381

Уделил немного своего времени и покопался в статистике повторных пусков Фалькона.

Результат представляю на обсуждение.

Источники - статьи в "эльфийской"  энциклопедии ВИКИ Фалькон 9 и Список пусков Фалькон 9.

Прежде всего небольшое пояснение: интересно было посмотреть насколько реально многоразовое использование и какова текущая эффективности "двухразового" использования.

Для этого проанализировал массу полезной нагрузки выведенной Фальконом за два пуска при повторном использовании. А так как Фалькон выводил ПН и на НОО и на ГПО то поступил следующим образом: по заявленному в ВИКИ максимальный груз доставляемый Фальконом на НОО = 22800, на ГПО=8300. Поэтому вычислил "масса приведённой полезной нагрузки за два пуска" как сумму масс выведенных на НОО с коэффициентом 1 и на ГПО с коэффициентом 2,75 (22800/8300=2,75) за два пуска. Затем вычислял "коэффициент использования" как отношение  "масса приведённой полезной нагрузки за два пуска" к максимальной выводимой массе за два пуска (45600=22800х2). Два этих понятия введены мной искусственно для хотя бы поверхностной иллюстрации представленной информации.

Первый пуск «Falcon-FT» состоялся 22 декабря 2015 года. С тех пор до 8 октября 2018 года было произведено 42 пуска данной модификации. Из них:

- пуски с повторным использованием ранее запускавшихся 1 ступеней – 8 пусков;

- пуски в которых первые ступени не возвращались по технологическим причинам (большой вес выводимой ПН), либо были потеряны на старте или посадке, либо впоследствии были уничтожены как некондиция при жёсткой посадке на воду – 15 пусков.


Нас интересует статистика пусков с повторным использованием первых ступеней. Таковыми были:

1. 30 марта 2017 года; при пуске была использована первая ступень пускавшаяся 8 апреля 2016 года; период между пусками 356 дней; первая ступень повторно успешно приземлилась; масса приведённой полезной нагрузки за два пуска 23150 кг; коэффициент использования 51%;

2. 23 июня 2017 года; при пуске была использована первая ступень пускавшаяся 14 января 2017 года; период между пусками 160 дней; первая ступень повторно приземлилась, однако при приземление было жёстким с почти полностью использованием сминаемых зон деформации; масса приведённой полезной нагрузки за два пуска 19653 кг; коэффициент использования 43 %;

3. 31 января 2018 года; при пуске была использована первая ступень пускавшаяся 1 мая 2017 года; период между пусками 275 дней; первая ступень повторно «приводнилась»; вот как пишет об этом Вики – «Первоначально спасение ступени не планировалось, но с неё не были демонтированы посадочные опоры и решётчатые рули, поскольку полёт предусматривал испытание более сильной реверсивной тяги с использованием трёх двигателей для торможения при приземлении. Из-за риска повредить посадочную платформу испытание проводилось при посадке на воду. Ступень неожиданно не разрушилась после приводнения, и в дальнейшем была уничтожена.»; масса приведённой полезной нагрузки за два пуска 19445 кг; коэффициент использования 43 %;

4. 22 февраля 2018 года; при пуске была использована первая ступень пускавшаяся 24 августа 2017 года; период между пусками 182 дня; возврат первой ступени не проводился; масса приведённой полезной нагрузки за два пуска 7356 кг; коэффициент использования 16%;

5. 2 апреля 2018 года; при пуске была использована первая ступень пускавшаяся 8 апреля 2016 года;  период между пусками 736 дней; возврат первой ступени не проводился; масса приведённой полезной нагрузки за два пуска 16763 кг; коэффициент использования 38%;

6. 22 мая 2018 года; при пуске была использована первая ступень пускавшаяся 8 января 2018 года; период между пусками 135 дня; возврат первой ступени не проводился; массу приведённой полезной нагрузки в двух пусках определить невозможно из-за засекреченного спутника Zuma в первом пуске;

7. 4 июня 2018 года; при пуске была использована первая ступень пускавшаяся 7 сентября 2017 года; период между пусками 270 дней; возврат первой ступени не проводился; масса приведённой полезной нагрузки за два пуска 19806 кг; коэффициент использования 44%;

8. 29 июня 2018 года; при пуске была использована первая ступень пускавшаяся 18 июля 2016 года; период между пусками 711 дней; возврат первой ступени не проводился; масса приведённой полезной нагрузки за два пуска 15934 кг; коэффициент использования 35 %;
 
ИТОГО имеем:

1.    из 8 повторных пусков только в 2х повторно слетавшая ступень осталась достаточно целой, причём это два первых; в последующих повторных пусках первая ступень "умышленно не спасалась", даже если выводимая ПН при повторном пуске была существенно ниже заявленной максимальной;

2.    среднее время между пусками 353 дня, при минимальных 135 дней;

3.    коэффициент использования при двойном пуске менее 50% означает, что ту же самую полезную нагрузку, выводимую за два пуска, можно было вывести за один пуск; хотя конечно "спасается" только первая ступень, а вторая ступень в каждом пуске новая

Надо сказать следующее: все эти повторные пуски относились к модофикациям «Falcon 9 Full Thrust» и «Falcon 9 Full Thrust Block 4». С 11 мая 2018 года начали свои полёты «Falcon 9 Full Thrust Block 5». Повторно они ещё не летали. Но Маск  обещает, что каждый из них «расчитан на 10 и более запусков без межполётного обслуживания».
Отредактировано: Osq - 24 окт 2018 22:15:18
  • +0.34 / 23
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  PPL ( Слушатель )
25 окт 2018 08:36:29

Буквально два поста назад vp spacex по надёжности игнорирует вики, и заявляет, что максимальная масса на ГПО у ф9 = и 6500 кг.
И больше 9600 кг ни один фалкон9 не пострадал не выводил ни на какую из орбит.
Собственно, это несколько меняет исходные данные. 
Вообще, без информации о трудозатратах и затратах ресурсов на дефектацию, переборку, хранение, транспортировку блоков, результаты анализа "а стоило ли оно вообще того" - очень расплывчаты. Шанс встретить динозавра 50 на 50. Причем с ожидаемым мухлежом и подтасовками со стороны спейсикса, простите, но "Маск обещает" - это уже качественно признанный мем.
  • +0.05 / 5
  • АУ
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
25 окт 2018 09:31:34

Кроме того, 9600 - это собственно не НОО. Там ССО, высота порядка 500 км, а самое главное, там наклонение полярное. Плюс в ПН включают адаптер/диспенсер.
В итоге, в пересчете на НОО (200 км высота и наклонение оптимальное для точки старта) получим 16...17 тонн. Что где-то и есть в реале, может чуть больше, но никак не заявленные Спейс-Х - 22+ тонн
  • +0.24 / 14
  • АУ