Семеро членов экипажа СЧС "Норд" после семи месяцев пребывания на Украине вернулись домой. Журналисты засыпали их вопросами о подробностях задержания на территории соседнего государства.
Моряки рассказали о том дне, когда их задержали украинские пограничники. Подчеркнули: находились на расстоянии 18 миль от берега в Азовском море. "В Азове всегда проводятся проверки, но этот катер подошел, направив в нашу сторону два крупнокалиберных пулемета. Они увидели наши российские паспорта и это было для них, как красная тряпка, - вспоминают рыбаки. - Мы лежали в дрейфе и не могли ничего сделать. Были выключены узлы связи, к телефонам не было доступа". Моряки напомнили о том, что СЧС "Норд" украинские пограничники отбуксировали в Бердянск.
Там на борт поднялся рыбинспектор и составил акт о наличии орудий лова. Запрещенной к вылову рыбы на судне не было, разрешения и все документы были в наличии. Однако, начались допросы, преимущественно в ночное время до 5 часов утра. Спрашивали, граждане какой страны крымчане, задавали провокационные вопросы. Настаивали, что крымчане - украинцы. "Не хотели ли сдаться?" - спросили журналисты у моряков. "Русские не сдаются", - ответили они то ли в шутку, то ли всерьез.
Как один из самых страшных дней керчане вспоминают утро, когда выкрали капитана. В 6 утра дверь в каюту была открыта, лежали все его вещи а даже таблетки, с которыми он никогда не расставался. Выяснилось, что подошел пограничный катер и Владимира Горбенко попросили спуститься на десять минут, после чего увезли в неизвестном направлении. Команда вышла, чтобы пойти в город и выяснить, в чем их обвиняют и почему удерживают. Но тут появились автоматчики и, по словам рыбаков, забросили их обратно на судно. Позже выяснилось, что капитана увезли в Херсон.
Полегче стало, когда у крымчан появились адвокаты. Они не позволили вести допросы ночью, помогали не только юридически, но и морально, и даже привозили продукты. Пограничники признавали крымчан то гражданами Украины, то России, в зависимости от ситуации, как выгоднее. Потом последовали многочисленные суды.
Керчане несколько раз пытались выехать в Крым. При одной из попыток через аэропорт удалось выскользнуть женщине-коку и одному из членов экипажа. Ирина Оборина рассказала, что вылететь удалось потому, что "украинцы слишком долго спят": в аэропорту брали нахрапом, давили на то, что все документы имеются, билет куплен, а самолет вот-вот улетит. "Как он, бедный, потел, как он по всем телефонам звонил, - вспоминает женщина терзания правоохранителя киевских "Жулян". - Но никому не дозвонился. Время поджимало и штамп нам был поставлен". Ирина вспоминает, что почувствовала себя в безопасности только тогда, когда сошла с борта самолета в Белоруссии. Никому не говорила о том, что едет в Крым, пока не переступила порог собственного дома.
Все эти семь месяцев команда жила в российском посольстве. Рыбаки утверждают: только там чувствовали себя защищенными. Там у них было все необходимое. Только старались по телефону меньше разговаривать - были уверены, что их прослушивают. "В посольстве работают люди чести и совести. Мне не встретилось ни одного плохого человека там. Только в посольстве мы чувствовали себя защищёнными, ни в чем не нуждались", - сказал матрос Павел Чмыхалов.
Интересно, что в день выезда в Крым об этом никто не знал. "Я за полчаса до выезда лег спать, все было, как обычно, - сказал Павел Чмыхалов. - И тут говорят: "Собирайтесь". Никто не верил в это чудо, что все так просто произойдет. Первый звонок жене Павел Чмыхалов совершил уже в Крыму, как только перешел границу, с телефона, который попросил у журналиста. "Жена была в шоке, я тоже. До конца не можем осознать эту радость: то, что казалось безнадежным, свершилось!" Моряки еще раз подчеркнули: это был именно обмен, границу они пересекли по российским документам, на которые никто особо не смотрел.
Еще одна интересная история связана с флагом России, который был на СЧС "Норд": второй помощник Юрий Савельев решил ни за что не оставлять флаг, который был для крымчан в тот момент частью Родины. "Флаг смайнал, отрезал, сделал дырку в брюках и спрятал туда. Возил так до Харькова. А там, перед допросом в СБУ отдал все документы и флаг коку Ирине. Она в сумке дырку сделала и туда флаг положила. А в тот день, когда они улетали в Белоруссию, снова забрал, мало ли что в аэропорту". Теперь флаг, развивавшийся на СЧС, планируют отдать капитану, когда тот вернется.
В том, что возвращение Владимира Горбенко не за горами, уверены все члены экипажа. На пресс-конференции они говорили об этом в начале, середине и в конце. Горбенко - капитан с большой буквы, и вся команда испытывает к нему огромное уважение. "Я не смогу на своих детей спокойно смотреть, зная, что его дети без отца", - выразил общее мнение Павел Чмыхалов. Мать Владимира сделала обращение через средства массовой информации к правительству Украины, взывая к разуму, просила отпустить крымчанина домой. "Отпустите моего старшего сына. Пятого числа будет полгода, как умер младший сын. Отпустите Владимира на могилу. Мы не политики, мы работяги", - сказала Евгения Горбенко, не сумев сдержать слезы.
Теперь все члены экипажа СЧС "Норд" дома. Та самая долгожданная встреча произошла минувшей ночью: мужей целовали, обнимали, не могли насмотреться, угощали вкусным (жены рассказали, что потчевали керченской хамсой); впервые за семь месяцев керчане смогли обнять своих детей и внуков, выспаться в собственных кроватях. Сегодня они впервые за долгое время собрались полным составом; керчане проведут время вместе - им есть, о чем поговорить. Особую благодарность они выражают руководству города и Крыма, МИДу России, российского омбудсмена Татьяну Москалькову, Президента России, адвокатов, всех, кто проявил участие в судьбе простых рыбаков из Керчи.
Источник:
http://kerch.com.ru/…x?id=77709© KERCH.COM.RU
По ссылке видео