В результате Крымской войны городское хозяйство г.Севастополя, Балаклавы, окрестных селений и хуторов, а также портовые сооружения были полностью или частично разрушены. Усугубило проблему ситуация с затопленными кораблями, которые создавали проблемы судоходству. Для решения проблем восстановления последствий войны в 1856 году была создана Севастопольская Генеральная комиссия (или Севастопольская портовая приемная комиссия по подъему судов, затопленных в Крымскую войну; сведения о поднятых кораблях, приеме их в казну, продаже и т.п.). первые документы о деятельности Комиссии датируются именно 1856 годом.(
https://rgavmf.ru/sites/default/files/o ... 1_full.pdf).
В её состав, судя по полномочиям, входили как военные, так и гражданские чиновники способные принимать решения, как финансовые, так и организационные.
Одним из первых документов является приказ (распоряжение) «О дозволении Севастопольскому 2 гильдии купцу вынуть из воды днища кораблей и других судов, затопленных в Южной бухте Севастополя».
Любопытным документом является распоряжение, которое озаглавлено «О дозволении собирать в Севастополе и окрестностях чугуна, ядра, негодных орудий, железа и свинец (так в оригинале), с предоставлением половины в пользу собирателей». Очень мудрое решение, т.к. и обывателю прибыток какой-никакой, и в казну железо... И ведь собрали. Сейчас в окрестностях Севастополя можно встретить лишь железо, оставшееся после Великой Отечественной.
А вот и международное сотрудничество – распоряжение «О чистке Севастопольского рейда американцем Гауэном». Судя по всему, предприимчивый американец имел какие-то новомодные технические средства для траления дна Севастопольской бухты. Любопытный персонаж, немало потрудившийся в Севастополе по подъему кораблей и судов. Интересно, он сам услуги предложил или кто из Морского министерства нашел американца? По крайней мере, в истории Севастополя сей персонаж как-то позабыт
Доходит дело и до окрестностей Севастополя. Генеральная комиссия выдает распоряжение «О разборке блиндажей и пороховых погребов устроенных в минувшую войну по Южной стороне г.Севастополя купцом Воржером? по контракту, заключенному в 1851 году. Любопытно, что контракт был заключен еще до войны. Скорее всего, этот купец и строил блиндажи и пороховые погреба.
Еще одно любопытное распоряжение « Об орудиях вытащенных из воды в м. (местечко?) Балаклава и о предоставлении жителям Балаклавы добывать из воды корабельных принадлежностей». То-то в Балаклаве ядра и пушки почти в каждом дворе были...
Видно, американец Гауэн работал в Севастополе вполне успешно, т.к. в 1858 году выходит распоряжение Генеральной комиссии «Об очистке Севастопольского рейда и бухт американцем Гауэном по контракту 30-го сентября 1858 года.
Распоряжение за 1858 год «Об отдаче по высочайшему повелению в пользу Херсонской обители затопленную в карантинной бухте корвета «Орест». Судя по всему, часть поднятых кораблей и судов находились в хорошем состоянии. Об этом свидетельствует следующее распоряжение «Об освидетельствовании затопленных в Южной бухте (дне) землечерпательной машины, брига «Телемах», тендера «Спешный» и лоцманского бота, и об определении их в продажу, и об описи и оценки других судов и материалов».
Похоже, масштабы работ были довольно большими, т.к. с американцем Гауэном заключается новый контракт на иных условиях. И еще одно распоряжение «Об отдаче части Южной, Корабельной и Киленбалочной бухте (так в оригинале) капитану 1 ранга Морозову и Компании севастопольских купцов для очистки их от затопленных судов.
Еще одно любопытное распоряжение «По приему купцу Шрайберу собранных в Севастополе и окрестностях его металлов и взносе за принятие металлов денег и передачу их в комиссию по сооружению в Севастополе военного кладбичного (так в оригинале) храма во имя св. Николая». Так вот откуда первые деньги на сооружение храма!
Делая, пока, краткий вывод, можно заключить, что к восстановлению после Крымской войны города, инфраструктуры бухт и окрестностей подошли вполне основательно. Заметную роль сыграли севастопольские купцы Телятников, Гвоздаков, Воржер? Привлекли и иностранных специалистов, в частности американца Гауэна, обладавшего передовой техникой. Именно его команда подняла пароходы «Владимир» и «Эльбрус».