Спецслужбы
1,410,839 8,410
 

  Vediki977 ( Слушатель )
08 ноя 2018 10:18:02

Настоящий пастор Шлаг. «Электрик»

новая дискуссия Статья  1.255

Кто не знает пастора Шлага из «Семнадцати мгновений весны»?! Кто не помнит, как весной 1945 года персонаж Ростислава Плятта ковылял, бедолага, на лыжах из Германии в Швейцарию, только догадываясь, что отправивший его туда Штирлиц был не немецким патриотом, а сотрудником советской разведки?
А был ли и настоящий такой пастор? Был! Только не немец, а голландец. И через границу перебрался не на лыжах, а на самолёте. А ещё - летел не из Германии в Швейцарию, а из Англии в Бельгию. Да и на СССР работал - вполне осознанно. Звали его Ион Вильям Круйт.

 

Возможно, кто-то из подписчиков журнала «Международной жизнь» сейчас вспомнил специальный телерепортаж, который автор этих строк и европейский собкор ВГТРК Анастасия Попова выдали в эфир к 75-летию подвига Круйта.[1] Но не спешите откладывать эту статью, думая, что уже всё знаете!
К счастью, в нашем телевизионном расследовании мы ничего не напутали, но уже после эфира важнейших уточнений к этой истории добавила Служба внешней разведки России. Увидев, сколько всего мы «нарыли», сопоставив рассекреченные материалы из британских Национальных архивов (TNA), фондов Коминтерна в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) и даже из архива музея-усадьбы в Ясной Поляне (!), в СВР ответили на запрос из ВГТРК и рассекретили документы, которые проливают на эту историю новый свет.
Фрагментарное и часто довольно путаное, что было известно о пасторе Круйте на Западе, теперь становится цельным рассказом.
 
ИЗНАЧАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ
На Западе интерес к безусловно интригующей фигуре Круйта обнаружился после того, как в TNA в Лондоне был рассекречен большой массив документов, связанных с совместной англо-советской операцией «Ледоруб» по заброске в 1941-1944 гг. агентов-нелегалов из СССР через Британию за Ла-Манш. Если кто не знает, операция «Ледоруб» была следствием уникального соглашения о сотрудничестве, на которое в августе 1941 г. очень оперативно (во всех смыслах) вышли разведка советского НКВД и головная британская «контора» по организации саботажа и диверсий в тылу врага, официально известная, как SpecialOperationsExecutive (SOE).[2] В рамках этой операции в оккупированную нацистами Европу засылались посланцы как политической разведки НКВД, так и военной разведки Красной армии, ГРУ. В любом случае, как при перекрестном изучении личных дел этих людей в TNA и РГАСПИ выяснили я и мой английский друг-историк Бернард О’Коннор, абсолютное большинство из них были совершенно точно рекрутированы из Коминтерна.[3]
Одна из подопераций схемы «Ледоруб» была названа «Бургундское» и касалась того, что 24 июня 1942 г. с самолёта «Галифакс» британских королевских ВВС на поле у бельгийской деревни Юи под Льежем был сброшен на парашюте тот, кого из СССР в Англию прислали под именем «фон Крумин».[4] Англичане на время его «транзита» в Соединённом Королевстве выправили удостоверение личности на имя нейтрала-швейцарца Jean Philippe Cаstaigne”.[5] То был тот самый пастор Круйт.
Когда эта информация была рассекречена в Лондоне, сознание западных исследователей сразу поразило то, что в свои 63 года Круйт был, получается, самым возрастным парашютистом не только среди участников операции «Ледоруб», но и всей войны.
Еще одной уникальной отличительной особенностью этой операции было то, что за несколько дней до этого, в рамках подоперации «Барсак», в соседнюю Голландию был заброшен сын «фон Крумина» Нико.[6]
Наконец, эти два эпизода операции «Ледоруб» приобрели на Западе особое звучание по ещё одной причине. Несмотря на то, что какие-либо документы советской разведки по схеме «Ледоруб» были рассекречены только в этом году, ещё в 1970-х на Западе вышли одни очень важные мемуары. Написал их тот, кого называли «большим боссом» советской разведсети «Красная капелла». И он, Леопольд Треппер, писал: «Вильям Круйт, член голландской группы, десантированный в возрасте шестидесяти трех лет, схвачен тотчас же после своего приземления. Он проглатывает пилюлю с цианистым калием, но выживает. Гестапо пытает его, чтобы узнать, кто второй парашютист, высаженный одновременно с ним. Но он молчит, и тогда немцы волокут его в морг и срывают простыню с трупа его спутника. Это его собственный сын, убитый в момент приземления».[7]
На самом деле, как будет показано, Круйт-старший не был схвачен сразу при приземлении, а Круйт-младший дожил до 1954 г. (по уму, о Нико надо писать отдельную статью, что надеюсь, и будет сделано). Зачем же Треппер «похоронил» младшего и сразу же «арестовал» старшего?
В своей недавней книге британский исследователь Стивен Тайас напоминает, что, несмотря на послевоенный скандальный разрыв Треппера с официальными коммунистическими властями стран соцлагеря, на Западе его всё-таки считали чуть ли не тройным агентом.[8] В своей книге о «Красной капелле» французский историк Гийом Буржуа предполагает, что Треппер специально вносил путаницу, направляя по ложному следу тех, кто хотел побольше узнать о Нико Круйте, продолжившим жить в Голландии и после войны.[9]
Как бы то ни было, Леопольд Треппер не переставал подчёркивать, что он и его разведсеть «Красная капелла» – это не НКВД, а военная разведка. То есть, получается, что коли Треппер писал о Круйтах, то они были из ГРУ.
Вот и в послевоенном расследовании британских спецслужб по поводу судьбу Круйта-отца сначала было написано, что «из предыдущих сведений мы думали, что немцы полностью ошибались, ассоциируя [его] с “Красной капеллой”»[10], но вскоре в нём в Лондоне предположили того, кто должен был «усилить сеть Ефремова в Нидерландах»[11]. Для понимания: Ефремов – тот человек, о котором опять же пишет Треппер из ГРУ. А такой въедливый автор, как Стивен Тайас, как о факте рассказывает, что Круйт-сынбыл переброшен на европейский континент по заданию именно ГРУ.[12]
А теперь – противоречия. Во-первых, когда Круйт-отец ещё только прибыли из СССР в Британию в 1942 г., то в SOE посчитали, что он «слишком честный, чтобы быть шпионом»![13] Но это, допустим, он просто выдавал себя за простофилю и наивняка (к этому мы ещё вернёмся).
Во-вторых, в подборке рассекреченных документов, которую в октябре 2018 г. мы в ВГТРК получили из СВР, бумага о командировании Круйта в Архангельск (откуда он дальше плыл на корабле в Британию) – не на бланке. То есть, на первый взгляд, подтверждалась версия о том, что в случае с Круйтом разведуправление НКВД выступало лишь «оператором по логистике», а сам он был из ГРУ. Однако, ниже чёрным по белому в официальной справке из СВР было написано: «Круит Джон-Вильям («Электрик»), 1877 года рождения, голландец, уроженец города Амстердам. Завербован НКВД в 1942 году и направлен через Англию на территорию оккупированной Бельгии».[14]
Итак, Круйт-старший был все-таки не из военной разведки ГРУ, а из политической разведки НКВД! Агент «Электрик»!
Правда, ещё в справке из СВР говорилось, что «с июля 1942 г. сведений в отношении этого иностранца не поступало».[15]
Опять же по пунктам. Во-первых, это – никакая не отписка. Назвав его завербованным иностранцем, в СВР совершенно чётко позиционируют его, как агента-нелегала. Свой-свой был бы назван сотрудником. Это – важное уточнение. Во-вторых, после такого тем более хочется прояснить его судьбу до и после вербовки. А это оказалось – возможным.
 
ПАСТОРЫ И ПАСТЫРИ
Строго говоря, пастор Круйт – отнюдь не единственный священник, оказавшийся в поле зрения ВЧК-ГПУ-НКВД не как жертва репрессий, а как участник спецопераций.
Понятно, что у нас с вами первым делом в памяти всплывает незабвенный пастор Шлаг. Воплотивший его кинообраз актёр Ростислав Плятт говорил в интервью «Литературной газете», что играл «честного немца, одного из тех людей, которые строят сегодняшнюю Германию».[16] Допустим. Но не менее интересно, что режиссёр-постановщик «Семнадцати мгновений весны» Татьяна Лиознова наделила персонажа Плятта чертами священников сразу нескольких ветвей христианства. Например, в 4-й серии фильма Шлаг - в долгополом сюртуке с белым воротничком и брюках. То есть, пастор-протестант. Но в той же серии на обложке следственной папки написано: «Дело на Шлага Фрица католического священника». Похоже, это - не ляп. Похоже, это - сознательное смешение. Почему? Потому что кроме пастора-кальвиниста Круйта у Шлага всё-таки были и другие прообразы.
Один из них – ещё и православный батюшка. Ещё в 1920-е годы с ГПУ сошёлся  епископ Ратмиров, который в годы войны обучил выдавать себя за священников офицеров НКВД Иванова и Михеева, работавшим под его «прикрытием» в оккупированном немцами Калинине – пусть в сегодняшней Твери о нём особенно и не помнят. Но сразу после войны, по приказу Сталина, его наградили золотыми часами и медалью.[17]
Священники-помощники СССР из числа западных христиан? Были и такие. И в Коминтерне, и в собственно разведке. Например, не кто-нибудь, а Судоплатов в числе ещё довоенных агентов-нелегалов называет работавшего в Англии и Франции католического священника-венгра Теодора Мали.[18]
В то же время, в историю вошёл и немецкий священник-протестант Дитрих Бонхоффер, у которого также были обширные связи именно в церковных кругах вне Германии и который с приходом нацистов к власти развернул целую церковную кампанию сопротивления. Впрочем, в отличие от Шлага, пастор Бонхоффер весной 1945 г. не покинул рейх, а будучи обвинённым по делу о покушении на фюрера и пройдя тюрьмы и концлагеря, был повешен.[19] К тому же, он ни дня не проработал на Советский Союз.
В этом смысле пастор Круйт, которому посвящена эта статья, занимает поистине особую нишу. Не лыжник, а парашютист. А если когда-то и пацифист, то ставший, может, и не воинствующим атеистом, но ещё каким боевитым коммунистом.

 
ПАСТОР-КОММУНИСТ
Круйт, Ион Вильям (в Коминтерне к этому добавляли ещё и отчество «Германович»[20]), родился 8 сентября 1877 в Амстердаме.[21] Четвёртый из пяти детей, в 1901 г. он женился на дочери лютеранского пастора. Звали её Катерина и ей предстояло стать не только его женой, но и той, кто иной раз будет идти впереди мужа в плане идейных исканий. Уже на следующий год после женитьбы Круйт записался в Христианскую гимназию в Утрехте. В 1907 г. там же, в Утрехте, он проходит курс теологии и становится священником Голландской Реформисткой (кальвинисткой) церкви.
В том же году в Нидерландах была учреждена Лига Христианских Социалистов (BCS). Политико-философские изыскания этих, как сказали бы сегодня, «прогрессистов», были - своеобразны. С одной стороны, они распевали церковные гимны. С другой стороны, в одну «корзину» сложили такие идеи, как равенство полов и упразднение монархии, минимальный размер оплаты труда и право на отказ от военной службы, а также независимость для голландской Ост-Индии.[22] Иными словами, в лице Круйта и его единомышленников по BCS мы имеем тот занятный тип европейца начала ХХ века, который искал, как ему казалось, социального прогресса, боясь, тем не менее, окончательно порвать с консервативной традицией, каковая уже много столетий наличествовала в церкви.

 

В 1913 г. Круйта отправили служить в город Геннеп в провинции Лимбург.[23] Важная деталь: большинство прихожан там были не кальвинистами, а католиками.[24] То есть, протестантская церковь видела в Круйте того, кто и ряды паствы сплотит, и по возможности станет и миссионером. Как же это напоминает то, чем он будет заниматься потом! Собственно, по иронии судьбы, не церковь ли ковала из Круйта будущего миссионера-коммуниста?! Но уже и в свой церковный период Круйт исходил уже из более широкой повестки.
«Лакмусовой бумажкой» стало отношение супругов к разразившейся вскоре Первой мировой войне. Если Нидерланды оставались прагматически нейтральными, пытаясь вывести свои финансы, торговлю и колонии из-под удара враждующих сторон, то Круйты сдабривали свои антивоенные статьи, скажем так, потусторонними концепциями. Если конкретно, то пастор Круйт увлёкся пацифизмом, «непротивлением злу насилием»  Льва Толстого. А его жена Катерина превозносила уже и… Розу Люксембург.[25] Та как раз в тот период порвала с германскими социал-демократами, поддержавшими в войне своё национальное правительство, и основала группу «Спартак», ставшую фундаментом для создания и германской компартии, и всемирного Коминтерна (вместе с российскими коммунистами).
К концу войны «русская составляющая» тем более чётко прослеживается и в деятельности пастора Круйта: он выступал за лучшие условия содержания в лагере Хардервийк, куда голландские власти интернировали россиян для пресечения большевистской пропаганды. В тот период Круйт сошёлся с Максимом Литвиновым, который тогда представлял интересы большевиков в Европе.[26] В сентября 1920 г. Круйт, как следует из переписки МИ-5 в TNA, был назначен Москвой своим представителем по вопросу о пленных.[27]
В 1918 г. Первая мировая война закончилась для Круйта тем, что он стал ещё и… депутатом голландского парламента.
 
ПАСТОР-ДЕПУТАТ
Факт избрания Круйта в парламент Нидерландов зафиксирован и в его личном деле в Коминтерне.[28] Однако детали его пребывания в голландских депутатах больше известны по западным источникам.
Начнём с того, что те выборы в Нидерландах стали первыми основанными на всеобщем избирательном праве для мужчин и пропорциональной системе. Порог прохождения в парламент для партий составлял всего полпроцента. Именно это позволило создать в нижней палате голландского парламента так называемую «Революционно-социалистическую фракцию». В неё вошли единственный депутат от BCS (Круйт), один парламентарий-социалист и двое депутатов, прошедших от социал-демократической партии. Про последнюю, впрочем, стоит заметить, что значительная часть её «клира» стояла на куда более радикальных позициях, чем просто социал-демократических. В частности, одним из двух её депутатов стал будущий лидер голландских коммунистов Давид Вейнкооп. С ним Круйт немедленно близко сошёлся, (возможно, кстати, сказался тот факт, что Вейнкооп, будучи сыном раввина, мог поддержать разговор о пересечениях марксистского и божественного).
Сейчас трудно сказать, было это следствием разговоров Круйта с Вейнкоопом или общей радикализации тогдашней политической жизни в Европе, но пастор начал стремительный дрейф влево. Он даже стал проталкивать идею о том, чтобы его BCS вошла в Коминтерн. 
Похоже, однопартийцы Круйта оставались всё-таки людьми богобоязненными, и эта его «паства» на переход в Коминтерн не соглашались. Удивляться этому не приходится: из России, где коммунисты приступили к практическому осуществлению своих теорий, как раз стали приходить новости о гонениях на церковь.
Именно сюжет о членстве-нечленстве голландских христианских социалистов в Коммунистическом Интернационале стал одним из первых, зафиксированных в деле, которое на голландца Круйта завели и в… британской службе безопасности.[29] Действительно, ещё с начала 1920-х годов Круйт оказался под лупой МИ-5. Не так давно его личное дело было рассекречено.
Например, в этом деле содержится доклад в Лондон из норвежской Христиании (ныне Осло) о том, что сам Круйт всё-таки предпринял сближение с Коминтерном – пусть и в личном качестве. А именно: зафиксировано, что он направлялся «через Трондхейм в сторону берега Мурмана» (то есть, в Заполярную Россию) с тем, чтобы попасть на II Конгресс Коммунистического Интернационала.[30]
Удивительно, но в справке о Круйте, составленной в самом Коминтерне, его приезд на II Конгресс в Петроград не упоминается (хотя, как мы увидим, в России есть документальное свидетельство его пребывания в тот период в стране как таковой). Зато в документе ИККИ записано, что Круйт «был приглашен в качестве гостя на конгресс 1921 года».[31]
Больше того, по данным, которым оперируют голландские СМИ, пастор побывал и на вообще учредительном сборе «всемирной компартии» в 1919 г.[32] При этом, эта версия сопровождается, как кажется, весьма конкретными, а оттого ещё более убедительными подробностями: что «итальянские делегаты выразили изумление самой постановке вопроса о «христианском социализме», что «Карл Радек высмеял BCS как организацию попов» и что единственными, кто понял политические идеи Круйта» были советский нарком просвещения Анатолий Луначарский, Жюль Эмбер-Дро и Павел Бирюков. В последнем случае речь вообще-то идёт не о коммунисте, а о биографе Льва Толстого. Как и он оказался в орбите Коминтерна? Про это поговорим ещё отдельно. Пока же заметим, что, согласно голландским источникам, на Конгрессе Коминтерна пастор Круйт познакомился ещё и с самим вождём, с Лениным.[33]
С одной стороны, всё сходится. Вот, и приехав в 1942 г. в Англию и общаясь с офицерами SOE, Круйт упоминал своё знакомство с Лениным.[34] С другой стороны, известно, что когда Круйт стал на Конгрессе Коминтерна выяснять для себя вопрос о совместимости идей коммунизма и «толстовства», то сам ли Ленин или Бирюков предложили ему съездить в имение Толстого в Ясной Поляне. В голландских публикациях отмечается, что там его приняла дочь писателя Александра Львовна Толстая, которая уверила его, что большевики не тронули усадьбу. Выходит, что именно после этого разговора пастор убедился в том, что дело Толстого живо и вернулся в Голландию совершенно окрылённым.[35] И вот здесь – нестыковка. И ладно бы только идеологическая.
 
ПАЛОМНИЧЕСТВО В ЯСНУЮ ПОЛЯНУ
Итак, мы имеем дело с отрадным для любого человека желанием посетить усадьбу, где были написаны «Война и мир» и «Анна Каренина». Больше того, мы имеем ситуацию, при которой речь идёт о завидном индивидуальном туре.
Экскурсант – наверное, несколько экзальтированный (и точно идейный) интурист, похоже, ещё больше, чем литературным, интересующийся политико-философским наследием великого русского писателя. Организаторы тура – то ли глава революционного правительства страны-хозяйки (Ленин), то ли биограф Толстого (Бирюков). Принимающая сторона – трепетная хранительница наследия гения в лице его дочери.
Что же смущает?
 
ВЕРСИЯ ПРО 1919 ГОД
По идее, почему бы Круйту было и не посетить Ясную Поляну в 1919 г.? Конечно, музея там ещё не было, но усадьба – стояла. Смущает то, что про возможную поездку Круйта в советскую Россию в 1919 г. голландские исследователи приводят ещё и ту деталь, что пастор-депутат тогда добрался даже до Саратова на Волге.[36] Вроде бы такая конкретика должна только подтверждать корректность рассказа. Но именно что «вроде бы».
Проблема состоит в том, что весной 1919 г. именно через Поволжье на большевиков наступали армии Колчака. Местом его соединения с Деникиным, который наступал с Юга, рассматривался как раз Саратов. В самом Саратове, оказавшемся на критически важном перекрестке, в тот год прошли репрессии против духовенства. Отправка туда и тогда иностранного христианского социалиста-пастора, которого ещё только предстояло убедить в совместимости коммунизма и «толстовства», представляется всё-таки весьма сомнительной.
Перейдём поэтому на вариант с паломничеством Круйта в Ясную Поляну со II Конгресса Коминтерна в 1920 г. Напомним: именно в тот год на пересадке в Норвегии пастора-депутата засекли в МИ-5. Может, знакомство Круйта с Лениным и поездка в усадьбу Толстого пришлась всё-таки на тот год?
 
По ссылке на полную статью
Ссылка
  • +0.20 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!