Выбор России: текущая политическая ситуация
30,014,249 121,469
 

  Алёша Попович ( Профессионал )
12 ноя 2018 22:32:33

Рособрнадзор: Половина учителей не справились с работой по математике

новая дискуссия Новость  244




Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела предварительные итоги исследования компетенций, в котором участвовали 22 тысячи педагогов из 67 регионов России.



Результаты оказались неожиданными: почти половина учителей математики не справились с работой по математике. С русским языком все несколько лучше: неудовлетворительный результат показали около четверти сдающих.

- Лучше объективная оценка, чем высокая и оторванная от реальности, - комментирует глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. - Во время подготовки кадров Министерству просвещения и Рособрнадзору необходимо спокойно анализировать результаты исследования, помогать учителю. Нужно сделать соответствующие выводы для системы педагогического образования и повышения квалификации, чтобы наша система подготовки педагогических кадров была одной из лучших в мире.
Предварительные итоги исследования Сергей Кравцов подвел в ходе общественно-профессионального обсуждения новой модели аттестации учителей. Она будет основана на единых федеральных оценочных материалах (ЕФОМ). Для обычного "уха" эта аббревиатура пока еще звучит странно. Но через пару лет она станет такой же привычной, как и ЕГЭ.

Что такое ЕФОМ? В них входят задания не только на знание своего предмета, но и умение решать методические задачи, оценивать работы учащихся. И не только...
22 тысячи педагогов-участников исследования этого года, выполняли работы по нескольким предметным областям. По результатам апробации ЕФОМ с работами по "математике и информатике", "основам духовно-нравственной культуры народов России" не справились почти половина участников исследования.

По истории, экономике, "России в мире", русскому языку и литературе получили "неудовлетворительно" почти четверть учителей. Наиболее успешно педагоги справились с "обществознанием" и "правом". А самый высокий уровень подготовки показали преподаватели родного языка и родной литературы.
Важно: исследование было деперсонифицрованным - то есть его результаты никак не повлияют на работу участников исследования и школ. (Никаких увольнений быть не должно). После выполнения заданий учителя оставляли свои мнения о том, как проходила апробация, что они думают о содержании работы.
- До 2020 года перед Рособрнадзором стоит задача разработать единые федеральные оценочные материалы по всем школьным предметам, - сообщают в ведомстве. - Результаты исследования будут учитывать условия работы педагогов: тип школы, населенного пункта, стаж и возраст учителя.

https://rg.ru/2018/1…um=desktop
  • +1.07 / 16
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Удаленный пользователь
16 ноя 2018 10:21:29
Сообщение удалено
Серьга
28 сен 2019 10:10:49
Отредактировано: Серьга - 28 сен 2019 10:10:49

  • +0.34
 
 
  eklmn ( Слушатель )
16 ноя 2018 14:24:48

«Опять откладываю длинный пост на историческую тему. Ну да ладно. Про учителей, короче.
    Как я уже когда-то писал, учителя это одна из священных коров общества. Действительно, функция их крайне важна для общества, а цена ошибки может быть колоссальной. Но важна именно функция, а не учитель как таковой. Более того, неважно даже выполнение этой функции конкретным учителем, а только всей системой образования в целом. В общественном же сознании, все замыкается на личности учителя, окруженной ореолом святости (*).
    Рассмотрим, откуда возникло такое отношение. До исторического материализма, число людей со среднем и высшим образованием едва превышало один процент. Понятно, что существовал большая диспропорция в распределении образованных людей между городом и селом, но в любом случае учителем способен был быть далеко не каждый встречный. Думаю, не сильно погрешу против истины, если скажу, что учительское сословие принадлежало к лучшим 10% людей империи. Пусть не элита, но как минимум лучшие представители общества (*). Вопрос о том, что учитель стоит тех денег, что ему платят, даже не возникал - уйди тогдашний учитель "на вольные хлеба" ему была гарантирована должность всяко выше рядового клерка. Но эти люди выбирали чуть меньшие деньги в обмен на высокий социальный статус и определенные академически свободы. С тех пор пролетели сто лет. Общество от массовой неграмотности пришло к почти поголовному высшему образованию. Но требования к учителю за это время почти не изменились. Педучилища переименовали в пединституты, а потом и в университеты, дали чуть-чуть азов психологии и пресловутой высшей математики. Но общий уровень остался неизменный. С этим можно было бы мириться, в конечном счете для обучения школьников и этого достаточно. Но такая стагнация, а на самом деле падение относительного уровня образования учителей, привела к тому, что в профессию стали попадать отнюдь не интеллектуальная элита. Ухудшился человеческий материал.(*) Если оценить, где сейчас в обществе находится человек, целенаправленно подготовленный на учителя, то он окажется чуть выше нижней четверти, заметно не дотягивая до среднего уровня. О каком учительском авторитете можно говорить, если культурный, образовательный и бытовой уровень в семьях его учеников выше?(*) Никого давно не удивляет, что учитель-предметник плавает в объеме школьного курса и уступает в знаниях ученикам. Сколько активно практикующих учителей в состоянии сдать ЕГЭ на уровень, необходимый для получения аттестата зрелости, уровень, ниже которого человек предполагается способным только к черной работе? Не по своему предмету, а по всему комплексу, подразумеваемому средним образованием.
    На практике все не так уж плохо. Помимо специально обученных людей, школы комплектуются и учителями со стороны, приходящих в эту отрасль в качестве дауншифтинга. Интересно, что среди всех учителей, которых я знал, все, кто хоть что-то из себя представлял (*), никогда не обучались на учителя. Это приводит к парадоксальной ситуации. Прфессиональный учитель, получающий весьма скромные, по меркам окружающих деньги, не способен заработать сильно больше и вне школы, по крайней мере без перехода на более грязную/тяжелую работу. При этом в глазах общества, а главное, в своих собственных, он остается весьма значительной фигурой, Учителем с большой буквы. Но за этим громким и вызывающим трепет названием уже давно не скрывается чего-то большего. Учитель русского языка не может работать корректором или журналистом, учитель иностранного не может переводить художественные произведения с нескольких языков, учитель рисования не имеет ни малейшего представления о дизайне. Естественно, что для них закрыты возможности подработок, естественно, что они не могут самостоятельно повышать свой профессиональный уровень или освоить новую специальность (*) - в большинстве своем там просто нечего повышать. Обычно после этого следует возражение, что учитель это в первую очередь не механическая машина обучения, а педагог, социализирующий учеников и дающий им ту общую культуру, которую не измерить грубыми мерками здравого смысла. Это было бы прекрасно, и миссию учителей можно было бы считать, несмотря на отдельные недостатки, выполненной, если бы не упрямые факты: Учителя не являются в нашем обществе носителями культуры, их уровень не превышает среднего по обществу, в лучшем случае мы имеем успешную имитацию внешних приличий. А результат, в виде зассаных подъездов, окурков и повсеместного мелкого воровства можем наблюдать вокруг себя.
    Проблема в том, что эти тенденции наметились не сегодня и не вчера. Лет им куда больше чем перестройке и развалу СССР. В конечном счете, наибольшие претензии в бескультурье и нравственной деградации предъявляются поколению, которое учили педагоги, подготовленные не позднее начала 70-х. Это ставит под сомнение основную, якобы, причину деградации школьного образования - низкий уровень оплаты. Кризис вызревал долго, последствия же стали заметными в силу общей дезорганизации общества. Раньше, оно худо-бедно выправляло огрехи при помощи других механизмов. Причина, на мой взгляд, в самом построении нашей системы образования. Как любая саморегулирующаяся система, она стремится оградить себя от воздействий из вне, ограничиваясь только получением "энергии". Это общее свойство общественных структур, ничего странного в этом нет. Вопрос в том, что если общество не хочет, что бы такая структура перешла на исключительное обслуживание собственных интересов, оно должно путем этих внешних воздействий заставлять ее выполнять нужные функции. И тут опять выплывает магия титула Учитель. Так трудно не поверить, что виноват не учитель, а врожденная лень, плохая среда, невнимательные родители. Да и подправить, за нерадивым учителем, всегда можно своими силами. Даже уж на что силен корпоративный дух в медицине, но и там, врача, раз за разом калечащего пациента, найдут управу. Образование от такого вмешательства было защищено. Структура укреплялась, делая ставку на "своих", которых сама взращивала, привязывала к себе, защищала от "чужих". Система создавал требования для учителей, структуры коллективов и правила взаимоотношений внутри них. Она на протяжении десятилетий снижала планку в отношении персонала - чем она ниже, тем люди сильнее привязаны к ней, менее склонны к бунту.
    Некоторые механизмы складывания с себя ответственности были тоньше. За воспитание школьника и общий его моральный облик формально отвечает учитель. Но ведь есть такие замечательные структуры как пионерия и комсомол. Совершенно даром они готовы взять на себя вопросы наблюдения и контроля, а то и воспитания учеников. Достаточно только загнать в эти организации всех поголовно (*) Правда, неохваченными остались наиболее неблагополучные дети. Но тут у нас есть участковый и детская комната милиции. Чуть-чуть бумажной возни, и за результат отвечают другие люди. Формально учитель, разумеется, остается связующим этой системы, но реальная работа сосредотачивается в других структурах. Процесс этот был небыстрым и в чем-то даже положительным. Но стоило обществу покачнуться и сократить общественную помощь школе, как выяснилось, что учителя не только не готовы выполнять свои прямые обязанности, а прямо от этого отказываются. Халява стала восприниматься как право.
Если посмотреть на нормативные акты, то есть то, чем с формальной точки зрения договор между обществом и системой образования, мы увидим прекрасную, стройную картину, услаждающую взор. Предусмотрены выплаты за все неочевидные виды работ, учителю предоставлена разумная свобода, поощряется творчество и профессиональный рост. Более того, среднестатистический учитель выглядит эдаким интеллектуальным гигантом. На практике же, система пожрала и переварила все эти здравые начинания. Осталось лишь то, что подлежит формальному контролю, остальное превратилось в сеньориальные привелегии(*). Причем механизм этот настолько укоренился в головах, что никому даже в голову не приходит, что строго формально, учителя "продают" некоторые действия несколько раз. Отсюда, кстати, и частый конфликт - учителя размахивая нормативными документами, восклицают "Разве можно за ЭТО платить столько?". Любой разумный человек, посмотрев, о чем идет речь и увидев сумму, мгновенно с ними соглашается. Но дело-то в том, что "ЭТО" за эти деньги учителя даже и не пытаются делать.
Отсюда происходит мое резкое неприятия призывов платить учителям принципиально большие деньги. Если дать немного, на уровне того, сколько должны получать люди такой квалификации (*) за весь предполагаемый объем работ, то изменений не произойдет вообще. В глазах учителей, зарплата, это привилегия за высокий статус, никак не связанная с реальными функциями. В конце концов, если люди десятилетиями, вне зависимости от размера зарплаты, игнорировали эти некоторые обязанности, почему они должны начать их выполнять? Любая сумма окажется недостаточно хороша для паладинов светильника знаний.
    Не менее утопичен и другой путь, платить учителям столько, что бы сделать работу в школе привлекательной для лучших людей в обществе. Их туда просто не пустят. Придумают иезуитские требования, хитрые аттестации, будут просто подставлять, но не пустят. Потому что вы сначала поманите людей деньгами, которые они никогда, ни при каких обстоятельствах не способны будут заработать, а потом выпустите на поле соперника. Система будет стоять насмерть.
    Есть ли выход? На мой взгляд есть. Даже три. Один революционно-большевистский, связанный с силовым разгоном существующей системы, полной независимой переаттестацией всех учителей (*) и введения жесткой системы администрирования и контроля выполнения должностных обязанностей. Упразднение большинства академических вольностей. Оплата труда, при этом, может быть как угодно высока. Правда, для его выполнения потребуются комисары в пыльных шлемах, а эффект будет временный - все равно придется строить саморегулирующуюся систему. Другой буржуазно-эволюционный. Постепенно вытравливать практику узаконенных злоупотреблений из системы образования, делая ее (по крайней мере на уровне школы) максимально прозрачной. Одновременно формировать альтернативную, коммерческую систему образования, с высококлассными учителями. По мере роста управляемости в первой системе и накопления людей и методик во второй, начать их сращивание. Ну и наконец, наиболее вероятный путь - к нам прилетят марсиане!»

---------------------
(*) Надо сказать, что сами учителя тщательно культивируют такое отношение. С одной стороны, это одна из компонент компенсации их труда, с другой, как и всякий шаман они должны делать загадочный вид, иначе окружающие догадаются, что вся их мудрость ограничивается пусканием цветных дымов.
(*) Тут тоже есть тонкость. У нас часто рисуют образ дореволюционного учителя оглядываясь на элиту тогдашней системы образования, учителей, имевших университетский диплом, хороший классный чин и приличный достаток. Но уже тогда провинциальный учитель сплошь и рядом представлял из себя личность малопочтенную и не пользующуюся в глазах окружающих никаким авторитетом.
(*) Чтение Павича/Коэльо/Донцовой не является показателем ни образованности, ни интеллектуального уровня.
(*) Характерным примером тут является освоение компьютера. На данный момент он стал такой же неотъемлемой частью быта как книги или телевизор. Учителя в массе своей владеют им хуже чем среднестатистический обыватель.
(*) Речь идет о последних 30 годах. Мне трудно судить об учителях, получавших профильное образование в 40-х годах - я не видел их в деле, только личное общение, но складывается ощущение, что разница с последующими поколениями таки есть.
(*) По итогам одного обсуждения, где меня пытались убедить, что нагрузка учителя такова, что ни а каком саморазвитии речи быть не может, а буде он освоит новую специальность его никто не возьмет на работу.
(*) Вроде наследственного поместья, за обязанность приветствовать короля салютом мечом, если он соизволит проехать по некоему мосту. Как и во все времена, подобные привилегии распределяются по весьма замысловатым принципам.
(*) А еще можно извлечь дополнительный доход, совмещая кой-какие функции в этих организациях.
(*) Это не сильно больше, по сравнению с тем, сколько они получают, надо сказать. Специфические навыки общения с людьми, на которые претендуют учителя, сейчас являются нормой для людей, работающих в сфере обслуживания.
(*) Не способных сдать на аттестат зрелости водить на веревке с плакатом "Я n-лет воровал(а) ваше будущее". Провалившим экзамен по своему предмету - лишать пенсии и гражданских прав.
 

(c) mutoids.livejournal.com
  • +0.34 / 8
  • АУ