Обсуждение космических программ
9,144,995 41,212
 

  normalized_ ( Слушатель )
14 ноя 2018 16:02:53

"Роскосмос" планирует улучшить "Протон"

новая дискуссия Новость  256

"Роскосмос" планирует улучшить характеристики тяжелых ракет "Протон-М" благодаря охлаждению топлива, говорится в документации, размещенной на сайте госзакупок.

Согласно документу, подписанному в декабре 2017 года, но только сегодня опубликованному на сайте госзакупок, работы должны быть завершены к 10 декабря 2018 года.

Документом поручается обеспечить "термостатирование компонентов ракетного топлива на стартовом комплексе 8П882К-4Ф (пусковая установка №39) до температуры ниже плюс трех градусов Цельсия, что обеспечит возможность улучшения энерго-массовых характеристик ракет-носителей типа "Протон".

Ракеты "Протон" используют в качестве горючего гептил (температура кипения 0 градусов), а окислителя — тетраксид азота (температура кипения плюс 21 градус).
РИА

"Роскосмос" устранит фактор, приведший к аварии "Протона" семь лет назад

"Роскосмос" решил строже контролировать, чтобы топливо в разгонные блоки ДМ-03 заливалось четко по нормам: семь лет назад из-за перелива потерпела аварию ракета "Протон" с тремя спутниками "Глонасс-М", следует из документации на сайте госзакупок.

Разгонный блок ДМ-03 использовался для запусков дважды и оба раза аварийно. 10 декабря 2010 года в ДМ-03 при заправке было залито жидкого кислорода на 1,5 тоны больше, чем нужно. В результате потяжелевший "Протон" не долетел до орбиты, и три навигационных спутника "Глонасс-М" упали в океан.

Второго июля 2013 года опять же при запуске трех спутников "Глонасс-М" на 17-й секунде полета ракеты "Протон" из-за преждевременного выключения двигателей произошла авария из-за преждевременного выключения двигателей, блок ДМ-03 не успел даже приступить к работе.

Цитата"Выполнение работ по стартовому комплексу типа "Протон" должно обеспечить: […] пуски ракет-носителей типа "Протон" с разгонными блоками 11С861-03 [ДМ-03], а также возможность записи протоколов контроля уровня заправки разгонного блока 11С861-03 кислородом на стартовом комплексе и самодиагностики системы измерения уровня заправки", — говорится в документации.



Работы должны быть завершены до 10 декабря этого года. Документ датирован еще декабрем 2017-го, однако опубликован на сайте госзакупок лишь сегодня.
Ближайший пуск ракеты "Протон" с разгонным блоком ДМ-03 запланирован на март-апрель 2019 года с космическим телескопом "Спектр-РГ".
РИА

P.S.

НАлЕ,  по поводу термостатирования интересно Ваше оценочное мнение.
В качестве, так сказать, разминки памяти Рефата Фазыловича.
- Всего до +3 градусов (снижать намного меньше, как у Falcon, не поддержит конструкция?). Насколько это эффективно? Только для летнего запуска?
- получается, что летом нужны какие то ресурсы для охлаждения?
- Не понятно насколько это дает выигрыш по а) стартовой массе б) по максимальной массе полезной нагрузке.
  • +0.08 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
14 ноя 2018 18:40:49

Мы же не знаем, какая температура сейчас? ИМХО, 150С.
Если это так, то 120 - это уже серьезно.
Ниже просто упираемся в нулевую температуру, возможно, что нутрянка не работает при нуле.
Сколько там на старте Протон в заправленном виде может стоять зимой и летом ?
С Фэлконом тут вообще нельзя сравнивать, так там жидкий кислород, днища изолированы и ракета в целом разработана с учетом работы с криогенными "емкостями" в своем составе. Да и насколько они снизили?

Конечно, эффективно, плотность увеличивается больше топлива можно заливать, энергетика повысится.

И зимой тоже.Это же температура заправки (извиняюсь, за столь вольный термин), а не среднемассовая температура компонентов на момент старта.

Это темпертура в наземных хранилищах, грубо говоря, температура с которой компоненты подаются на борт ракеты. Далее, разумеется, идет прогрев (летом) или охлаждение(зимой), это все считается, контролируется СКТ (система контроля температур), данные вводятся в СКЗ (система контроля заправки) ...
Естественно, что если заправляем с мЕньшей температурой, то и на момент старта получим тоже меньшую при одинаковых внешних условиях среды, а значит можно гарантированно залить какое-то дополнительное количество топлива.

Стартовая масса увеличится, Вы же больше топлива заливаете, а вот вес ПГ разумеется увеличится.
Насколько?
Это надо выпускать проектные материалы в объеме эскизного проекта, причем не только на доработку ракеты, а всего комплекса.
Я в одиночку такое не осилю.Строит глазки
  • +0.21 / 12
  • АУ