Часть 2
Со строительством БелАЭС обнаружилось, что немалая часть населения с трудом понимает, что атомная станция. Одно дело, когда бабульки с окрестных хуторов рассуждают, показывая на градирни, что "в этих трубах будет дымить реактор", а другое дело - когда администрация БелАЭС во время пресс-тура ведёт группу журналистов не последних СМИ к градирне, показывает журналистам её устройство, и терпеливо отвечает на вопросы, разъясняя, почему из градирен не будет выделяться радиация.
Внутри градирни БелАЭС
Вопрос сбытаЕщё на стадии начала строительства БелАЭС возник вопрос об её избыточной для Белоруссии мощности, и как следствие - вопрос сбыта электричества. Предполагается, что с запуском БелАЭС в Беларуси начнутся масштабные работы по модернизации существующих ТЭЦ.
На большинстве ТЭЦ установлено оборудование 1970-1980-ых годов. Его предполагается заменить на современное, на котором в течение суток можно без проблем изменять мощность. Делается это с расчётом, что БелАЭС будет выдавать постоянное количество энергии, а в пиковые суточные или сезонные нагрузки будет повышаться отдача реконструированных ТЭЦ.
Решение строить БелАЭС принималось в 2006-2007 годах. Тогда было сложно предположить, что строительство Балтийской АЭС в Калининграде остановится, было сложно предположить, что на Украине из-за изменения политической обстановки появится дефицит энергоносителей. Когда принимали решение о строительстве в Белоруссии АЭС, сложно было представить, насколько популярными станут электромобили электромобили - "Тесла" появилась в продаже в 2012 году. А сегодня в Минске на нескольких городских маршрутах эксплуатируются электробусы белорусского производства на суперконденсаторах.
Сейчас в районе Островца, как и везде у границы с Литвой, на ближайших автозаправках можно видеть множество автомобилей с литовскими номерами - бензин и дизтопливо в Беларуси намного дешевле, чем в Литве. Возможно, в недалёком будущем на этих же заправках будем видеть литовские электромобили.
Ещё в 2016 году начальник управления жилищной политики министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Александр Горвал объявил, что к 2018 году должны быть подготовлены соответствующие проекты домов, в которых будет на электричестве не только приготовление пищи и освещение: "Будет увеличиваться объём электроэнергии после ввода атомной станции в Беларуси, и поэтому сейчас ведётся работа по подготовке проектов жилых домов с расширением использования электрической энергии на отопление и подогрев воды".
Корпусная историяРовное движение в строительстве БелАЭС за 10 лет было нарушено двумя инцидентами с транспортировкой корпусов реакторов и тремя трагическими несчастными случаями. Из наиболее значимых инцидентов на стройке - это случившееся с корпусами реактора первого энергоблока.
Первый корпус реактора первого энергоблока уронили с высоты нескольких метров при перемещении от места хранения к месту последующей раскантовки и установки в проектное положение. Несмотря на отсутствие повреждений, было решено его заменить по причине "нарушения правил транспортировки".
С транспортировкой второго корпуса также произошёл инцидент - на небольшой железнодорожной станции Славное между Оршей и Борисовом (дорога Москва-Минск) транспортируемый спецпоездом корпус реактора задел бетонную опору железнодорожной контактной сети. Любители сенсаций поспешили расписать происшедшее примерно так: "Реактор врезался в столб". Белорусские государственные СМИ поясняли, что поезд только слегка задел корпусом реактора опору. При этом почему-то никто из журналистов не посчитал нужным оперативно съездить и посмотреть место происшествия.
Автору статьи удалось побывать на месте инцидента через полгода после встречи корпуса реактора и столба. Среди потемневших от поднимаемой поездами пыли бетонных опор знаменитый столб выделяется светлыми полосами.
В корпусе реактора самые широкие места - это кожух, прикрывающий выступающий опорный бурт и выступающие патрубки. Особенно опасно, если патрубки ударятся о столб. Зная расположение выступающих частей корпуса реактора и сопоставив их со светлыми следами на бетоне опоры, можно уверенно утверждать - касания кожухом были. Именно касания, а не удар - по совсем неглубоким следам на бетоне видно, что не хватило долей миллиметра, чтобы инцидента не произошло. К тому же скорость прохождения поезда станции была минимальной. По прибытии корпуса реактора на БелАЭС было установлено отсутствие повреждений.
Люди на площадкеСейчас работает на БелАЭС примерно 6000 человек. Много россиян и украинцев. Если посмотреть на номера автомобилей на стоянках около стройплощадки - Россия представлена многими регионами, в том числе и теми, где имеются объекты российской атомной промышленности: Омск, Смоленск, Воронеж, Ростов, Новгород, Волгоград, Ленинградская обл, Башкирия, Иваново, Краснодар.
Автомобили с украинскими номерами составляют примерно 10% от числа российских. Учитывая реалии, непривычно видеть рядом автомобили с номерами Ивано-Франковска и Донецка, стоящие в окружении авто с российскими номерами. Во избежание конфликтов, на БелАЭС считается неприличным обсуждать тему Донбасса и украино-российских отношений.
Белорусские рабочие представлены строительными организациями из разных регионов Белоруссии. Привыкшим строить в своих райцентрах стандартные панельные пятиэтажки или коровники, этим рабочим сложно привыкать к условиям работы на БелАЭС. На БелАЭС за порядком следит собственная служба безопасности. За время строительства было три несчастных случая с гибелью людей. Все несчастные случаи связаны с нарушением пострадавшими техники личной безопасности. После каждого случая происходило ужесточение работы службы безопасности. Сейчас служба безопасности очень редко делает предупреждения - за нарушение существующих правил нарушитель тут же удаляется со стройплощадки и лишается дальнейшего доступа туда.
Максимум на что может рассчитывать провинившийся, оставаясь в Островце, это устроиться работать в другом месте, не связанном с допуском на стройплощадку БелАЭС - к примеру, строить жильё или дороги. Нарушения - в основном это попытка пронести запрещённый сотовый телефон, ненадетая каска и бич строителей всех времён и народов, а именно, состояние алкогольного опьянения.
Известен случай, как прибыла работать на БелАЭС бригада строителей численностью около 10 человек. По привычке они вечером хорошо отметили приезд в Островец так, что утром, с явным запахом перегара, поехали на работу. В итоге на проходной у всей бригады отобрали пропуска на стройплощадку. Такие условия порождают текучку кадров и слухи о "творящемся беспределе".
В настоящее время набран и подготовлен персонал для первого энергоблока. В учебно-тренировочном центре на полномасштабном тренажёре продолжаются тренировки персонала. Идёт набор персонала и его подготовка для второго энергоблока. Также проходят тренировки персонала на оборудовании распределения энергии.
Учебно-тренировочный центр
Проценты и срокиСейчас готовность по первому энергоблоку - 98%. По зданиям блока - 100%. Продолжается монтаж основного оборудования - трансформаторное оборудование в основном фирмы "Сименс". Начаты работы по благоустройству территории.