АВИАЦИЯ и иные...
13,085,772 33,431
 

  Внимательный ( Слушатель )
21 ноя 2018 13:31:00

Ми-28 против AH-64 «Апач». Догоняющий всегда отстает?

новая дискуссия Статья  88

Вертолеты в вооруженной борьбе. От начала до «венца эволюции»
 
Многим профессиональным авиаторам часто приходится слышать вопрос от людей, интересующихся авиацией: «Какой самолет (вертолет) самый лучший?» — и попробуй ответить!
 
Можно отшутиться, отвечая, что самый лучший самолет в мире — на фото в хорошем авиационном иллюстрированном журнале. Но для серьезного ответа, естественно, летательные аппараты (ЛА) необходимо сравнить. Занятие это доступное, но неблагодарное. Подтверждением чего может служить такой эпизод.
 
В феврале 1954 года на базе ВВС США Кадена, Окинава, один из самых известных американских летчиков Чак Егер (Сhack Yeager) испытывал МиГ-15, угнанный северокорейским пилотом Ким Сок Хо за 100 тысяч долларов. В процессе испытаний произошел забавный инцидент между ним и двумя летчиками истребителя F-86 «Сейбр», использовавшегося в качестве самолета сопровождения. Один из летчиков спросил Чака, почему не проведен воздушный бой между МиГом и F-86? На что получил ответ, что результат боя в большей степени зависит от пилота, чем от характеристик самолета. Подполковник имел смелость не согласиться. Тогда Чак предложил ему пилотировать Миг в поединке с «Сейбром». Тот согласился. После взлета Егер легко зашел МиГу в «хвост» и не отпустил его до посадки, после которой летчики поменялись самолетами. Все повторилось, Чак на МиГе немилосердно «полировал хвост» F-86. На разборе полетов подполковник выглядел очень сконфуженным. «Я никогда не думал, что так много зависит от летчика», — сказал он. Егер с улыбкой ответил: «Более опытный пилот всегда начистит вам хвост независимо от того, на чем вы летаете, — это же так просто».
 
При прочих равных условиях, в реальном бою многое решает случай и не столько заложенные в военную технику характеристики, сколько умелое ее применение.
 
Существуют различные мнения о том, какой вертолет лучше — российский Ми-28 или американский AH-64. Их сравнение, на наш взгляд, необходимо проводить с учетом того, что в 2014 году исполнилось 70 лет применению вертолетов в вооруженной борьбе и что оба вертолета к настоящему времени являются венцом эволюции серийно производящихся боевых вертолетов второго поколения, каждый в своей стране.

Второй лейтенант ВВС Армии США Картер Харман (крайний слева) и его YR-4B в Бирме


Исходя из того, что между первыми полетами прототипов этих машин прошло 7 лет, также при сравнении необходимо учитывать исторические события и множество других факторов. Ну, а какой вертолет лучше или хуже, «потому, что…» или «несмотря на то, что…», судить вам.
 

Первый боевой опыт
 
К 1944 году ведущую роль в мировом вертолетостроении заняли США. Проведение войсковых испытаний вертолетов Сикорского YR-4A*, при ведении боевых действий в Бирме, положило начало применению вертолетов в вооруженной борьбе в качестве санитарных, связных, разведывательных машин и корректировщиков артиллерийского огня. Военные имели о них невысокое мнение. Один генерал в 1948 году охарактеризовал полет вертолета, как попытку поднять самого себя за шнурки ботинок, и заявил, что как летательный аппарат он никуда не годится.
 
Основными аргументами «против» были: большой расход топлива, трудности технического обслуживания, более сложное пилотирование и более низкая надежность относительно самолетов, а также предполагаемая высокая уязвимость от средств ПВО.
 
Корея
 
Однако действия вертолетов в Корее показали их значительную, а часто и решающую роль в тактических воздушных перевозках и снабжении войск, при низком уровне потерь. За первый год войны был потерян только один вертолет, несмотря на интенсивные обстрелы. Но даже это не изменило отношение большинства генералов к вертолетам. И только командование Морской пехоты США, на долю которой легла основная тяжесть боев в Корее, говорило об острой потребности в вертолетах, как десантно-штурмовых, так и транспортных. Начальник штаба Морской пехоты генерал Л. Шеферд заявлял: «Вертолет в Корее встречает исключительно благожелательное отношение... Мы не должны жалеть усилий, чтобы получить на фронт как можно больше вертолетов… предоставляя им приоритет в отношении * Y – Prototype — опытный образец. Прототип ЛА, построенный в ограниченном количестве для разработки потенциальных возможностей конструкции. любого другого оружия…». Благодаря морпехам скептики из других видов ВС превратились в самых ярых сторонников вертолетов. Бригадный генерал К. Джером в докладе командованию 12 сентября 1950 года требовал: «... вертолеты, больше вертолетов, как можно больше вертолетов в Корею». Очередной импульс вертолетная война получила в августе 1951 года после применения вертолета Н-19, который мог перевозить до 10 человек, имел высокую надежность и эффективность. Благодаря ему был сделан вывод о возможности с помощью вертолетов изменить весь ход боевых наземных операций. Термин «десантно-штурмовой вертолет» более точно характеризовал применение вертолетов морской пехотой для высадка тактических десантов непосредственно на поле боя. Для придания вертолетам штурмовых функций их начали оснащать пулеметами и неуправляемыми авиационными ракетами (НАР). А пару легких Н-13 оснастили даже безоткатными орудиями в опытных целях. Летом 1952 года вертолеты НRS-1 (H-19D), оснащенные НАР, приняли участие в непосредственной огневой поддержке войск.
 
Азиатский транзит корея–вьетнам
 
Эстафету у американцев приняли французы, которые внесли свой вклад в развитие вооруженных вертолетов. В Алжирской войне (1954–1962 годов) они установили на купленные у США транспортные вертолеты Н-21 два пулемета по бортам и 36 НАР калибром 68 мм. В дальнейшем 68-мм ракеты заменили 37-мм, увеличив их количество до 72. Несколько Н-21 вооружили 20-мм автоматическими пушками. Своеобразное применение держателям подвесных топливных баков (ПТБ) нашел командир эскадрильи 31F ВМС Франции лейтенант И. Бэбот. Он подвесил на них пять 250-фунтовых авиабомб, а в кабине смонтировал бомбардировочный прицел, превратив вертолет в бомбардировщик. К январю 1958 года огнем с земли было сбито четыре Н-21. Стал вопрос о бронировании и протектировании топливных баков (ТБ). Бронирование сочли нецелесообразным по причине снижения массы полезной нагрузки, но протектированные ТБ установили, а летчики получили бронежилеты. В результате минимальные потери — один сбитый на 9 250 ч налета.
 
В 1959 году в Алжир прибыли новые транспортные вертолеты Н-34. В их дверном проеме стали устанавливать подвижный крупнокалиберный пулемет или 20-мм пушку, а на боковых кронштейнах — шесть 127-мм ракет.

В проемах французского Н-34 установлен 12,7-мм пулемет «Браунинг» и 20-мм пушка MG-151


В 1958–1959 годах впервые с вертолета были применены противотанковые управляемые ракеты (ПТУР). На Н-34 устанавливались по две тяжелые ПТУР SS-10, а на «Аллуэт II» — по две более легкие SS-11. Испытания показали их достаточную эффективность.

Легкий Н-13 с пулеметами и НАР


Исследовав опыт боевых действий в Индокитае и Африке, в США сделали вывод о необходимости создания вооруженных вертолетов для эскортирования многоцелевых и транспортных, а также непосредственной поддержки наземных войск.
 
За основу были приняты французские наработки. Так, Н-13 получил по образцу «Аллуэт II» пулеметы, легкие НАР и ПТУР SS-10, а на одном из Н-21, под фюзеляжем в носовой части, установили пулеметную турель для отработки приемов непосредственной авиационной поддержки.
 
В 1958 году самый мощный комплект вооружения получили вертолеты JH-34A* * на которые установили четыре ПТУР SS-10, сорок 70-мм НАР, две 20-мм пушки, три крупнокалиберных и шесть обычных пулеметов.
 
Так появились боевые вооруженные вертолеты первого поколения, т. е. довооруженные в процессе эксплуатации серийные образцы, такие как Н-13,21,25, 34.

Вертолет Н-19 на испытаниях в момент отстрела НАР


По оценкам Армии США, эскортирующие вертолеты должны были иметь лучшую маневренность и на 40 % большую скорость, чем их транспортные собратья. Достижение таких характеристик требовало перехода на газотурбинные двигатели, что считается отличительной чертой вертолетов второго поколения. При их разработке учли высказанное в годы корейской войны пожелание по созданию машин, оптимизированных под перевозку штатных армейских подразделений: отделения, взвода или боевой группы морской пехоты. Кроме того, уже в 1960 году армия пожелала иметь специализированный скоростной боевой вертолет, вооруженный управляемым пулеметом на турели и ракетами.
 
«Ирокез» — Прародитель Первого в мире специализированного вертолета-штурмовика
 
Во исполнение пожеланий, высказанных по результатам Кореи, Армией США был объявлен конкурс на многоцелевой вертолет с газотурбинным двигателем (ГТД), оптимизированный под перевозку армейского отделения. Требования предусматривали возможность его вооружения ракетами и пулеметами. В 1955 году была выбрана 204 модель фирмы Белл (Bell Helicopter Company), ставшая впоследствии прародителем первого в мире специализированного вертолета-штурмовика. Прототип знаменитого «Хью» — ХН-40 совершил полет 20 октября 1956 года и получил обозначение HU-1 (с 1962 года — UH-1) и официальное наименование «Ирокез» («Iroquois»).
 
Во Вьетнаме, 22 декабря 1961 года, огнем стрелкового оружия был сбит один из 30 транспортных вертолетов СН-21, обеспечивавших вьетнамцев. Еще два вертолета были сбиты 30 сентября 1962 года. Вертолеты, вооруженные единственным 7,62-мм пулеметом, которого явно не хватало для подавления зенитного огня, нуждались в эскорте хорошо вооруженных более маневренных собратьев. Для этих целей тринадцать UH-1A вооружили двумя 7,62-мм пулеметами и шестнадцатью НАР калибра 70 мм и отправили во Вьетнам.
 
Дальше — больше: многочисленные модификации «Ирокеза» получили различное вооружение. Конструкторы предусмотрели небольшие пилоны, размещенные в нижней части фюзеляжа, для подвески блоков НАР или контейнеров с 7,62-мм пулеметами, в проеме сдвижной боковой двери устанавливалась пулеметная турель.
 
Вариант UH-1С, для КМП, оснащался носовой турелью ТАТ-101 с двумя 7,62-мм пулеметами М-60.
 
С ноября 1963 года в войска стал поступать UH-1Е, вооруженный уже 4 х М60 и блоками ХМ-157 с семью НАР каждый. Появились модификации, оптимизированные для использования в темное время суток, и вертолеты с автоматическим 40-мм гранатометом ХМ-5, а также вариант с двумя блоками по 24 НАР калибра 70 мм.

Легкий Н-13 с ПТУР SS-10


Проводились опыты по применению с UH-1 ПТУР SS-11. Если на французский вертолет «Аллуэт II» устанавливали две ПТУР, то на UH-1 таких ракет устанавливали по три с каждого борта.
 
Некоторые UH-1С получили 40-мм автоматический гранатомет «Thumper», другие — систему М21, включавшую 7,62-мм пулемет « Миниган» (Minigun) и блоки НАР ХМ-158.
 
Вертолет UH-1C стал основным для задач огневой поддержки. При этом проявились его недостатки: ограниченный обзор для летчиков, грузовая кабина была явно лишней, летные характеристики, особенно скорость полета, были недостаточными. Однако именно он стал «отцом» первого вертолета-штурмовика.
 
Специализированный вооруженный
 
Учитывая то, что Армия США с 1960 года хотела иметь специализированный вооруженный вертолет для эскортирования многоцелевых и транспортных, а также для непосредственной поддержки наземных войск с экипажем, состоящим из летчика и стрелка, фирма «Белл» в инициативном порядке разработала специализированный боевой вертолет «Уорриор». Его полноразмерный макет позволил отработать основные конструктивные и компоновочные решения.

Вертолет Н-21в момент отстрела НАР


В июне 1962 года, несмотря на положительное заключение макетной комиссии, военные отвергли проект как не вписывающийся в общую концепцию армейской авиации, т. к. по принятому в 1948 году положению вес армейских вертолетов был ограничен до 2 255 кг.

Вертолет Н-21 с носовой турелью


На фирме решили разработать легкий демонстрационный образец. Для ускорения его постройки использовали динамические системы, двигатель и полозковое шасси вертолета OH-13 «Сиу» («Sioux»). Новым стал обтекаемый фюзеляж, меньшего миделя с закрытой кабиной, в которой экипаж, состоящий из пилота и стрелка, располагался тандемом. Кресло пилота было поднято относительно кресла стрелка, дистанционно управлявшего установленной внизу носовой части фюзеляжа обтекаемой турелью с двумя 7,62-мм пулеметами М60. Турель поворачивалась на 200° по азимуту и отклонялась по вертикали на угол от - 45° до + 15°. На вертолет установили небольшое вертикальное и горизонтальное хвостовое оперение и крыло, служившее для разгрузки несущего винта (НВ) в полете и улучшения маневренности. Кроме того, на его консоли, малого удлинения, подвешивались дополнительные ТБ и вооружение.

Один из вариантов вооружения вертолетов был опробован американцами на вертолете «Пясецкий» H-25. Его вооружили пусковыми устройствами, каждое из которых имело132 ракеты 38-мм калибра и двумя пулеметами


Опытный вертолет, обозначенный «Белл» 207 «Сиу Скаут», прошел успешные испытания в апреле 1963 года, по результатам которых были высказаны пожелания усилить вооружение и установить ГТД. Несмотря на это, главная цель была достигнута — вертолет-штурмовик заявил о себе. Построенный в одном экземпляре «Сиу Скаут» оказал значительное влияние на концепцию штурмового вертолета, а его конструктивные решения легли в основу проектирования всех ударных боевых вертолетов, определили их облик на долгие годы вперед не только в США, но и во многих других странах. Самое же главное было то, что эти работы привели к объявлению конкурса на разработку усовершенствованной системы огневой поддержки AAFSS (Army’s Advanced Aerial Fire Support System).
 
Предложения на конкурс AAFSS
 
Вооруженные «Ирокезы», применявшиеся во Вьетнаме, не удовлетворяли армию, и уже в сентябре 1963 года были выделены деньги на создание специализированного ударного вертолета. Разосланный 1 августа 1964 года Армией США запрос для предложений — RFP (request for proposals) — на участие в конкурсе AAFS положил начало его разработке. Программа продолжалась до 1972 года и стоила $ 12,750,000. Основными конкурентами стали фирмы «Локхид», «Сикорский» и «Белл» с проектами CL-840, S-66 и D-262 на основе D-255 «Уорриор», соответственно. Военные хотели тяжелую скоростную машину с разнообразным вооружением.

Вертолет Н-34 с одним из первых вариантов вооружения двумя пусковыми устройствами по 24 НАР калибра 70 мм и двумя пулеметами


Фирмой «Сикорский» в интересах проекта был создан экспериментальный скоростной комбинированный вертолет (винтокрыл) S-61F, совершивший первый полет 21 мая 1965 года.
 
Кроме того, на экспериментальном вертолете S-61A испытали поворотный хвостовой винт («ротор-пропеллер» — «Rotorprop»). Он использовался как рулевой на взлетно-посадочных режимах и при малых скоростях полета, после чего поворачивался на 90° и использовался как толкающий, обеспечивая крейсерскую скорость 370 км/ч и максимальную — до 460 км/ч.

Вариант UH-1С для КМП с турелью ТАТ-101 (2 х 7,62-мм пулемета М60)


На базе S-61F для программы AAFSS спроектировали боевой винтокрыл S-66 с «Rotorprop» и крылом небольшого размаха. Планировалась крейсерская скорость 200 узлов (370 км/ч) с возможностью увеличения до 250 узлов (460 км/ч) в течение кратковременного периода.
 


Отредактировано: Внимательный - 21 ноя 2018 13:38:52
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!