К первому полету новейшей модификации вертолета Ми-26. Несмотря на воскресный день, 19 августа 2018 года все основные информационные агентства и сайты сообщили о первом полете новейшей модификации российского тяжелого военно-транспортного вертолета, созданного по техническому заданию Министерства обороны России. Это был Ми-26Т2В. Во время полета, продолжавшегося 30 минут, было выполнено два висения и набрана высота 1500 метров.
В полете модернизированный тяжелый военно-транспортный вертолет Ми-26Т2В во время заводских испытаний на ПАО «Роствертол». Ростов-на-Дону, август 2018 года
Фото: aviaforum.ruПо оценке командира экипажа, летчика-испытателя МВЗ им. М.Л. Миля Сергея Баркова, вертолет продемонстрировал хорошую устойчивость, управляемость и достаточные запасы по расходу органов управления. Силовая установка, несущая система, система управления и бортовое радиоэлектронное оборудование работали штатно. Оборудование и эргономика рабочих мест экипажа позволили выполнить поставленные задачи.
Опытный образец ОП-1 тяжелого военно-транспортного вертолета Ми-26Т2В перед испытательным полетом
Фото: aviaforum.ru
Первые сообщения о новом проекте модернизации Ми-26 появились в октябре прошлого года. Тогда пресс-служба холдинга «Вертолеты России» рассказала о новом заказе, полученном от отечественного военного ведомства. Дискуссия о необходимости модернизации имеющихся вертолетов и строительстве более совершенных уже велась, о чем свидетельствует инфографика Минпромторга России «Развитие модельного ряда вертолетов военного назначения», однако только в середине осени была оглашена концепция нового проекта, в основу которой был положен опыт эксплуатации авиационной техники в ходе вооруженных конфликтов последнего времени.
Не обошлось без обид. У ветеранов и сотрудников КБ АО «МВЗ им. М.Л. Миля» вызвало недоумение, опубликованное 22 октября 2017 года сообщение СМИ о том, что «Роствертол» работает над созданием Ми-26Т2В в интересах Минобороны РФ». Как такое может быть? Ведь завод без КБ «шага ступить не может». Завод работает, а где роль КБ? Единственная подслащенная пилюля – «на основе конструкторской документации, разработанной МВЗ». Подобная подача материала – показатель того, что сегодняшние авторы понятия не имеют о реальных процессах модернизации нашей авиационной техники. Конечно же, любое упоминание «одного без другого» – необъективно и обидно для коллектива прославленного КБ, существующего70-лет. Исходя из этого, в дальнейшем говоря «Роствертол» мы подразумеваем «МВЗ», и наоборот. Таким образом, после анализа работы военно-транспортной авиации российских воздушно-космических сил в Сирии, показавшего необходимость вполне определенных доработок имеющихся вертолетов, были оглашены основные цели и задачи разрабатываемого проекта.
Согласно официальным данным, проект предусматривает обновление ряда бортовых систем и устройств серийно выпускаемого для силовых структур и, в первую очередь МО РФ, вертолета Ми-26. Об этой машине, получившей обозначенного в коде НАТО «Halo» (Ореол, сияние), мы уже рассказывали в нашем журнале НиТ 3-5/2013 «Изящный грузовоз» Ми-26. За прошедшие пять лет, линейка вертолетов этого самого большого транспортного вертолета на планете, расширилась. Началось серийное производство модификации Ми-26Т2, создан вариант, адаптированный для эксплуатации в арктических условиях.
Основные отличия вертолета Ми-26Т2 от Ми-26Т
Вертолет Ми-26 в «арктическом» исполнении, вошедший в состав группировки 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота.Естественно новейший Ми-26Т2В должен вобрать в себя лучшее от них. Однако, как подчеркнул Игорь Сычев, главный инженер ПАО «Роствертол», на котором был построен первый опытный экземпляр Ми-26Т2В, появлению новой военной модификации предшествовало не проектирование специализированной серийно производимой и поставляемой на экспорт версии Ми-26Т2, а модернизация более раннего транспортного Ми-26, эксплуатируемого в армии России с начала 80-х годов прошлого столетия. Ссылаясь на представителя «Вертолетов России», 14 февраля информагентство РИА Новости сообщало о завершении проектирования новой машины на МВЗ им. М.Л. Миля и начале строительства первого опытного вертолета перспективной модификации.
Первый прототип ОП-1 был переоборудован из вертолета Ми-26 с заводским номером 34001212157 (серийный номер 13-06) 1988 года выпуска. В мае 2015 года на внешней подвеске вертолета Ми-26Т он был перевезен на ПАО «Роствертол, где был переоборудования в опытный Ми-26Т2В
Фото: aviaforum.ruЧто же представляет собой новейший Ми-26Т2В? Первое, что бросается в глаза - это так называемая «пиксельная» окраска, которая создает эффект размытого контура, что позволяет исказить четкие границы, которые есть у аэродинамической компоновки вертолета. Другими внешними отличиями являются обтекатели бортового комплекса обороны «Витебск». Все остальные изменения – «внутренние». Исходя из того, что основные летно-технические характеристики Ми-26 удовлетворяют заказчика, планер, силовая установка и несущая система остались прежними. Суть проекта под обозначением «Т2В» заключается в изменениях БРЭО и его состава. Прежде всего, вместо комплекса БРЭО НПК-90-2 предшествующей модификации, на «Т2В» установлен интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования НПК90-2В, который обеспечивает:
- круглосуточное пилотирование в простых и сложных метеоусловиях;
- автоматический полет по маршруту с обеспечением возможного оперативного изменения маршрута полета вручную и по командам с наземных пунктов управления воздушным движением;
- непрерывное автоматическое определение параметров положения и движения вертолета;
- автоматическое определение полярных координат относительно радиомаяков и их индикацию;
- выход в заранее заданную точку с заданного направления, выдачу информации о времени прибытия на промежуточный (конечный) пункт маршрута;
- заход на посадку и пред посадочное маневрирование, в том числе повторный заход на посадку;
- возврат на основной и запасной аэродромы, а также на посадочные площадки по кратчайшему расстоянию;
- предоставление информации о параметрах полета, работе агрегатов и систем вертолета, тактической обстановке;
- отображение электронной карты местности;
- информацию об оставшемся пути, пройденном пути, путевой скорости, приборной скорости, путевой фактической скорости, а также высоты полета.
Эти возможности достигаются, в том числе, и благодаря применению усовершенствованной инерциальной навигационной системы, построенной на основе лазерных гироскопов. Другими новинками стали система раннего предупреждения близости земли (СРПБЗ), аварийно – спасательный радиомаяк и цифровой комплекс средств связи КСС-26Т2В. Первая из них обеспечивает экипаж достаточной информацией, позволяющей своевременно определить потенциальную опасность столкновения с землёй (с подстилающей поверхностью или иными препятствиями) и предпринять эффективные действия для предотвращения опасных последствий столкновения. Работать с новыми системами экипажу стало гораздо удобнее благодаря улучшению эргономики кабины, в которой появились цветные жидкокристаллические многофункциональные дисплеи. Таким образом, благодаря стеклянной кабине, летчики имеют всю необходимую информацию о полете и окружающей обстановке.
Стеклянная» кабина опытного вертолета Ми-26Т2В
Фото: russianplanes.netКроме того в кабине установлены энергопоглощающие кресла, повышающие при жестких посадках выживаемость членов экипажа, количество которых в отличие от Ми-26Т2 осталось прежним.
Изюминка проекта – бортовой комплекс обороны (БКО), обеспечивающий выполнение задач в условиях применения противником средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Локальные конфликты последних десятилетий наглядно показывали уязвимость вертолетов от средств противовоздушной обороны. Кроме того, они продемонстрировали необходимость создания и применения БКО, позволяющих своевременно обнаружить атаку и обеспечить защиту от средств ПВО. По данным РИА Новости, в настоящее время российская промышленность производит авиационные БКО нескольких типов. Один из них – индивидуальный комплекс бортовой обороны «Витебск».
Внешний блок БКО «Витебск» на вертолете Ми-26Т2В
Фото: aviaforum.ruВот как прокомментировал возможности этого комплекса начальник пресс-службы ВВО Александр Гордеев: «Авиационный комплекс «Витебск» выполнен на принципах РЭБ и предназначен для индивидуальной защиты вертолета от зенитных ракет и радаров. Защита осуществляется постановкой оптических и радиоэлектронных помех. Кроме того, он способен защитить от ракет с тепловой головкой самонаведения. Система формирует вокруг вертолета «электронный купол» и ослепляет ракеты лазерным прожектором». К этому можно еще добавить отстрел ложных тепловых целей, возможность которого наверняка имеется.
Устройство отстрела ложных тепловых целей БКО «Витебск» на вертолете Ми-26Т2В
Фото: aviaforum.ruВ соответствии с пресс-релизом «Вертолетов России», на машины семейства Ми-26 устанавливается модификация «Витебска» под обозначением Л-370Э26Л, которая прошла испытания в Сирии, если верить
источнику.
После первых полетов вертолета на летно-испытательной станции ПАО «Роствертол» был выполнен перелет в подмосковную Кубинку для демонстрации на Международном военно-техническом форуме «Армия-2018», после чего предварительные испытания машины продолжились на МВЗ им. М.Л. Миля.
Ми-26Т2В во время испытаний на МВЗ им. Миля (Люберцы) после форума «Армия-2018»
Фото: Олега ПодкладоваИх результатом должно стать подтверждение заявленных характеристик и определение возможности предъявления опытного образца на приемочные (государственные) испытания МО РФ. Запуск Ми-26Т2В в серию планируется на 2019 год после завершения Государственных совместных испытаний, благо технологическая подготовка производства к выпуску обновленной машины практически завершена. Данная модификация не будет поставляться на экспорт и после завершения госиспытаний вертолет Ми-26Т2В заступит на боевую вахту в ВКС. По заявлению представителя пресс-службы МО РФ: «Модернизация значительно расширяет потенциал его применения. В государственной программе вооружения на 2018-2027 годы предусматривается оснащение войск тяжелыми вертолетами именно в этой модификации». Однако в холдинге «Вертолеты России» уверены, что модернизированная боевая машина будет востребована не только России, но и за ее пределами: в Азии, Африке и странах Ближнего Востока.
В значительной степени этому будет способствовать и разработка нового двигателя ПД-12В, находящегося на стадии опытно-конструкторских работ (ОКР). В 2017 году был завершен этап эскизного проектирования этого двигателя, сообщило в своем информационно-техническом бюллетене пермское подразделение корпорации «ОДК-Авиадвигатель». На сегодня определен конструктивный облик силовой установки и основные параметры, а также проведена интеграция с вертолетом. Изготовление и испытание первого опытного образца ПД-12В запланированы на 2020 г., а общее завершение ОКР – на 2025 г. По сравнению с Д-136 этот мотор позволит расширить условия базирования вертолета за счет больших возможностей поддержания мощности в условиях высокогорья, жаркого климата и возможности форсирования мощности до 14000 л. с. Ожидается, что ремоторизация Ми-26 увеличит дальность полета с полезной загрузкой и уменьшит эксплуатационные расходы за счет улучшенных технических характеристик и снижения затрат на ТО. Несмотря на больший вес ПД-12В по сравнению с Д-136 новый двигатель будет экономичнее. Как ранее сообщалось, ПД-12В рассматривается в качестве силовой установки для российско-китайского тяжелого транспортного вертолета Advanced Heavy Lift (AHL).
http://naukatehnika.…yandex.com