Обсуждение космических программ
9,174,096 41,277
 

  Аладдин ( Слушатель )
04 дек 2018 15:59:22

Какой тип ЭРД должен работать с ядерной установкой мегаваттного класса при полете на Марс?

новая дискуссия Дискуссия  359

Уважаемые знатоки,
На днях у меня состоялса диспут с моим другом, который утверждал, что: 
1. Построить ЭРД - это сложнее, чем построить ЯУ мегаваттного класса;
2. ЭРД должен быть типа "йонный двигатель", у которого основная проблема, это быстрая деградация электродов при большой силе тока;
3. Пока далеко впереди в этой области находятся американцы, испробовавшие двигатель при мощности тока до 200 КВт, а у России пока нет настолько продвинутой технологии. 
4. Он давал в доказательство вот эту ссылку: https://phys.org/news/2018-02-…-mars.html

Скажите, пожалуйста, так ли это? 
Не могут ли быть использованы другие типы ЭРД, у которых нет таких проблем с электродами? 
Какова ситуация в России с ЭРД для полета на Марс при наличии ядерной установки мегаваттного класса? 

Заранее большое спасибо! 
Отредактировано: Аладдин - 04 дек 2018 16:00:36
  • +0.04 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (11)
 
 
  ЮрийР ( Слушатель )
04 дек 2018 16:29:29

http://martiantime.narod.ru/Base/erd.htm
ОКБ "Факел"
Стационарные плазменные двигатели


Летные модели



Двигатель
Тяга, мН
Удельный импульс, с
Потребляемая мощность, кВт
кпд, %
Ресурс, ч
Масса, кг
СПД-50
20
1250
0,350
35
2250
0,8
СПД-60
30
 
0,517
 
2500
1,2
СПД-70
40
 
0,593
 
3100
1,5
СПД-100
83
1600 
1,221
53
7500
3,5

КА Галс
 
ГСО
СПД-100 (8)
20.01.1994
1600 часов


Перспективные модели

Двигатель
Тяга, мН
Удельный импульс, с
Потребляемая мощность, кВт
кпд, %
Ресурс, ч
Масса, кг
СПД-35
10
1200
0,196
30
2500
0,4
СПД-140
80÷280
1500÷2600
1,2÷6,0
 
10 000
7
СПД-160
90÷350
1500÷2600
1,35÷7,5
 
 
 
СПД-180
120÷565
1500÷2600
1,8÷12,0
 
 
 
СПД-200
до 500
 
3÷15
 
18 000
15
СПД-290
до 1500
 
5÷30
 
27 000
23



EDD
Boeing Electron Dynamic Devices, Inc.
3100 W. Lomita Blvd, Torrance, CA 90505, USA

Xenon Ion Propulsion System

Летные модели

Двигатель
Тяга, мН
Удельный импульс, с
Потребляемая мощность, кВт
13 см
18
2565
0,5
30 см
92
3310
2,4
25 см
165
3800
4,2



Подробнее по ссылке =))
  • +0.26 / 16
  • АУ
 
 
  Аладдин ( Слушатель )
04 дек 2018 17:22:11

Спасибо, Тварь! 
Как я вижу, мощнейшая из перспективных моделей не превышает 30 КВт, а мы имеем дело с мегаваттной мощностью. 
Что, будет связка из нескольких двигателей? 
  • +0.01 / 2
  • АУ
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
04 дек 2018 17:43:10

Конечно. Даже нескольких десятков, возможно.
  • +0.14 / 9
  • АУ
 
 
 
  Slav Rus ( Слушатель )
04 дек 2018 18:37:58

В 2012 г. был разработан эскизный проект двигателя ИД-ВМ, который планируется использовать в качестве основы при создании ЭРДУ мегаваттного класса.

Исследовательский центр имени М. В. Келдыша  разработал и изготовил опытный образец ионного двигателя высокой мощности ИД-500. Его параметры такие: мощность 32-35 кВт, тяга 375—750 мН, удельный импульс 7000 м/с, коэффициент полезного действия 0,75.
.
Да. планируется до 30 таких двигателей на  "ядерном буксире" (может обеспечить мощность реактора)
  • +0.22 / 12
  • АУ
 
 
 
 
  ЮрийР ( Слушатель )
04 дек 2018 18:58:08

Меня даже больше порадовали подтвержденные полетные 1600 часов на Факеловском плазменнике. Цифры для космических двигателей запредельные. 
  • +0.14 / 6
  • АУ
 
 
 
  Cheen ( Слушатель )
04 дек 2018 20:22:07

Дъявол
/оффтоп
люди, выбирайте ники аккуратнее... я тут чуть печенькой не подавилась
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
04 дек 2018 20:44:30

Чин - это неизлечимо , как и наколки - бабочки делать девицам в юном возрасте . Сразу не продумаешь - а потом уже поздно .Грустный
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  Vick ( Слушатель )
05 дек 2018 03:54:45

Тут уже не поздно – ник поменять теперь можно. 
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
  slavae ( Слушатель )
04 дек 2018 17:42:29

Конечно, ведь ядерные реакторы летают десятками уже )) Поэтому пендосия взялась сначала за самое сложное ))
А ЭРД американцы почему-то у нас покупают.
  • +0.15 / 11
  • АУ
 
 
  Аладдин ( Слушатель )
04 дек 2018 17:51:37

Спасибо, Слава! 
А можете подбросить ссылочку на такие покупки, чтобы было чем ответить моему другу? 

P.S. Значит, проблема с ЭРД для полетов на Марс все еще не решена и в России? 
Как и везде, конечно. 
А я думал, что ЭРД есть в наличности, проблема только в ядерной установке. 
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
04 дек 2018 18:10:47

Да искать-то самостоятельно надо учиться )
Например, что под руку попалось
Я даже тему делал https://glav.su/blog/26439/1342858/
Из другой статьи
ЦитатаВ начале 1980-х «Факел» начинает серийно производить двигатели СПД-70 – потомки «Эолов». Первый спутник с этим двигателем, «Гейзер №1», был запущен в 1982-м, а в 1994-м новой моделью СПД-100 оснастили спутник связи «Галс-1». Однако, хотя сообщение об успешном испытании плазменного двигателя «Эол» в 1974 году было совершенно открыто опубликовано в журнале «Космические исследования», зарубежные конструкторы считали СПД лишь интересной теоретической разработкой. Поэтому демонстрация представителям NASA и JPL в 1991 году работающих двигателей «Факела» и сообщение, что подобными оснащены серийные спутники, вызвала у них настоящий шок (американцы в основном пошли по пути разработки ионных двигателей). Неудивительно, что «Факел» сейчас считается в мире ведущим производителем электроракетных плазменных двигателей. «На каждом третьем российском спутнике стоит наш двигатель, а три из пяти крупнейших западных производителей космических аппаратов покупают у нас СПД, – рассказал директор и генеральный конструктор ОКБ «Факел» Вячеслав Михайлович Мурашко. – Ими, например, оснащены спутники MBSat-1, Intelsat-X-02, Inmarsat-4F1». Посылая свой спутник SMART-1 к Луне, Европейское космическое агентство выбрало для него в качестве двигателей плазменные PPS-1350, совместную разработку французской компании Snecma Moteurs, ОКБ «Факел» и МИРЭА.

    Что же ожидает нас в ближайшем будущем? В 1980-х годах группа в МИРЭА разработала двигатель следующего поколения, СПД Атон. Расходимость плазменного пучка в СПД-100 составляет +/– 45 градусов, КПД – 50%, а соответствующие характеристики СПД Атон +/–15 градусов и 65%! Он пока не востребован, как и другой наш двигатель, двухступенчатый СПД Мах с измененной геометрией поля – конструкторы пока обходятся более простыми СПД-100. Дальний космос требует двигателей с масштабами 10-100 кВт или даже МВт. Подобные разработки уже есть – в 1976 году в ИАЭ сделали двигатель мощностью в 30 кВт, да и «Факел» в конце 1980-х разработал СПД-290 мощностью 25 кВт для космического буксира «Геркулес». В любом случае теория таких двигателей построена, поэтому в рамках классической схемы СПД вполне реально довести мощность до 300 кВт.А вот дальше, возможно, придется перейти к другим конструкциям. Например, к двухлинзовому ускорителю на водороде, разработанному в ИАЭ в конце 1970-х. Эта машина имела мощность 5 МВт и скорость истечения 1000 км/с. В любом случае на межпланетных кораблях будут стоять плазменные двигатели.
  • +0.29 / 19
  • АУ