США несколько лет с точной периодичностью пошатывали лодку, проверяя, как мир и Россия реагируют на их выпады в отношении ДРСМД. Затем сообщили, что выходят из договоров, потому что «они устарели». Потом заявили, что ждут от России как-то действий. Затем уже поставили ультиматумы, дали срок, позволили демократам и республиканцам и на этой почве развернуть дебаты.
А что Россия? Все это время, спокойно наблюдая за истерикой Соединенных Штатов, Москва просила только одного – соблюдайте все заключенные соглашения, и мы будем делать то же самое. Такая модель поведения, как оказывается, единственно верная – что бы не делала и не предпринимала Россия, Штатам все равно нужно было бы выйти из всех договоров, или, как минимум, поторговаться за их сохранение.
Почему вопрос изначально поставлен как «ультиматум для России»? Версия только одна: чтобы заранее сделать Москву оправдывающейся и виновной стороной. Мол, мы давали им шанс, они не воспользовались.
Дутый информационный пузырь, на который слой за слоем кладутся свежие заявления и истеричные выпады, за которыми совсем теряется суть. А суть-то в том, что США расторжением договора с Россией получают:
а) Возможность открыто представить миру свои РСМД;
б) Продать их тем, кому они нужнее всего – паникующим у российских границ литовцам, эстонцам, полякам и т.д.
Договор сам по себе нейтрализует инструменты воздействия на относительно близких соседей, так что целевая аудитория расторжений более чем очевидна.
Чем можно нивелировать последствия расторжения договора? Соглашениями с государствами на приграничных территориях. Особенно актуальным в таком свете стало бы какое-нибудь соглашение, как ни странно, с Макроном. Франции сейчас очень много, не только в Европе, но и в мире. Макрон настроен довольно воинственно, поэтому какие-нибудь новые военные соглашения стали бы красивым завершением эпопеи с ДРСМД.
Одно неприятно – США воспользуются всеми доступными им средствами, чтобы европейские страны, имеющие американские базы, или члены НАТО были максимально вооружены тем, что еще недавно было запрещено. Вот поэтому ход России, возможно, не в том, чтобы сохранить существующее положение вещей (американцы будут возвращаться к этому регулярно), а в том, чтобы создать новые договоры.
Литва, Латвия, Эстония и Польша, конечно, все равно что-нибудь купят у США в случае аннулирования ДРСМД. Да и в случае его сохранения – тоже купят. Такие вот они жертвы американского военного маркетинга.