В обмен на льготный транзит нефти и газа и участие Белоруссии в совместной обороне со стороны Запада Российская Федерация обязалась поставлять углеводороды на условиях равнодоходных с поставками внутрироссийским потребителям. В первую очередь именно под этим белорусская сторона понимает равные условия для хозяйствующих субъектов. На поставках своим потребителям российские компании должны зарабатывать столько же, как и на поставках белорусским потребителям. Речь при этом не идёт об уровне цен. Белорусская сторона претендует не на низкие цены и тарифы, а на цены и тарифы равные с российскими. Об этом Глава государства неоднократно говорил.
В итоге белорусская сторона считает себя экономически ущемлённой, так как получает газ по тарифам, хоть, и более низким, чем западноевропейские потребители, но существенно более высоким, чем тарифы в Смоленской области РФ. На сегодняшний день газ является главным энергоносителем в Белоруссии, соответственно, при выработке из него электроэнергии, она оказывается в несколько раз дороже, чем в Российской Федерации. С учётом того, что энергетическая составляющая в машиностроении, например, довольно велика, белорусским предприятиям приходится конкурировать в более жёстких условиях с российскими. Тот же МАЗ, переплачивая за электроэнергию и газ, вынужден недоплачивать зарплату работникам для того, чтобы конкурировать с КамАЗом. Правда, нахождение в более жёстких условиях стимулирует производственников к техническому развитию. За годы суверенного существования белорусская экономика снизила энерго- и ресурсоёмкость ВВП почти в два с половиной раза в сравнении с советским уровнем и приблизилась по этому показателю к высокоразвитым странам.
После ввода в эксплуатацию двух энергоблоков Белорусской АЭС проблема существенно уменьшит свою актуальность, так как АЭС заместит собой 50% электроэнергии. Газ станет значительно менее чувствительной темой в белорусско-российских отношениях. Вполне вероятно, что уже только это может привести к тому, что мы больше никогда не увидим газовых конфликтов между нашими государствами. К слову, за 28 лет существования белорусского и российского суверенных государств произошло 9 нефтегазовых конфликтов.
Для того чтобы окончательно решить озвученную Президентом проблему, необходимо изменить условия, в которых она существует.
Стратегический характер российско-белорусскому партнёрству придаёт обмен оборонно-транзитных услуг, жизненно важных для России, на снижение цен на газ и нефть, жизненно важных для Беларуси. Наши страны, таким образом, друг друга взаимодополняют, извлекая синергетический эффект. В этом суть белорусско-российской интеграции.
Большинство российских и либеральных экспертов и СМИ, не вникая в суть вопроса, называют это ценовое снижение субсидией или помощью белорусской экономики со стороны России, что является не просто некорректным, а попросту оскорбительным и унизительным для белорусов, поскольку выставляет их нахлебниками и иждивенцами. При желании любое такое утверждение в СМИ можно подвести под 30 статью УК РБ «разжигание межнациональной розни». Только отсутствие у белорусской власти желания обострять и без того непростые отношения удерживает ситуацию от развития по такому сценарию.
Совокупная «субсидия» по оценке белорусского Минэкономики составляет на сегодняшний день около 1 млрд. долларов, что даёт менее 2% белорусского ВВП.
Белорусы сравнивают российские цены с ценами, которые предлагает Казахстан. У российских экспертов сумма получается в несколько раз выше. Они сравнивают цены для белорусов с ценами для Прибалтики и Польши.
Если этот обмен перевести в прозрачный формат, то конфликтное поле полностью устранится. Для этого нужно пересчитать в кубометрах газа стоимость белорусских услуг, а именно:
ДАЛЕЕ -
https://politring.co…ssiey.html