Чердачок передела
1,778,647 22,963
 

  Vick ( Практикант )
07 дек 2018 14:32:14

О тенденциях к разложению отечественного чернушного политического киноискусствия.

новая дискуссия Статья  487

Потянуло вот поговорить о "высоком", о нашем отечественном "киноискусствии". В его политической ипостаси.
С конца 80-х в нашем кинематографе начала набирать обороты "говночернуха". А к концу 90-х расцвела пышным цветом. Сейчас у этого направления наметился кризисик. 
На чём было построено это "направление"? На "максиме", что есть бесправный народ и насилующая его "верхушка" (чиновники, воры, бизнесмены, олигархи и т.п.) И – соответственно – полная безнадёга без какого либо намёка на хеппи энд. И это работало первые лет 10.  потом те, у кого чуйка какая-то есть, почувствовали запрос общества на "какой-то просвет". Данный просвет эти "чуяльщики" стали находить в том, что "некто из простого народа подымается и либо мстит всем нехорошим, либо просто остаётся хорошим, даже став бандюганом". Появились "Бригады", "Бумеры", "Брат", "Брат-2" . Да, среди чернушников талантливые и очень талантливые есть, Балабанов именно такой – талантливый чернушник, и если бы не снял эти два фильма – не заслужил бы народную любовь. А тут он создал образ "супермена из народа, который наказывает плохих зажравшихся". На "Груз-200" народную любовь не заработал бы. 
Но и это "поветрие" прошло, не укоренилось. Но пришло иное, чего "рукопожатные чернушники" сначала не осознали (да и сейчас не особо), и это "иное" стало разъедать сами основы "чернушной концепции".
Напомню ещё раз эту классическую чернушную концепцию: есть забитый народ и злодеи-вверхусидящие. И всё. Эта концепция в отечественном искусстве прослеживается ещё с Салтыково-Щедринщины. И вот к 10-м годам 21-го века в "чернушную концепцию" прокралось "страшное" – стали появляться намёки на то, что над "приподнявшимися над народом" есть некие силы, которых они опасаются и которые (эти силы) всё же стремятся держать негодяев в узде. И это не Боженька. 
Эта новая тенденция видна по "чернушному" творчеству "молодого режиссёра" Быкова, который затем оскандалился сериалом "Спящие". Если смотреть его чернушные фильмы ("Майор", "Дурак" и т.п.), то можно заметить, что в отличие от классической "чернухи" типа "Левиафана" или балабановских фильмов, злодеи у Быкова злодействуют, чтобы скрыть свои предыдущие злодейства, а скрыть им надо потому что они опасаются наказаний за свои злодейства. То есть у Быкова подспудно присутствует некая бОльшая сила, чем у злодеев, некий "закон", некие не показываемые в фильмах "структуры", которые таки могут наказывать за злодейства, и злодеи этой силы очень серьёзно опасаются.   Это серьёзное отличие даже от Балабанова, у которого злодеи не боятся ничего и никого, только разве что внезапно, непредсказуемо  появившегося из ниоткуда, из народа, героя-одиночки Данилы Багрова.  
До поры до времени "рукопожатники" не обращали внимания на быковский отход от "классики чернухи", но взбеленились, когда тот в конце концов решил снять фильм (сериал) именно про эти таинственные силы, стоящие над "злодеями". И ФСБ в его сериале оказалась не сборищем коррупционеров-живодёров, а силой, которая защищает государство (нифига не живодёрское вдруг) и защищает народ. Этого уже рукопожатники спустить не могли.  Что было дальше, все знают, Быков покаялся, пристыдился и "ушёл в монастырь". 
Сейчас вышел слепаковский сериал "Домашний арест". Сериал, как и "Спящие", особой художественной ценностью не блещет, большинство приколов и режиссёрско-сценарных придумок банальны и предсказуемы, да и"родом из 90-х", молью побитые. Но! Это уже комедия, причём построенная на том, что за муниципальными чиновниками-злодеями охотится "справедливая, борющаяся с коррупцией" ФСБ со своими хоть и комичными, но честными и совестливыми героями-фсбшниками (даже когда им надо дискредитировать "кандидата из народа" они не стремятся его подставить под педофильскую статью – "зачем человеку жизнь портить, нормальный же хороший мужик") 
Так что тенденция, которая заметна в "ранних" фильмах Быкова нулевых годов, набирает обороты (и пользуется успехом у зрителей, в отличие от классических чернух-"Левиафанов").  А это значит что? Что и народ и даже "создатели искусствия" не могут пройти мимо того факта, что власть (федеральная уж точно) не "голимые коррупционеры и воры". А пройти мимо этого "искуссво-делы" не могут, потому что народ это видит и будет смотреть то, что он в жизни видит, а не фантастику про "полную жопу в стране и некуда крестьянину податься". 
И лишь упёртые рукопожатники-западопоклонники сегодня остаются привержены "классической чернухе" (чтобы на "благословенном западе" в Каннах по красным дорожкам ходить), беря пример с западных образцов типа Люка Бесона (у которого "мир говно", и лишь Леоны-киллеры, наркоманки Никиты, таксисты, плюющие на ПДД,  и арабы-паркурщики могут делать добро  простым девочкам и больным мальчикам-арабчикам, а спецслужбы и госсслужбы – исключительно сборище тупиц или злодеев). 

Первые эпизоды сериала "Домашний арест", те, которые  "о 86-м" просто ужасно-безобразны, хотя бы в том, что создатели имеют смутные представления о 80-х. Два примера: в советских унитазах невозможно было сунуть голову в "океан воды", если в советском унитазе стоит вода  в количестве, что можно окунуть голову по уши или полностью – стало быть имеется в наличии засор ;) ; и второе – в советское время доставать при детях и мужиках подаренный бюстгальтер и "примеривать" даже просто прикладывая к груди  – было крайне неприлично – это тут же вызвало бы хиханьки-хаханьки детворы и скабрезные шуточки мужиков – целомудренным всё же было советское общество даже в трущобах-коммуналках. Ещё одна несуразность: у "нищей" семьи у всех есть мобильнички. есть в семье и хоть и старенький, но джипчик-иномарочка (то есть за бензин и мобильную связь платят исправно), а вот найти копеечки на починить сливную трубу в туалете не могут. Что как бы намекает, что сценаристы-слепаковы хреновато знают сегодняшние реалии провинции и совмещают советское "негде достать и заплатить копейки сантехнику, чтобы поменять трубу" с московским "у каждого же есть машинка и мобилка, даже у совсем нищих хватает денежки на бензин и оплату мобильной связи и мобильного тырнета". 
Отредактировано: Vick - 07 дек 2018 16:20:35
  • +1.47 / 30
  • АУ
ОТВЕТЫ (7)
 
 
  pps ( Слушатель )
07 дек 2018 14:42:52

С этим и Говорухин неплохо справился

  • +0.38 / 12
  • АУ
 
 
  Vick ( Практикант )
07 дек 2018 15:08:38

Да. Но Говорухин не был "принципиальным профессиональным чернушником не зависимо от внешних условий". А Балабанов - именно оно. 
  • +0.42 / 7
  • АУ
 
 
 
  Dobryаk ( Профессионал )
07 дек 2018 16:29:36

А как Вам "Война" Балабанова? Он не был ни при какой погоде профессиональным чернушником. Более того, у него всегда оптимистические финалы — без лозунгов, но в лучших традициях социалистического реализма.
  • +0.57 / 25
  • АУ
 
 
 
 
  Vick ( Практикант )
07 дек 2018 16:48:41

Оптимистический финал – главный герой в изоляторе: "наверное не посадят"?

Какой оптимистический финал в "груз-200" или в последнем балабановском фильме "я тоже хочу", где он сам сыграл камео, режиссёра, который дошёл до волшебной колокольни, но его "не взяли" в рай, и он там, как все "не взятые" умирает у той колокольни?
"Жмурки" – оптимистичный финал, как эти двое убийц-бандюганов в Москве уже депутатствуют? В "Брат 1-2" разве что оптимистичные финалы... Но эти финалы не опираются на оптимистичность в связи с надеждой на законность или власть в стране. Там "страну люблю не смотря и вопреки".
Так что не – Балабанов именно принципиальный чернушник. Вернее органичный природный чернушник (кстати, не в связи с тем, что "на западе похвалят", он именно органичный чернушник-скептик по жизни – смотрел передачку про него после его смерти – жена его рассказывала, что он "обитал" в низах, домой регулярно притаскивал бомжей-алкашей с вокзалов, чтобы с ними напиться-упиться, а по "рукопожатным тусовкам" не шастал). Я верю что он сам был хороший человек, но пессимизмом-беспросветностью  живущий, есть такие, которым любой оптимизм претит. 
Да и чернушность сама по себе не есть "плохо или хорошо", она бывает уместной или нет. С конца 90-х она была уместна, потому что востребована – как отдушина после "взвейтесь-развейтесь" и "семимильными шагами к коммунизму", потом "герои из народа" как единственные, хотя и полуфантастические герои-спасители из народа – отдушина. А когда жизнь народа налаживается - чернушность становится "искусственной", надуманной, высосанной из пальца, не соответствующей окружающему общему "настрою".  Сейчас на смену чернухе приходят отечественные ужастики, чтобы пощекотать нервы, на это народ покупает билеты. А чернуха станет органичной снова лишь тогда, когда в жизни страны снова "жопень" нарисуется. Реальная, а не выдуманная белоленточными навальными. Был бы сейчас жив Балабанов – вряд ли он бы снял что-то попадающее в нерв зрителя, как его "Брат" или "Война" в своё время. Я думаю, с ним произошло бы то же, что с Гайдаем – в 60-х и 70-х его "киноязык" был актуален, близок зрителю, а начиная со "Спортлото-82" и дальше – уже некое не соответствие энергетики, юмора языка Гайдая и жизни вокруг стало очевидным.  

  • +0.34 / 8
  • АУ
 
 
 
 
  хвилолoг ( Слушатель )
07 дек 2018 18:42:23

Не соглашусь. Мне кажется, что исповедался перед смертью он фильмом "Я тоже хочу".
Кстати, в "Войне" нет оптимистического финала, там финал открытый.
  • +0.18 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
  Cheen ( Специалист )
07 дек 2018 18:58:23

Зачем пытаться искать в глюках возвышенный смысл?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  хвилолoг ( Слушатель )
07 дек 2018 19:15:10

Почему возвышенный? Просто прямо показал как раз свою чернушечность беспросветную.
  • +0.00 / 0
  • АУ