Белорусская сторона нашла повод, чтобы не подписывать соглашение с Россией о взаимном признании виз. Документ был готов, планировалось, что премьер-министры стран подпишут его 13 декабря в Бресте на заседании союзного Совмина. Но в последний момент официальный Минск дал задний ход. Главная причина, считают эксперты, лежит в политической плоскости.Граница между Россией и Беларусью после создания Союзного государства стала своеобразной серой зоной — граждане РБ и РФ пересекали границу беспрепятственно. На бывшей границе были закрыты международные пункты пропуска, и этим пользовались граждане третьих стран для поездок в Россию.
После начала конфликта на Донбассе россияне стали понемногу ужесточать режим проезда, снимая украинцев с автобусов и поездов, следующих из Беларуси. Основной проблемой стало восстановление в феврале 2017 года с российской стороны зоны пограничного контроля, что стало реакцией Москвы на введение Беларусью безвиза для граждан 80 стран.
По факту граница между Беларусью и Россией оказалась перекрыта, что стало проблемой для иностранцев, пересекавших нашу страну транзитом — теперь для въезда в Россию из необходимо ехать в международные пункты пропуска в Латвию или Украину.
Для Беларуси, которая всегда активно декларировала свой статус страны-посредника или транзитной зоны, это обернулось финансовыми потерями — туристы, перевозчики, представители бизнеса, чтобы добраться до России, стали объезжать Беларусь.
Для решения проблемы были начаты переговоры о взаимном признании виз между странами. Они велись в течение 2017 и 2018 годов. Были достигнуты промежуточные успехи в виде временного соглашения на период чемпионата мира по футболу в России и Европейских игр, которые пройдут в Минске летом 2019.
На протяжении двух лет регулярно звучали обещания, что документ вот-вот подпишут. В конце ноября глава МИД России
Сергей Лавров назвал финальную дату — 13 декабря. Проект был согласован, параллельно российская сторона сообщала
о планах по открытиюмеждународного пункта пропуска в Смоленской области.
Но не сложилось и в этот раз. Премьер-министр Беларуси
Сергей Румас 13 декабря
заявил, что проект документа не успел пройти внутригосударственные процедуры, а на следующий день
Александр Лукашенко вообще заявил, что
увидел этот документ только накануне вечером.
При этом президент Беларуси отметил, что
«проблем не будет», так как в документе, который Лукашенко назвал «союзным шенгеном»,
«учтены все пожелания и белорусов, и россиян».
Но не всё так просто, если учесть, как проходили белорусско-российские переговоры на этой неделе.
Вначале российский вице-премьер
Дмитрий Козак не стал обсуждать с белорусской делегацией компенсацию потерь от российского налогового маневра
«до принятия принципиальных решений о движении в направлении дальнейшей интеграции».
Затем премьер-министр РФ
Дмитрий Медведев на союзном Совмине в Бресте недвусмысленно озвучил интересующий российскую сторону сценарий углубленной интеграции, то есть слияния Беларуси и России в одно государство.
Вероятно, именно эта интеграционная атака и могла стать причиной, по которой Румас получил команду отложить подписание соглашения до лучших времен.
Это решение было реакцией на заявления Медведева как единственно возможный демарш белорусской стороны, как проявление характера», — отметил в комментарии для
Naviny.by директор по исследованиям центра EAST (
Польша)
Андрей Елисеев.
По его мнению,
«это было чисто политическое решение в связи с неопределенной паузой по переговорам по нефти и газу».В тоже время, считает эксперт, соглашение о взаимном признании виз более выгодно Беларуси, у которой есть необходимость решить проблему с транзитом граждан третьих стран.
«Дополнительная выгода с точки зрения признания российских виз — к нам бы приезжали иностранцы с российскими визами», — добавил Елисеев.
Однако в экспертных кругах есть опасения, что взаимное признание виз может ослабить белорусский суверенитет и усилить зависимость от России.
«Текста соглашения нет, но из скупых комментариев понятно, что речь идет о взаимном признании уже выданных виз. Речь не идет про общую визу Союзного государства, сохраняются белорусские визы, сохраняются российские. Я бы не говорил, что Беларусь отдает значимую часть своего суверенитета», — отметил Андрей Елисеев.
То есть даже в этом Россия пошла навстречу РБ, но Луке и прикорытным нефть важнее. Ничего, думаю Россия дожмет.