АВИАЦИЯ и иные...
13,465,344 34,193
 

  В. Вилежаня ( Слушатель )
19 дек 2018 17:14:02

Не только про железки. Жизненные истории про авиаторов.

новая дискуссия Дискуссия  296

Как вносятся поправки в РЛЭ. Ту-154.

В те времена была очень популярна песня Учкудук – три колодца. А еще в те времена сильно развернулась борьба за экономию топлива в Аэрофлоте. Экономить топливо можно двумя способами. Где - ни будь спрямить маршрут и лететь, как можно выше, где расход топлива меньше.  В средине жаркого лета 1985 года в среднеазиатском городе Карши (Узбекистан) взлетел Ту-154 на Уфу. Исходя из веяний времени,  экипаж начал набор максимально возможной  высоты для этой полетной массы – 11600, то есть близкий к практическому потолку.  Самый верхний эшелон для Ту-154 – 12100. Набирали необычно долго, более 40 минут. Было тепло, даже аномально тепло. Где-то на 15 градусов теплее. Так тепло на эшелоне не бывает.  На эшелон вышли на скорости 400 км/час. Это очень маленькая скорость, хотя и допустимая по руководству.  Это уже скорость срабатывания сигнализации об опасных режимах. На практике ни кто на такой скорости на эшелоне не летает, но эти полетели.  Дело в том, что на такой скорости нет запаса по углу атаки. Существует вероятность  заскочить в струйное течение с большой турбулентностью и свалиться.  Так и получилось. Они зашли в струйное течение.  Начала срабатывать сигнализация опасных режимов, у самолета появилась тряска, предвестник срыва.  Экипаж на это реагировал. Выключил сигнализацию, чтобы не мешала, и даже уменьшил режим работы двигателей, ошибочно приняв срывную тряску за помпаж.  Единственное, что он не сделал, это отклонить штурвал и разогнать скорость. В результате действий экипажа самолет еще потерял скорость, свалился, перешел в плоский штопор и упал в пустыню около Учкудука.
При расследовании выяснилось, что экипаж не нарушил ограничения РЛЭ ни по скорости, ни по массе, ни по высоте.  Но в РЛЭ ничего не говорилось про аномально высокую температуру.  А тут сложилось всё. Маленькая скорость, большой вес, предельная высота, турбулентность.  И неграмотные действия экипажа. Катастрофа. Потом внесли  изменения в РЛЭ. Значительно ограничили полетную массу для последних эшелонов. Практически, на такой высоте может летать только пустой самолет.
  • +0.09 / 16
  • АУ
ОТВЕТЫ (10)
 
 
  Flugkater ( Слушатель )
19 дек 2018 20:16:35

Уважаемый Василий Ершов про эту катастрофу писал чуть другое:
ЦитатаТогда только начинались полёты из нового аэропорта узбекского города Карши, и экипажи на вылет завозились туда пассажирами из Ташкента, или из других мест, неважно. Важно то, что, как обычно было принято, новый аэропорт сдавался как всегда под какую-то дату, под фанфары и без элементарных удобств, которые достраивались потом годами.
Экипажу, прибывшему на вылет под ленинградский рейс, в силу ряда обстоятельств пришлось промыкаться на ногах много часов, говорят, чуть не сутки.
Как и мы, красноярцы, в своём несчастном аэропорту мучились в так называемом профилактории для лётного состава, где элементарные унитазы заработали-то лет через десять (а уж намёрзлись…), так, полагаю, и в том Карши кондиционеров тоже ещё не было. И экипаж, не отдохнувший, намучившийся по жаре перед вылетом, взлетел на пределе сил — потому что мы так зарабатываем свой кусок хлеба. У шахтёра свои проблемы, у металлурга — свои, и кто спрашивает комбайнёра, сколько он спал, когда идёт хлеб.
Нет, на предполётном медосмотре экипаж, конечно же, сказал, что чувствует себя хорошо. Ну, скажи, что устал, что не спал перед вылетом. Был же случай во Владивостоке: капитан в санчасти пожаловался, что из-за комаров «в этом гадюшнике» — пилотской гостинице — не удалось поспать. Что ж: специально обученная тётя-медик — на своём месте. По инструкции он отправила экипаж спать в тот же «гадюшник». Рейс задержали, а вечером «отдохнувший» экипаж вновь пошёл в санчасть и уже не ерепенился, молча полетел.
Так и в Карши. Молча сели, загрузили 164 пассажира и взлетели. Условия были обычные для Средней Азии: жара. В жару самолёт очень долго набирает высоту. Экипаж, как предполагают, включил автопилот и… уснул. Сморило. Самолёт добросовестно набирал высоту; автопилот выдерживал курс и тангаж. Скорость с набором высоты все падала и падала (тангаж в процессе набора положено все время уменьшать), но некому было чуть опустить нос самолёта, чтобы восстановить скорость. Спал экипаж. В конце концов, самолёт потерял скорость и свалился. Сработала сигнализация, экипаж проснулся, но определить, что же случилось с машиной, спросонья в первые секунды не смог, что ясно из записей внутрикабинных переговоров. Беспорядочные действия привели только к плоскому штопору, из которого вывести тяжёлый лайнер невозможно.
Если бы экипаж не спал, а самолёт свалился на малой скорости, то своевременные и очень простые действия позволили бы вывести машину из сваливания практически безболезненно, ну, с потерей тысячи метров высоты. А так самолёт свалился в штопор с высоты 11600 метров и, вращаясь, как кленовое семечко, плашмя упал в пустыню.
  • +0.42 / 16
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
19 дек 2018 20:34:51
Сообщение удалено
Шпана форумная
29 янв 2019 17:20:40
Отредактировано: Шпана форумная - 29 янв 2019 17:20:40

  • +0.05
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
20 дек 2018 07:22:59

Ну что Вам сказать. 
Мнение Василия Ершова - это только его мнение. По поводу, экипаж уснул в наборе высоты. Да, в полете можно уснуть. Но. Но на таком этапе полета, как набор высоты, засыпание экипажа крайне маловероятно. В связи с кратковременностью этого этапа, примерно по времени полчаса. Экипаж находится в возбужденном состоянии после подготовки к вылету и после взлета, и не может уснуть за столь короткое время. И уж совсем не вероятно, чтобы уснули все члены экипажа. Исходя из опыта, кто-то из членов экипажа в полете может задремать, там, на эшелоне. Но никогда все четыре человека, члены экипажа, не уснут одновременно. Даже если сильно спать хочется. Из них обязательно кто-то работает. 
Набор высоты, не установившийся этап полета. В наборе высоты на автопилоте включается или стабилизация по тангажу или стабилизация по скорости. При наборе высоты в 10 км невозможно производить полет на постоянной скорости, приборной или истинной,а так же с постоянным тангажом. Так что, кто-то из пилотов не мог спать, а управлял автопилотом. Набор высоты происходит с пересечением заданных высот и прохождением поворотных пунктов, и с обязательным докладом диспетчеру. Поэтому, кто-то, пилоты или штурман ведет связь и не спит. В наборе высоты повышенный расход топлива. Бортинженер следит за выработкой топлива и время от времени включает насосы перекачки топлива или контролирует их включение автоматической системой. То есть, тоже не спит. И вообще, люди разные, и чтобы одновременно уснули 4 человека, занятые работой, так не бывает. Далее. Срыв самолета произошел не вдруг. Кто-то доложил о занятии эшелона. Кто-то отключил сигнализацию Кто-то изменял режим работы двигателей. И только после этого самолет свалился. Так что, экипаж не спал.
Но рассказ не о том, что делал экипаж. О том, что не выходя за рамки ограничений по РЛЭ, самолет уронили. После этого были внесены изменения в РЛЭ. Вечный путь познание методом проб и ошибок. 
  • -0.18 / 12
  • АУ
 
  Удаленный пользователь
21 дек 2018 06:05:20

Не пишите больше " жизненных историй". Как оказалось эта ваша история полная брехня
  • +0.36 / 16
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
21 дек 2018 07:31:58
Сообщение удалено
Шпана форумная
29 янв 2019 17:21:45
Отредактировано: Шпана форумная - 29 янв 2019 17:21:45

  • +0.27
 
 
 
  Ilya Kaiten ( Слушатель )
26 дек 2018 06:36:59

Ну, это-то как раз элементарно. Чтобы вписаться в условия задачи "мачта" должна быть выше нижнего крыла биплана и ниже верхнего, а растяжка крепиться как можно выше к маковке...

И зачем.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
26 дек 2018 17:05:42
Сообщение удалено
Шпана форумная
29 янв 2019 17:18:24
Отредактировано: Шпана форумная - 29 янв 2019 17:18:24

  • +0.20
 
 
 
 
 
  Ilya Kaiten ( Слушатель )
26 дек 2018 17:47:26

Я не утверждал, что байка правдивая, я просто попытался вписаться в "условия задачи" (во время движения по полосе в процессе взлёта, растяжка мачты отрезает нижнее крыло в районе стойки, не задевая верхнее). Просто при любом другом варианте либо отрывает отрезает и верхнее крыло, либо (очень острый угол растяжки относительно земли) анкер растяжки оказывается под колесом (если не под миделем).
  • +0.30 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
26 дек 2018 18:15:42
Сообщение удалено
Шпана форумная
29 янв 2019 17:18:21
Отредактировано: Шпана форумная - 29 янв 2019 17:18:21

  • +0.03
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
21 дек 2018 08:45:10

С нетерпением жду исполнения обещания честнейшего человека опубликовать скан с РЛЭ Ту-154 "Отказ радиосвязи".
Уберу после ответа.
  • -0.21 / 15
  • АУ